Юридические факты и правоотношения в сфере ПСО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:04, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение. Кроме того, юридические факты позволяют судить о политике, проводимой государством в сфере социального обеспечения, ее особенностях и тенденциях, поскольку в них всегда отражается позиция законодателя по тем или иным ключевым вопросам.

Работа содержит 1 файл

юр. факты в псо.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации. Определяются ее цели, задачи, объект, предмет, методологические и теоретические основы диссертационного исследования, дается краткая характеристика новизны полученных результатов, их теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации полученных в ходе исследования результатов.

Глава первая «Понятие и значение юридических  фактов и их составов в праве социального  обеспечения» состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения России, понятие, виды и значение фактических составов, а также соответствующий институт права социального обеспечения.

В первом параграфе «Понятие и сущность юридических фактов в праве социального обеспечения» исследуется понятие юридического факта в праве социального обеспечения, его признаки и особенности, отличающие от юридических фактов иных отраслей российского права.

Юридический факт представляет собой частную предпосылку участия субъекта в тех мерах и мероприятиях алиментарного характера, которые именуются социальным обеспечением. Юридические факты воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

Будучи  материально-идеальным явлением, юридический  факт в праве социального обеспечения  характеризуется следующими признаками: 1) это обстоятельство, определенным образом выраженное вовне (юридическими фактами не могут быть мысли, намерения, желания и т. п., хотя нередко законодатель придает правовое значение субъективной стороне тех или иных действий, например, при наступлении инвалидности вследствие совершения умышленного преступления); 2) юридические факты выражаются в наличии или отсутствии явлений материального

9

мира, то есть правовые последствия могут  быть связаны не только с наличием определенных обстоятельств, но также  с их отсутствием (отсутствие работы у лица, осуществляющего уход за членами семьи умершего кормильца); 3) юридические факты отражают своеобразие основных направлений и способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; 4) юридические факты прямо или косвенно предусмотрены правовыми нормами и влекут предусмотренные ими юридические последствия; 5) как правило, юридические факты в праве социального обеспечения нуждаются в фиксации в письменной форме (в виде акта, свидетельства, справки и т. д.), хотя в ряде случаев отсутствие письменной формы можно восполнить показаниями свидетелей (подтверждение стажа).

Следует отметить, что понятия «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» не являются тождественными. Юридический факт в праве социального обеспечения - это любое обстоятельство, с которым правовые нормы связывают наступление каких-либо юридических последствий (материального или процедурного характера). Социально-обеспечительный юридический факт - это такой факт, который определяет необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения (возраст, инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.); другими словами, социально-обеспечительный факт обусловливает наступление материально-правовых последствий, показывает, по какой причине и при каком условии (условиях) гражданин вправе получать государственную помощь или содержание. Поэтому к социально-обеспечительным фактам нельзя отнести заявление нуждающегося и акт органа социального обеспечения о предоставлении определенного вида обеспечения (это, по большому счету, факты вспомогательного характера, которые нужны для законного и обоснованного наступления материально-правовых последствий). Таким образом, первое из указанных понятий шире второго по объему, поскольку включает также юридические факты процедурного характера. Чтобы реализовать основания и условия социального обеспечения, привести их в действие, требуется соблюдение соответствующей юридической процедуры.

С другой стороны, социально-обеспечительные  факты могут быть связаны и  с иными отраслями права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), а категории граждан,

10

относящихся к государственным служащим, порядок  прохождения государственной службы и ряд других отношений регулируются нормами административного права (ст. 8-11, 21-41, 45-59 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»). С этой точки зрения понятие «социально-обеспечительный юридический факт» является более широким, поскольку простирается за пределы отрасли права социального обеспечения. В данном случае используется несколько иной по отношению к терминам «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» подход: во внимание принимается взаимосвязь права социального обеспечения с другими отраслями и более широким по объему признается то понятие, которое выходит за пределы права социального обеспечения.

