Этнические конфликты и стадии их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Национальные чувства 4

2. Этническая установка 6

3. Этнические стереотипы 9

4. Этнические конфликты и национальный экстремизм 12

5. Виды этнических конфликтов и стадии их развития 15

ВЫВОДЫ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Работа содержит 1 файл

Основные динамические характеристики этноса1.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

    На  основе этой информации формируются  этнические стереотипы, которые являются осознанием характерных, с точки  зрения определенного этноса, признаков  других национальных общностей. Это  осознание осуществляется в форме  построения образа этой этнической группы. Итак, в этнической психологии понятия "стереотип" очень часто применяется  как представления одного этноса о другом или же собственном народе.

    Психологический механизм возникновения этнического  стереотипа в сознании – некритическое  усвоение – сам по себе предполагает возможность качественного различия стереотипов, которые могут быть более или менее близкими к истине и могут быть ложными, неузнаваемо искажающими объект своего отражения.

    Если  измерять стереотипы критериями научной  истины и строгой логики, то их придется признать крайне несовершенными средствами мышления. И, тем не менее, стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре вырабатываются, например, групповые, профессиональные и возрастные.

    В качестве объектов стереотипизации нередко выступают обобщенные и упрощенные образы таких групп. В основу национального или этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос или выдающиеся скулы, форма головы, рост и т.д.). В основе стереотипа может быть и какая-либо типичная черта в характере и поведении (молчаливость, жестикуляция, сдержанность, скупость и т.д.).

    Помимо  этого, в содержании этнического  стереотипа может присутствовать и  предписание к действию в отношении  людей данной национальности. Этнический стереотип подразделяется на два вида: авто стереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы – совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности.

    Т. Петтигрю полагает, что в основе формирования социальных стереотипов в целом и этнических стереотипов в частности, лежит конформизм как безусловное подчинение сложившимся общественным нормам. В подтверждение этого Дж. Уотсо показал, что в США антисемитизм новых иммигрантов за короткое время усиливается в том случае, когда они поселяются в районах, где проявления антисемитизма достаточно типичны, т.е. иммигранты, не обладавшие стереотипом антисемитизма до приезда в США, приобретали его в результате общения и под влиянием новой социальной среды.

    Отражая желание людей сохранить этнокультурную идентичность, етностереотип играет важную социальную роль как фактор консолидации и фиксации этнической группы. Етностереотипи имеют трехкомпонентную структуру:

    1) констатация особенностей этнической  группы – когнитивный (познавательный) элемент 

    2) отношение к этим особенностям, которые предопределяет их оценку  – емотивний элемент

    3) формирование определенного типа  поведения относительно этой  этнической группы – конативний (поведенческий) элемент.

    Этностереотипы играют значительную роль в восприятии окружающей среды, а конкретнее – окружающих людей, которые принадлежат к определенному этносу, выделять среди них "своих" и "чужих" и определенным чином относиться к ним. Но этнические стереотипы часто возникают в условиях ограниченной информации об объекте, поэтому могут быть ошибочными и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия.

    Одним из первых количественных методов, оказавшем  большое влияние на методологию  и теорию этнических стереотипов, был  разработанный Е.С. Богардусом и опубликованный в 1928 г. метод измерения социального расстояния. Социальное расстояние (социальная близость) определяется степенью вовлеченности индивида в процесс жизнедеятельности других индивидов. Степень вовлеченности может быть измерена при помощи следующей шкалы (так наз. Шкала Богардуса):

  1. считаю возможным вступление в брак,
  2. считаю возможной настоящую дружбу,
  3. не возражаю против такого соседа,
  4. могли бы работать вместе,
  5. не возражаю против предоставления гражданства,
  6. может посетить нашу страну как турист,
  7. даже в нашу страну бы не допустил.

