Этнические стереотипы и мультикультурализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Цель реферата раскрыть такие понятия, как национальные предрассудки, этнические стереотипы, стереотипизация и мультикультурализм. Описать их свойства, структуру, значимость и закономерности распространения в мировой общественности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...3
Понятие и свойства этнических стереотипов………………………………..4
2. Национальные предрассудки. Виды этностереотипов………………….7
3. Мультикультурализм…………………………………………………………………………10
Варианты реакций на культурное многообразие…………………………12
5. Достоинства и недостатки мультикультурализма……………………...16
Выводы…………………………………………………………………………………………………19
Библиографический список……….……………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    Возникновение этнических стереотипов связано  с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип, который может пагубно повлиять на развитие в станах мульти-культурного общества, сосуществующего без конфликтов, уважающего традиции и нравы народов, проживающих на одной территории.   

    3. Мультикультурализм.

    Сегодня большинство государств хотя бы в некоторой степени отличается культурным многообразием. Торговля, туризм, международный диалог ученых и деятелей искусства, мобильность квалифицированных специалистов и миграция приводят к тому, что в большинстве стран проживает значительное число людей, принадлежащих к другим культурам. Практически везде можно встретить представителей хотя бы одного культурного меньшинства — иностранных туристов и бизнесменов. Многие страны сегодня можно назвать многообразными в культурном плане уже потому, что они открыты внешнему миру — представители любых народов могут туда свободно приезжать, уезжать, а иногда и оставаться.[ 8 ]

    «Понятия «мультикультурное общество» и «мультикультурализм» возникли в ХХ в., но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности. Термин «мультикультурализм» («мультикультурный») употребляется в трех различных контекстах: в политическом, относящемся к политике и политическим институтам; эмпирическом, описывающем различные общества; и, наконец, в политической и социальной теории и философии. При этом данная терминология применяется как сторонниками, так и противниками рассматриваемого явления». – Пишет Головачова О.С., аспирант Ставропольского государственного университета. [ 1]

    Мультикультурализм - это идеология, политика и дискурс, утверждающие правомерность и ценность культурного плюрализма, уместность и значимость многообразия и разноликости культурных форм (например, этнических и расовых). В контексте мультикультурализма непохожесть и отличительность перестают рассматриваться как "чуждое", становясь просто "другим". Мультикультурализм утверждается в 1970-х гг., как официальная идеология и политика в Канаде и Австралии, с начала 1990-х гг. мультикультуралистская повестка дня складывается в США, получает распространение во многих странах Западной Европы в контексте усиливающейся глобализации. [ 4 ]

    Среди российских исследователей интерес к феномену мультикультурализма был стимулирован событиями 90-х годов, повлекшими за собой всплеск этнического самосознания, заметно поколебавшими монолит советской идентичности. Согласно предположению А.А. Борисова, мультикультурализм следует понимать как идеологию и политику, надстраивающую над этническими ценностями общенациональные – во-первых; во-вторых, как феномен этнокультурной фрагментации социума, который синонимичен «многокультурности» и выступает, таким образом, против культуры как общенационального движения. Здесь очень отчетливо прослеживается существующее расхождение между мультикультурализмом как идеологией, политикой и мультикультурализмом как культурной многосоставностью общества, актуализирующей в социуме горизонтальные, ризоматические связи, т.е. мультикультурализмом как живой реальностью. [ 3 ]

    Некоторые коррективы в прочтение термина  и трактовки самого культурного  явления внес А.И. Куропятник. Он отметил  три уровня понимания мультикультурализма, на настоящий момент закрепившихся в социальных науках: а). демографический (= дискриптивный), суть которого заключается в описании изменений демографических, этнокультурных параметров национальных обществ под влиянием эндогенных (миграция) и экзогенных (иммиграция) факторов; мультикультурализм в этом случае понимается как политика интеграции иммигрантов в принимающее общество; б). идеологический, в рамках которого обсуждаются концепции национальных идеологий; в). политический, ориентированный на практическое применение принципов мультикультурализма как идеологии, политики, рассматривающей права культурных, национальных и т.д. меньшинств, реализующей программы их социальной поддержки; в данном случае мультикультурализм – это политическая программа, направленная на гармонизацию отношений между государством и этническими, культурными меньшинствами его составляющими, а также на урегулирование отношений внутри этих меньшинств. [ 3 ]

    Культурное  разнообразие - это не только и не столько этническое разнообразие. Это  разнообразие жизненных стилей, культурных ориентаций и культурных тенденций. Культурный плюрализм состоит не в параллельном существовании автономных "идентичностей", а в их взаимодействии, что предполагает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию.  

