Этнометодология Г. Гарфинкеля как социологическая концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Этнометодология базируется на твердо установленном этноло¬гами и антропологами факте: члены примитивных обществ не в состоянии описать, а тем более объяснить функционирование сущест¬вующих в этих обществах социальных институтов (религии, культуры и т. п.), которые навязываются им как бы извне. Такое осмысление возможно только в современных обществах индустриального и по¬стиндустриального типов, в которых большинство граждан принима¬ют участие в создании и функционировании существующих здесь социальных институтов. Но такое осмысление происходит только на основе осмысленной коммуникации, возможной только в языковой форме. Однако язык способен не только прояснить смысл тех или иных действий, в том числе и социальных институтов, но и затемнить, исказить их. Поэтому социолог должен не ограничиваться при-менением терминов специального научного языка, а использовать выражения повседневной разговорной речи, воплощающие несопос¬тавимые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Именно такие механизмы наиболее полно изучены этнологией, социальной и культурной антропологией, занимающими¬ся преимущественно исследованием примитивных общин и культур.

Содержание

Введение …3
Глава 1. Предпосылки этнометодологии. Феноменологическая школа социологии …4
Глава 2. Этнометодология Г. Гарфинкеля …15
Заключение …23
Литература …25
Глоссарий …26

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Такое различение и позволяет, по мысли Г. Гарфинкеля, произвести разграничение между обыденным языком и языком научным [2].

    Стабильность  и осмысленность обыденной социальной жизни основывается на взаимном понимании не высказываемых вслух общезначимых для большинства людей допущений по поводу того, что, как и где говорить. Если бы у общающихся друг с другом людей способность воспринимать и правильно оценивать такие допущения отсутствовала, то осмысленное общение стало бы невозможным и разрушилось. Чтобы убедиться в этом, Г. Гарфинкель и его помощники провели любопытные опыты со студентами - каждому участнику эксперимента предлагалось вовлечь в беседу своего знакомого и постараться прояснить смысл любой реплики и ремарки, возникающей в процессе разбора. Оказалось, что именно реплики, которые, казалось бы, не играют значительной роли, способны создать общий каркас и направленность обыденного общения.

    Приведем  один из примеров осуществленного по заданию Г. Гарфинкеля общения студента - экспериментатора А с его знакомым Б. Студент - экспериментатор встречается с Б, и они обмениваются дружеским рукопожатием. Б спрашивает: «Ну, как ты?». Вместо того, чтобы ответить «Нормально», как это обычно принято, А неожиданно задает уточняющий вопрос: «Как я, в каком смысле? Мое здоровье, финансы, учеба». В ответ Б удивленно тафащится на него и, теряя самообладание, говорит «Вот что! Я только старался быть с тобой вежливым. Мне, честно говоря, надевать, как ты там себя чувствуешь».

    В данном случае А нарочно прикидывается  игнорирующим подразумеваемые допущения, вследствие чего общение его с Б разрушается. Следовательно, случайное или преднамеренное воспринимается многими людьми серьезно и способно привести к

    разрушению  общения. А, это означает, что в  обыденном общении людей очень  важную роль играет контекст тех суждений или отдельных слов, которые употребляются в разговоре. В научном же общении, в отличие от этого, самое важное - точное установление содержания и объема употребляемых общих слов (понятий).

    Именно  второй тип суждений и выражений используется, наукой, поскольку их значения независимы от контекста и предоставляют собой формулировки общих утверждений, обладающих универсальной, а не уникальной значимостью. С точки зрения сторонников этнометодологии, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а видоизменяется в зависимости от особенностей, содержания и форм выражения той социальной коммуникации, в процессе которой она реализуется, возникает и развивается. Более того, социальная реальность конструируется, создается в процессе социальной, прежде всего речевой, коммуникации. Этот процесс представляет в своем глубинном содержании объективизацию и онтологизацию субъективных смыслов и значений, употребляемых людьми в процессе их взаимной коммуникации, осуществляемой посредством индексичных выражений

    Что же касается объективных суждений и  выражений, отстраняющихся от уникальных ситуаций, то люди с их помощью преодолевают уникальность  социальных  явлений  и  процессов, изолируют их от собственного неповторимого контекста. Тем самым социальная реальность унифицируется и классифицируется на определенные типы и классы явлений. А это означает, что научные термины, концепции, теории являются вторичными, производными от повседневного опыта, от повседневного общения людей, в процессе развертывания которого и создается сама объективная реальность.                                                                           

    Чтобы проникнуть сквозь толщу этих терминов, концепций, теорий в самую сущность исследуемых социальных процессов и явлений, этнометодологии (Г. Гарфинкель, Г. Сам, Дж. Джеферсон, П. Макхью, М. Поллнер и др.) считают, что необходимо отказаться от дистанциирования  субъекта и  объекта,  свести  теоретические конструкты к здравому смыслу. А это означает сведение социологии и всякой другой науки об обществе в некую усовершенствованную этнометодологией «народную мудрость», базирующуюся на здравом смысле и повседневном опыте, который коренится в  глубинах этнического сознания.