Социально-обеспечительные  факты отражают в себе исключительно  позитивные качества человеческого сообщества, чем объясняется тесная взаимосвязь норм права социального обеспечения с правилами морали. Безусловно, предоставление содержания престарелым, инвалидам, лицам, лишившимся кормильца, помощь семьям, имеющим детей, временно нетрудоспособным гражданам и другие мероприятия заслуживают только положительной оценки и служат проявлением «человечности», социальной справедливости общества. С этих позиций особенность юридического факта в праве социального обеспечения заключается в том, что это объективное, учтенное государством в нормах законодательства препятствие для естественного жизнесуществования человека, в связи с чем, он признается нуждающимся в оказании государственной поддержки или содержания. Это препятствие может выражаться в потребности лечения, отсутствии заработка или иного дохода, нетрудоспособности, дополнительных материальных затратах и т. п.

Во  втором параграфе «Фактические составы  в праве социального обеспечения (понятие, виды и юридическое значение)»обосновано, что для возникновения подавляющего большинства социально-обеспечительных правоотношений требуется несколько взаимосвязанных юридических фактов (фактический состав). Проанализированы разновидности фактических составов, а также юридические последствия, порождаемые незавершенными составами в праве социального обеспечения.

11

Фактическим составом является система юридических  фактов, в совокупности влекущих юридические  последствия, которые выражаются в  обеспечении динамики правового  отношения (его возникновении, изменении, прекращении). В праве социального обеспечения, фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение. Исходя из предоставительно-обязывающего характера норм права социального обеспечения, все юридические факты по их месту в фактическом составе можно разделить на две группы.

Во-первых, это объективные основания социальной алиментации, то есть такие факты, которые  обусловливают необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения; другими словами, жизненные обстоятельства, вызывающие потребность доставления благ и услуг на алиментарных началах, а не по труду (Р.И. Иванова). К числу подобных фактов следует отнести достижение определенного возраста, болезнь, утрату заработка, страховой стаж необходимой продолжительности и т. д. Именно эти факты порождают необходимость в социальном обеспечении и служат критерием классификации социального обеспечения на отдельные виды (пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы и компенсации, предоставление предметов первой необходимости). Эти факты как раз и являются социально-обеспечительными фактами.

Во-вторых, для предоставления социального  обеспечения также необходимы и  обязательны такие процедурные  юридические факты, как обращение нуждающегося субъекта и решение органа социального обеспечения.

Существование фактических составов объясняется  сложностью самих общественных отношений, входящих в предмет права социального  обеспечения. По справедливому замечанию С.С. Алексеева, сама природа пенсионного обеспечения такова, что для наступления правовых последствий требуется наличие разнообразных обстоятельств, свидетельствующих о нетрудоспособности лица или о его пожилом возрасте, а также о мере его участия в общественном производстве (стаж). Кроме того, для получения права на тот или иной вид социального обеспечения необходимы не только объективные основания социальной алиментации, свидетельствующие о нуждаемости лица в помощи или содержании со стороны государства, но и желание лица (то есть его волеизъявление) получить эту помощь или содержание. Наконец,

12

нужен также властный акт уполномоченного  органа, подтверждающий наличие у  данного лица права на тот или  иной вид социального обеспечения.

Проанализированы  классификации фактических составов на составы с независимым накоплением элементов, составы с последовательным накоплением элементов и смешанные составы, а также на определенные и относительно определенные (бланкетные) составы. Классификация фактических составов на завершенные и незавершенные позволила выделить такие промежуточные правовые последствия незавершенных составов, как возможность накопления очередного элемента состава и предварительное процедурное социально-обеспечительное правоотношение.

Третий  параграф «Институт юридических фактов в системе отрасли права социального обеспечения» посвящен теоретическому осмыслению и предложениям по законодательному закреплению института юридических фактов в праве социального обеспечения.

