Этнические общности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 05:36, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие этнической общности, ее структура.
2. Исторические типы этносов.
3. Этнические процессы в современном мире.
4. Национально-этнические отношения. Межнациональные конфликты.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 29.60 Кб (Скачать)

Тема 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 

  1. Понятие этнической общности, ее структура.
  2. Исторические типы этносов.
  3. Этнические процессы в современном мире.
  4. Национально-этнические отношения. Межнациональные       конфликты.
 
 
 

     Люди, населяющие нашу планету, образуют множество  разнообразных общностей. Особое место  среди них как по значимости в  культуре, так и но устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе — этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. Это понятие в современной этнологии неразрывно связано с понятием этничности. В 1960—90-х гг. в мире появилось огромное количество научных публикаций но этой проблеме. Благодаря им термин «этничность» прочно закрепился в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук.

     Понятие "этнос" появилось в социологии сравнительно недавно. В Западной Европе интерес к этническим проблемам  возник после окончания Второй мировой войны, когда в страны Европы и Великобританию начался приток иммигрантов из Африки. В СССР понятие этнос в 1970-е гг. ввел в научный оборот Ю.В. Бромлей. До сих пор среди исследователей нет единого мнения о том, что такое "этнос", "этническая общность" и "этническая группа". Многие авторы в своих трудах используют их как синонимы. Однако различия есть, и состоят они в следующем.

     Этнос – общая расовая, языковая или  национальная идентичность социальной группы . Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).

     Этническая  общность – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и  осознающих свою принадлежность к данному  этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большинстве  случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое .

     В недавнем прошлом, когда различные  этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг от друга (препятствием для смешивания служили как национальные границы, так и культурные (языковые, религиозные и т.п.) различия, этноцентризм (тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, нетерпимость к иным этносам и культурам)), этническая общность и этническая группа были идентичны друг другу. Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.

     Структура этноса включает:

      1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты);

      2) бытовую культуру (одежду, приготовление  пищи, вид и обстановку жилища);

      3) обычаи и традиции (праздники,  обряды, типичные модели поведения,  трудовую, досуговую и иную деятельность);

     4) этническое самосознание (самоидентификацию  – осознание себя принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической);

     5) этническое родство (чувство этнической  солидарности – осознание общности  происхождения, интересов, потребностей  с другими представителями данной  группы);

      6) самоназвание (этноним, например, русские). Этносы возникли в глубокой  древности, существуют сегодня  и, очевидно, сохранятся в обозримом  будущем, придавая своеобразие  социокультурным общностям людей.

     Исследователи выделяют три исторических формы  существования этнических групп:

      1) племя – людей, объединенных  родовыми и социальными связями  (важнейшие признаки племени:  этнокультурная общность, этническое  самосознание и самоназвание);

      2) народ – общность, объединенную  преимущественно социально-экономическими  связями и характеризующуюся  более высоким уровнем развития  языка, материальной и духовной  культуры;

     3) нацию – наивысшую на сегодняшний  день историческую форму этнической  группы, объединенную, главным образом,  экономическими и политическими  связями.

       Нацию отличают:

     1) специфическое национальное самосознание;

     2) развитой, литературный язык;

     3) профессиональная культура;

     4) устойчивый социально-классовый  состав, соответствующий эпохе промышленно-научного  развития;

      5) национальная государственность  или развитое движение за ее  достижение;

      6) экономическая общность на основе  национальной государственности.  

     Исторически племя возникает в период формирования родоплеменного строя и преобразуется  в народ на стадии появления государства. Однако некоторые этнические группы и до сегодняшнего дня существуют в виде племени (в странах Центральной  Азии, Африки, Латинской Америки). Этническая группа в форме народа существовала в традиционных государствах докапиталистической эпохи. В период капитализма (в Западной Европе – с XVI–XVII вв.) появляются первые нации, объединенные в границах государств современного типа. Однако и до сегодняшнего дня не все народы мира стали нациями. Процесс трансформации народов в нации является важнейшей особенностью современного этапа развития этнонациональных отношений .

     Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной социологии. Существует два различных подхода к его толкованию. Первый исходит из того, что нация – это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке национальное означает – государственное (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм – любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической группы, представляющую собой политическую общность граждан какого-либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность, выражающую стремление к своему государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос ). Национализм в многонациональном (полиэтническом) государстве – стремление к доминированию своей этнической группы по отношению к иным группам, неуважение к интересам и потребностям других наций, борьба за образование своего независимого государства и выход из состава страны (национализм = сепаратизм). В некоторых странах, где в силу численного превосходства и господствующего положения в обществе одна этническая группа объективно доминирует над другими, может возникнуть шовинизм – крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.