    Однако  сказанное вовсе не означает, что этнометодология отказывается от теории. Ее концептуальное содержание основывается на четырех теоретических постулатах:

    -   во-первых, отождествляются социальное  взаимодействие и речевая коммуникация;

    -  во-вторых, отождествляется исследование и интерпретация действий собеседника и коммуникация с ним;

    -  в-третьих, выделяются два различных,  хотя и органически связанных друг с другом, слоя в интерпретации - понимание и разговор;

    - в-четвертых, происходит отождествление  структурной организации разговора (коммуникации) с синтаксисом повседневной речи.

    Эти четыре теоретических постулата  в качестве основных аргументов используются в доказательстве основного вывода этнометодологии. Суть этого вывода такова' социолог, прежде всего этнометодолог, не должен в исследовании социальной реальности занимать позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, он всегда включен в контекст повседневной коммуникации, в процессе которой социальная реальность не только понимается и интерпретируется, но и конструируется, т.е. создается. Поэтому наряду с вербальной, словесно выражаемой коммуникацией, во взаимодействии между людьми всегда присутствует более глубинная и существенная по смыслу информация, несущая в себе неявное значение, молчаливо принимаемое участниками взаимодействия и объединяющее их в определении социальные и культурные общности. Тем самым этнометодология превращается усилиями ее поборников в изучение обыденных норм, правил и стандартов поведения, смыслов и значений языка общения, которые регулируют взаимодействия между людьми в обществе.

 

     Глава 2. Этнометодология Г. Гарфинкеля

    Близкой к символическому интеракционизму, хотя и вполне самостоятельной, является концепция американского социолога  Гарольда Гарфинкеля, выдвинутая в  начале 1960-ых годов и получившая название этнометодологии. Некоторые социологи связывают это название со стремлением превратить методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. Однако на самом деле Гарфинкель пытается порвать практически со всей традиционной социологической методологией, как неспособной объяснить социальный мир в его реальном существовании.

    Хотя  критика методологии, казалось бы, исключительно  «внутреннее дело» науки, на неё  надо обратить пристальное внимание, так как позиция Гарфинкеля по этому вопросу придаёт смысл всей его концепции.

    С точки зрения Г. Гарфинкеля, «традиционный» социолог руководствуется «научной рациональностью». «Накладывая» и проецируя её на социальную жизнь, он оценивает действия и поступки людей, «приписывает» её наличие или отсутствие мотивам индивидов. Социолог «верит», что его рациональность «правильна» и потому жизнь людей должна быть организована на её основе. На самом же деле люди отнюдь не осмысливают и не создают свою повседневную жизнь в терминах и логике научной рациональности. Поступки, кажущиеся социологу бессмысленными, неразумными, иррациональными, всё же, вероятно, рациональны, но по-иному. И это доказывается самим фактом их наличия, тем, что люди вступают в социальные взаимодействия, налаживают и поддерживают их, следовательно, понимают друг друга. Но вот эту-то рациональность социологи не замечают.

    Поэтому, с точки зрения Гарфинкеля, задача социолога - проникнуть в суть «повседневной  рациональности», характерной для  людей. Только так можно объяснить существование общества и социального порядка. (Этнометодология создавалась в полемике с парсоновским вариантом решения этой проблемы).

    Такая постановка вопроса предполагает отношение  к индивидам как к самостоятельным  и активным акторам, более или менее сознательно создающим социальную реальность. Т. Парсонс же, например, оценивал активность субъекта мерой усвоения индивидом социальных норм и ценностей, т.е. фактически его несвободой и зависимостью от общества.

    Во-вторых, рациональность должна быть объяснена «изнутри», т.е. из самих непосредственных межличностных взаимодействий как они представляются действующему индивиду (актору).

    Основываясь на таком видении социальной жизни, Гарфинкель конкретизирует свою задачу как поиск способов и методов, с помощью которых индивиды в повседневной жизни конструируют социальные взаимодействия и социальный мир.