Характерной особенностью конструкции института юридических фактов (способа связи и взаимодействия составляющих институт правовых норм) является такой прием воздействия на общественные отношения, как установление обстоятельств, порождающих право лица претендовать на помощь или содержание со стороны государства. Институт юридических фактов - это своего рода набор гипотез норм права социального обеспечения, определяющих момент их вступления в силу. В силу этого именно на данном институте лежит повышенная ответственность за состояние всей отрасли: от того, каким обстоятельствам законом будет придан юридический характер и насколько точно и однозначно они будут сформулированы, во многом зависит эффективность всего права социального обеспечения, как инструмента оказания помощи и предоставления содержания нуждающимся гражданам. Ни один другой отраслевой институт права социального обеспечения не имеет подобной юридической конструкции, что говорит о несомненном существовании института юридических фактов как самостоятельного правового явления.

Выдвинуто предложение о закреплении института юридических фактов в качестве самостоятельного структурного раздела Федерального закона «Об основах социального обеспечения в РФ» под названием «Основания предоставления

13

социального обеспечения». Содержание данного раздела можно представить следующим образом:

«В  Российской Федерации каждому гарантируется  социальное обеспечение в соответствии с основаниями и условиями, закрепленными  Конституцией Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом и иными  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований (далее - социально-обеспечительное законодательство).

В случаях, указанных в социально-обеспечительном  законодательстве, социальное обеспечение  может предоставляться при наличии соответствующих оснований в безусловном порядке.

Основание предоставления социального обеспечения - это обстоятельство, свидетельствующее  о нуждаемости лица в государственной  помощи или содержании. К основаниям предоставления социального обеспечения относятся достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет, временная нетрудоспособность, рождение ребенка и другие обстоятельства, указанные в социально-обеспечительном законодательстве.

Условие предоставления социального обеспечения - это обстоятельство, подтверждающее право лица на получение определенного вида государственной помощи или содержания. К условиям предоставления социального обеспечения относятся страховой стаж определенной продолжительности, факт социального страхования, оставление государственной (муниципальной) службы, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, и другие обстоятельства, указанные в социально-обеспечительном законодательстве.

Перечень  оснований предоставления социального обеспечения устанавливается настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать основания и условия предоставления социального обеспечения, в том числе с учетом местных исторических, национальных, религиозных и иных особенностей, при условии финансирования связанных с этим расходов за счет средств соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

14

В качестве подтверждения оснований и условии  предоставления социального обеспечения  заинтересованное лицо должно представить  соответствующие документы. В случаях  и порядке, установленных социально-обеспечительным законодательством, допускается подтверждение условий предоставления социального обеспечения с помощью свидетельских показаний.

Социальное  обеспечение предоставляется после  подачи нуждающимся лицом заявления  о предоставлении социального обеспечения. В случаях и порядке, предусмотренных социально-обеспечительным законодательством, социальное обеспечение предоставляется при отсутствии указанного заявления».

Далее предлагается изложить основания  социального обеспечения применительно к конкретным его видам и подвидам, с учетом классификации социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы, компенсации, социальные и медицинские услуги, предоставление предметов первой необходимости).

До  принятия ФЗ «Об основах социального  обеспечения в РФ» («переходный период») предлагается внести изменения в действующее социально-обеспечительное законодательство, четко указав основания и условия предоставления отдельных видов социального обеспечения.

По  мнению автора, предложения о кодификации  законодательства о социальном обеспечении на сегодняшний день являются недостаточно обоснованными. Кодекс по определению должен обладать признаками стабильности и полноты охвата, регулируемых им общественных отношений, что при существующих тенденциях развития законодательства вряд ли возможно. В этой связи принятие Социального кодекса (Кодекса социального обеспечения) представляется преждевременным на настоящем этапе развития Российского государства.

Таким образом, структура института юридических  фактов включает в себя юридические нормы, закрепляющие 1) понятие оснований и условий предоставления социального обеспечения, 2) заявительный порядок предоставления социальных благ, а также 3) отдельные основания и условия применительно к конкретным видам и подвидам социального обеспечения. Составной частью института юридических фактов является субинститут социального обеспечительного стажа.

Информация о работе Юридические факты и правоотношения в сфере ПСО