          4. Варианты реакций на культурное многообразие.

    Общество  может реагировать на культурное многообразие по-разному, и не всегда эта реакция означает признание  идеи мультикультурализма. Можно выделить пять вариантов такой реакции.

    а) Изоляционизм

    Наиболее очевидная реакция общества — попытки не допустить возникновения культурного многообразия, лишив посторонних права въезда в страну и проживания в ней — особенно посторонних, отличающихся от основного населения в культурном плане.

    Общество  или его правители могут выбрать путь изоляционизма, закрывая доступ всем «чужакам» кроме избранного меньшинства, по многим причинам. Порой это связано, со стремлением некоторых слоев защитить или сохранить свои традиционные преимущества и привилегии.

    Проблема  с изоляционизмом заключается в том, что такую политику трудно долгое время осуществлять на практике, поскольку она чревата издержками, неприемлемыми для большинства населения. Если цель такой политики — поддержание культурного единообразия, трудность заключается в том, что одного ограничения иммиграции для этого недостаточно. Помимо контактов с иммигрантами, существует много способов влияния иных культур на то или иное общество.

    Для сохранения культурного единообразия запрета на иммиграцию мало. Для  этого необходимо ограничить любые контакты с внешним мирам, лишив собственных граждан прав на свободу передвижения, торговли и любое общение с «чужаками». Пока что ни одна страна не смогла и не захотела этого сделать, а значит, никому не удалось избежать воздействия факторов культурной трансформации.

    б) Ассимиляторство

    Одна  из альтернатив изоляционизму заключается  в том, чтобы допускать в страну приезжих, но при этом проводить  политику их ассимиляции, ограничивая  тем самым масштабы влияния посторонних  на культуру принимающего общества. Этот подход связан с культурным воздействием на иммигрантов, но он может применяться и в отношении коренных народов.

    Однако  ассимиляторская политика, как и  изоляционистская, имеет небольшие  шансы на успех, даже если общество готово нести весьма значительные издержки ради ее осуществления. Во-первых, ассимиляция — процесс двусторонний: новоприбывшие не только ассимилируются, но и сами оказывают воздействие на повседневную жизнь и менталитет принимающего общества. Во-вторых, не все культурные меньшинства готовы меняться в той степени, как этого требует проводимая социальная политика. В-третьих, в обществе, где сильны традиции индивидуальной свободы, проводить ассимиляторскую политику непросто, поскольку она может потребовать введения ограничений не только в отношении новоприбывших, но и граждан, которые родились и выросли в данной стране.

    в) Мягкий мультикультурализм

    Хотя  ассимиляцию трудно навязать силой, ее непросто и избежать. В любом  обществе, где существует достаточная  степень свободы, люди, будут общаться и подражать друг другу. По соображениям целесообразности или здравого смысла новоприбывшие и меньшинства в любом обществе будут стараться следовать преобладающим нормам, поскольку это облегчает жизнь, делает ее приятнее и сокращает издержки.

    Мультикультуралистская  реакция на существование культурного  разнообразия — это отказ и  от попыток не допустить его возникновения  путем самоизоляции, и от стремления не дать ему укорениться за счет ассимиляции меньшинств. Согласно мультикультуралистской точке зрения, однако, допускается и прием страной представителей разнообразных культур, и спокойное отношение к тому, что меньшинства остаются «неинтегрированными». Необходимо распахнуть двери для всех, кто хочет стать членом нашего общества, а степень ассимиляции должна определяться желанием и способностью каждого отдельного индивида.