    Решение этой задачи Гарфинкель ищет в анализе  речевой коммуникации. Подчеркивая  ее значение, он отмечает, что люди в  своих «разговорах» только и делают, что описывают свои действия в прошлом, настоящем и будущем, поведение других людей и т.п. Люди постоянно заняты описанием и самоописанием и эта особенность взаимодействий, вероятно, конституирует сами взаимодействия, делает их возможными. Искать, следовательно, надо методы описания деятельности, используемые представителями различных социальных групп и общностей.

    С одной стороны, эти правила являются результатом поиска, проб и ошибок, они складываются в ходе самого взаимодействия, тогда, когда индивиды пытаются его наладить. Сам процесс взаимодействия может быть истолкован как «открытие» правил связи явлений социального мира, т.е. как процесс их интерпретации. Но, интерпретируя, индивиды в тот же самый момент и творят взаимодействия как определенного рода объективную социальную структуру.

    С другой стороны, эти правила применяются  под влиянием так называемого  «фонового знания» (или «фоновых ожиданий»), почерпнутого из обыденного знания и закрепленного в языке.

    Фоновое знание – одно из ключевых понятий  Гарфинкеля. По своей сути, это знание моделей ситуаций, их схем. Вступая  во взаимодействия, люди пытаются «применять»  эти знания, т.е. выстраивать взаимодействия по определенной схеме.

    Фоновое знание присутствует в описаниях  и самоописаниях участников взаимодействий. Однако, оно не формулируется и  не выражается в виде рациональных суждений, - оно молчаливо подразумевается  в качестве естественного, «всем известного» условия данного взаимодействия. Оно, по словам Гарфинкеля, принимается людьми на веру, а также воспринимается в качестве общей для партнеров предпосылки их общения. Зависимость взаимодействий от фоновых знаний проявляется в том, что они фактически организуют и структурируют взаимодействия. Так возникает «повседневная рациональность». С этой точки зрения вполне понятна суть ошибки, совершаемой «традиционными» социологами. Они «берут на веру» то, что принимают на веру люди, т.е. фоновые знания. А их надо превратить в предмет анализа, следовательно, сделать человеческое поведение «антропологически чуждым», взглянуть на него глазами «марсианина».

    Подчеркивая значение фонового знания, Гарфинкель выделяет ряд его функций.

    Оно стандартизирует всякое обыденное взаимодействие. Другими словами, мы обнаруживаем, “открываем” определенную ситуацию и действуем в соответствии с ее «правилами», ожидая, что точно также определяют ситуацию наши партнеры и, соответственно, они готовы действовать по ее «правилам». В этом смысле фоновое знание – описание структур взаимодействия.

  1. Оно позволяет обнаружить отклонения от нормального хода событий и корректировать ход взаимодействий.
  2. Фоновое знание задает способы и методы интерпретации наших действий, т.е. реплик, суждений, жестов, - описаний. Причем это относится не к содержанию, а к способам выражения данного содержания. Мы понимаем фоновое знание, ибо понимаем не только то, что говорят, но и как говорят: иронически, шутя, втолковывая, комментируя, конфликтуя, сочувствуя и т.п. Общее согласие, или общее понимание ситуации и есть фоновое знание. Но согласие не относительно содержания взаимодействия, а относительно методов и правил его интерпретации и построения, т.е. контекста.

    Другими словами, фоновое знание придает смысл и значение действиям индивидов и определяет направленность и характер их восприятия, оценки и интерпретации действий друг друга. Поэтому его можно понять как некоторые моральные правила, санкционированные группой. Совокупность фонового знания (ожиданий) образует «под-лежащую модель» (underlying pattern) ситуации.

    Существование фоновых знаний и их значение Гарфинкель доказывает рядом оригинальных экспериментов. Обнаружение фонового знания затруднено способом его существования. Оно  «дано» нам в языке, жестах, самой коммуникации, оно, очевидно, видимо, однако же, не формулируется, а лишь подразумевается, «видится, но не замечается», как пишет Гарфинкель. Коротко говоря, фоновое знание присутствует в наших описаниях, но не описывается. Поэтому фоновые ожидания выглядят как естественные, сами собой разумеющиеся свойства и предпосылки взаимодействий. Это то, что известно «всем и каждому», оттого их «морально принудительная сила» просто не замечается и не обсуждается. Учитывая все эти обстоятельства, Гарфинкель пытается обнаружить фоновые знания методом их разрушения. Вот один такой «разговор» - эксперимент.

    Субъект: Привет, Рэй! Как поживает твоя девушка?

    Экспериментатор: Что значит: как поживает? Что ты имеешь в виду? Здоровье физическое или состояние духа?

Информация о работе Этнометодология Г. Гарфинкеля как социологическая концепция