Эволюция института брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

Актуальность представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт общества.

Содержание

Введение
1. Понятие социального института брака.
2. Эволюция института брака.
2.1. Семья XXI века
2.2. Гражданский и традиционный брак
3. Перспективы развития семьи и брака
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Эволюция института брака.rtf

— 336.36 Кб (Скачать)
  • воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
  • духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.2

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет в роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться сразу в новую, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

  • конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги строго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.

В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

В современно обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддисткой культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

В любом обществе - семья формируется, как правило, через брак. Брак - совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружеская верность, обязательства поддерживать супруга всю жизнь. И в то же время брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак. Все эти нормы, по определению американского социолога К.Дэвиса, формирует некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе этот институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.3

Брак - ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.

Брачные отношения регулируются типовыми нормами - юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом, материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных средств мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Брак - это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов. 4

Типы браков:

    1. Эндогамный, когда партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий;
    2. Экзогамный - выбор брачного партнера из чужой группы.

Эндогамия - это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация). Так, например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюрко-язычной общности. Брак внутри этой своей общности считается допустимым, а за ее пределами - нежелательным. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор - брак с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.

Размер брачной группы можно выделить в виде схемы:5

 

 

 

 


 

 



 


 



 

 

Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: Брак по сговору, Брак по любви, Брак по расчету, Брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться на брак, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников - 37,5%, по знакомству друзей - 24,1%, по личному знакомству - 12,7%, прочих браков - 1,6%.Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.

Неравный брак подразумевают, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку - общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джину. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов, вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды. Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:

  • умыкание (похищение) невесты;
  • умыкание (похищение) жениха;

Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

 

 

2. Эволюция института брака

 

Американский историк Стефани Кунц утверждает, что за последние 50 лет институт брака изменялся намного быстрее, чем за последние несколько тысяч лет. Кстати, брак, как союз, обеспечивающим чувство взаимной любви и уважения двух людей, является, по его мнению, относительной новинкой для человечества. А с чего же это все начиналось? Эволюцию института брака признают практически все историки. Большинство древних цивилизаций нуждались в надежной системе продолжения рода, создания механизма передачи прав собственности, что и сделала возможным концепция брака. Доступные на нынешний день исторические данные утверждают, что институт брака появился более 4 тыс. лет назад. Большинство антропологов предполагают, что несколько тысячелетий до этого семьи состояли из слабо организованных групп в несколько десятков человек - небольшого количества мужчин, намного большего числа «общих» женщин и детей. Предположительно, устойчивые брачные отношения в сообществах первобытных людей были редкостью. Однако с развитием общества люди стали нуждаться в более стабильной структуре взаимоотношений мужчин и женщин. Первое документальное свидетельство проведения брачных церемоний соединявших одного мужчину и одну женщину было отмечено в Месопотамии, примерно в 2450 году до н.э. (в Древнем Египте примерно в 2400 году до н.э. предположительно заключались однополые браки). Брак превратился в широко распространенный институт, он стал легитимным путем создания экономических альянсов. Более того, брак позволял "привязать" женщину к мужчине и таким образом гарантировать, что дети являются биологическими наследниками мужа. Вступая в брак, женщина становилась собственностью мужчины, который был волен вернуть ее обратно родителям и заново жениться, если той не удавалось родить ему наследников. Древним евреям было позволено иметь несколько жен, а греки и римляне могли свободно утолять свои страсти с куртизанками. С распространением христианства особое значение приобрел религиозный характер брака - для заключения браков стало необходимым благословение священника. По данным Питера Гомеса, специалиста в области христианской морали, это, однако, не мешало при ряде обстоятельств регистрировать брак и в отсутствие священника - позже этим правом, официально были наделены губернаторы колоний и капитаны кораблей. В 1563 году Католическая церковь трансформировала положение о святости брака в церковное право, постановив, что брак признавался легитимным только в том случае, если он заключался священником в присутствии свидетелей. От мужчин требовалось показывать больше уважения к своим женам. Разводы были запрещены. Христианская доктрина также проповедовала, что пара представляет из себя единую плоть, что давало мужу и жене равное право в вопросах секса и, в принципе, отвергло неписаное право мужчины на внебрачные связи. Однако при всем этом, церковь подтверждала главенствующую роль мужчины в семье. Любовь, как центральный фактор для заключения браков, приобрела значение только в Средние Века, до этого браки составлялись в основном для удовлетворения практических целей. Мэрилин Ялом, историк из Стэнфордского университета, утверждает, что именно концепция рыцарской “романтической любви” стала причиной тому, что наряду с любовью женщины получили больше свободы и в других отраслях жизни. Мужчина стремился служить своей возлюбленной, в результате, женщина утрачивала статус служанки. Однако женщина фактически оставалась имуществом, принадлежащим мужчине. В XVII веке в Западной Европе превосходство мужа закреплено официально. После замужества женщина полностью «впитывала» личность мужа. Жена не только отказывалась от своего прежнего имени, но также теряла все свои права на собственность с момента заключения брака. Эта концепция была принята практически во всех христианских государствах Европы и играла роль правовой базы при регулировании брачных отношений. С переселенцами эта идеология попала и в Новый Свет. В результате, если, например, американка выходила замуж за иностранца, она теряла свое гражданство, поскольку подпадала под «оболочку» личности мужа. Когда женщины, в результате длительной борьбы, получили избирательные права, институт брака стал стремительно видоизменяться. Фактически, женщине вернули право на личность. А в 1960 году США также аннулировали законодательство, которым запрещались межрасовые браки, заключение которых ранее считалось преступлением и каралось тюремным заключением.

Информация о работе Эволюция института брака