    г) Жесткий мультикультурализм

    Одна  из характеристик мягкой мультикультуралистской политики заключается в том, что  в ее рамках возможна ассимиляция  людей не столько потому, что они сами этого хотят, сколько потому, что у них нет особого выбора. Жесткий мультикультуралистский подход заключается в том, что общество должно принимать активные меры для обеспечения таким людям не только полноценного участия в жизни общества, но и максимальных возможностей для сохранения особой идентичности и традиций. Согласно этой точке зрения к разнообразию следует не просто относиться толерантно — его нужно укреплять, поощрять и поддерживать, как финансовыми средствами (при необходимости), так и путем предоставления культурным меньшинствам особых прав.

    Разница между мягким и жестким вариантами мультикультурализма заключается  в степени. Оба они уходят корнями  в либеральную политическую теорию: жесткий мультикультурализм отражает идеи современного либерализма, а мягкий — классического.

    д) Апартеид

    Еще один вариант реакции на существование культурного многообразия — апартеид. Он не закрывает представителям культурных меньшинств доступ в страну (как правило, потому, что это по определению невозможно), но предусматривает полный запрет на их ассимиляцию. Такую политику также трудно осуществлять в течение долгого времени: ведь у людей существует естественное стремление общаться и объединяться. В результате возникают те же проблемы, что и при изоляционистском подходе. В чем-то, однако, система апартеида стакивается с еще большими трудностями, поскольку люди, которых она призвана разделить, сосуществуют в пределах одной и той же страны. Этот режим трудно поддерживать, не поделив граждан на категории с различными и неравными правами и обязанностями. Но подобное политическое устройство, скорее всего, можно сохранять только репрессивными методами. [ 8 ]

    Итак, одна крайность заключается в том, что государство просто лишает входящие в его состав культурные меньшинства или сообщества права стать частью общества, отказывая им в возможности интеграции. К той же категории относится и вариант, когда посторонним не позволяют стать членами общества, закрывая им доступ в страну или высылая из нее представителей меньшинств. Противоположная крайность связана с тем, что власти требуют от определенных групп интеграции в общество, даже если они сами этого не желают, или предписывают им участие в жизни государства вопреки их воле. Однако политическая система не обязательно должна прибегать к крайностям. Она может также сдерживать или поощрять интеграцию, или попросту терпимо относиться к тем, кто желает интегрироваться, не создавая ни стимулов, ни препятствий. Столь же умеренной может быть реакция государства на желание людей участвовать в общественной жизни.  

    5. Достоинства и недостатки мультикультурализма.

Среди достоинств мультикультурализма следует выделить:

1.     Сохранение и подержание культурного плюрализма;

2.     Признание и защита многообразных меньшинств, исторически нередко находившихся в подчиненном положении;

3.     Отказ от шовинизма, ксенофобии, расовых и других предрассудков и стереотипов; воспитание уважения, терпимости и добрых взаимоотношений между группами общества;

4.     Он позволяет, открыто обсуждать и исследовать закрытые и запретные ранее темы и ввести «запретное» в сферу научного дискурса;

5.     Вопреки распространенному тезису об угрозе национальному единству, ратует за интеграцию и включение, а не отделение. Реорганизация прав меньшинств усиливает солидарность национального сообщества и обеспечивает стабильность за счет устранения социальных барьеров и практик исключения;

6.     Аргумент американских интеллектуалов, применимый в России: мультикультурализм позволяет взглянуть на свою страну и ее историю новыми глазами и получить более критическую и многомерную картину; отказаться от деструктивной веры в собственное превосходство, безупречность, верховенство;

7.     Обучение детей из групп меньшинства становится более эффективным, если культура меньшинства представлена в учебном плане; школа перестает казаться чуждой и враждебной;

8.     Он придает значение интересам, которые обычно игнорировались либеральной теорией равенства и справедливости: интересы культурного признания, этнической идентичности, языка и культурного членства.

Информация о работе Этнические стереотипы и мультикультурализм