     Наличие двух различных трактовок понятия  нации в последнее время нашло  выражение в появлении двух новых  терминов: нация-государство и нация-этнос (или этнонация). При этом одно понятие не противоречит другому. Например, в России нация-государство – это все ее граждане, россияне, этнонации – этнические группы, имеющие свои государственные образования (русские в России, якуты в Республике Саха (Якутия), чукчи в Чукотском автономном округе и т.д.).  

     Этнические  процессы современности.

     Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:

     1) этническая консолидация народов,  проявляющаяся в развитии их  политической, экономической, языковой  и культурной самостоятельности,  упрочении национально-государственной  целостности (к концу ХХ в.  отдельные народы стали субъектами  не только внутригосударственной,  но международной политики);

      2) межэтническая интеграция –  расширение и углубление сотрудничества  народов во всех сферах жизни  ради более полного удовлетворения  их потребностей (эта тенденция  проявляется в процессе глобализации и регионализации );

      3) ассимиляция – как бы "растворение"  одних народов в других, сопровождающаяся  утратой языка, традиций, обычаев,  этнической самобытности и этнического  самосознания.

     В современном мире набирают силу такие  негативные для миропорядка и  международной безопасности явления, как сепаратизм – стремление к  обособлению, отделению этнических групп друг от друга, сецессия –  выход из состава государства  какой-либо его части в силу победы сепаратистского движения этнически  однородного населения данной территории, ирредентизм – борьба за присоединение  к государству приграничных земель соседнего государства, заселенных представителями титульной национальности данного государства.

     Многие  негативные явления в межнациональных  отношениях связаны с формированием  этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности – значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества. Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.

     Сегодня возрастание роли этничности стало  мощнейшим конфликтогенным фактором, вызывающим появление все новых очагов межэтнической напряженности, чреватых не только локальными, но и региональными и даже мировыми войнами (чеченский конфликт в России, арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, этнорелигиозные столкновения в Великобритании и т.д.). 

     Национально-этнические отношения.

     Национально-этнические отношения представляют собой все  многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между  этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития. Подобные отношения существуют на трех уровнях:

     1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом);

     2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединенными в границах одного многонационального государства; 3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – объект изучения социологии, третий – политологии.

     Рассмотрим  межгрупповые национально-этнические отношения. Субъектами этих отношений  выступают этнические группы:

     1) большие и малые ;

     2) более и менее развитые с  точки зрения достигнутого ими  уровня развития экономики, государственности,  культуры;

     3) коренные и некоренные (по критерию  первоначального заселения данной  территории);

     4) титульные и нетитульные. Объект – все многообразие проявлений жизни общества: политика, экономика, культура, социум и т.д. Таким образом, национально-этнические отношения имеют всеобщий и универсальный характер.

     Обострение  национально-этнических отношений  приводит к возникновению национального  вопроса, связанного с проблемами свободного и всестороннего развития всех народов, расширения межэтнического сотрудничества и гармоничного сочетания национальных интересов. В различных сферах общественной жизни национальный вопрос имеет  свою специфику. В политической сфере  – это вопрос равноправия этнических групп и их равного (пропорционального) представительства во всех ветвях и  структурах власти. В экономической  сфере – вопрос межнационального разделения труда, перспектив экономического роста, участия в государственном  и мировом рынках. В социальной сфере – вопрос статусов и привилегий, объективного и субъективно оцениваемого места каждой этнической группы в  социальной иерархии общества. В сфере  культуры – вопрос сохранения и  развития самобытной национальной культуры, преодоления ассимиляционных процессов  и одновременно – стремления к  равноправному и полноценному вхождению  в мировую культуру.

     Решению национального вопроса и, соответственно, гуманизации национально-этнических отношений служит национальная политика – деятельность государства, политических партий и общественных движений, направленная на урегулирование и оптимизацию национальных отношений, создание условий для равноправного и полноценного сосуществования всех этнических групп, независимо от их численности, культурных и иных особенностей.

     Данная  в определении национальная политика характерна для государств с демократическими режимами. Однако в мире существуют и иные модели (способы) решения национального вопроса. Их социально-исторические типы можно представить следующим образом:

     1) политика подавления и вытеснения  нежелательных этнических групп  (прежде всего меньшинств) (в форме  геноцида или этноцида);

Информация о работе Этнические общности