    Культурными стереотипами в своем поведении  мы руководствуемся неосознанно, они  входят в плоть и кровь человека через традиции, обычае, образцы  поведения. Стереотипы больше характеризуют  человека, чем одежда или обувь  – считают этнопсихологи. Так, например, в одном из горных поселений Кавказа старый абхазец неутомимо следил за тем, чтобы не только в его доме, а и в жилье его детей, которые живут неподалеку, двери кухни всегда были открытые. Этим характеризуется традиционная восточная гостеприимность. Американцы работают при открытых дверях, и этим они хотят сказать: "Я в распоряжении окружающих. Мне скрывать ничего". А, например, для практического немца оставить двери открытыми – вещь невозможная. Но вместе с тем у немцы дома не приняты задергивать окна занавесками: окружающие должны видеть, что окна в них чистые, а в жилье властвует порядок и согласие. 
 

    4. Этнические конфликты и национальный  экстремизм 
 

    Этнический  конфликт – это форма межгруппового конфликта, когда группы из противоположными интересами поляризуются за этническим признаком. Причиной этнических конфликтов, как правило, есть вне этничные, социально-политические или экономические разногласия, поэтому этнические конфликты часто бывают симптомами политического или экономического кризиса. Нарастание этнического конфликта сопровождается ростом этноцентризма, который той или другой мерой присущий этническому самосознанию разных уровней развития; усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, выделением националистической идеологии. Внутренней, собственно, этнической причиной этнического конфликта может быть столкновенье национальных интересов, то есть тех самых социально-поле тических и экономических интересов, но таких, что признаются на уровне национального самосознания фундаментальными жизненными потребностями этого этноса. Осознание этих интересов все большим количеством членов этнической группы в ситуации столкновенья приводит к массовому осмыслению угрозы этим интересам и нуждается в них защиты. Причем угроза может быть как истинной, так и выдуманной.

    Другой  причиной этнического конфликта  может быть политизация этнической принадлежностей, когда социальные слои, которые противостоят друг другу, поляризуются за этническим признаком. Этнические конфликты также могут  возникать и на религиозной основе. Примером таких этнических конфликтов, в основе которых лежит политика и религия, может быть конфликт между  сербами-христианами и албанцами-мусульманами в Косово. Особой остроты и размаха  приобретает конфликт через большой  эмоциональный потенциал этнического  сознания людей, возможности быстрой  консолидации всех социальных групп  этого сообщества за этническим признаком.

    В конфликте всегда есть осознание  противника, четко определена ситуация, в которой противник оценивается  через противоречие, существующее между  стремлениями и целями той или  другой стороны. Конфликты рождаются  на основе антагонизма, из противоположного определения систем ценностей друг друга плюс негативного предубеждения, возникающего по определенным причинам.

    Конфликт  может выступать в различных  формах. Такими формами являются:

  1. борьба;
  2. война.

    Борьба  – это форма конфликта, в которой  противники стремятся показать свое превосходство, принудив противника признать это превосходство. Цель борьбы –  принудить противника к капитуляции  путем признания превосходства  и принятия условий, которые из этого  признания в данной конкретной области  вытекают.

    Война же – это вооруженная борьба за реализацию политических целей этнических групп. Поэтому если борьба – явление  повсеместное во всех обществах и  во все исторические периоды, то война  появляется лишь с возникновением политически  организованных этнических общностей (государств). Конфликты могут возникать повсюду, где имеются противоположные интересы, цели, противоположные определения систем ценностей, взаимоисключающие образцы деятельности и критерии оценок. Помимо этнических, известны конфликты политические, религиозные, моральные и т.д.

    Конфликтность – фундаментальная характеристика существования общества. Оглядываясь  на прошлое человечества, мы всюду  увидим противостояние и конфликты, которые происходят и на уровне этносов.

    Стереотипный  образ конкретной этнической группы, существующий в массовом сознании, всегда отражает характер взаимоотношения  с данной группой. Наибольшую враждебность вызывают те этнические общности, которые в силу объективных исторических причин оказались когда-то враждебными, а в результате и сейчас воспринимаются как потенциально опасные.

    Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».

    Основные  принципы противодействия экстремистской деятельности

  Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  2. законность;
  3. гласность;
  4. приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  5. приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  7. неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

  Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  2. выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
 
 

    5. Виды этнических конфликтов и  стадии их развития  
 

     Выделяют  два принципа классификации межэтнических  конфликтов:

  1. по характеру действий конфликтующих сторон;
  2. по содержанию конфликтов, основным целям, которые ставит  сторона, выдвигающая претензии.

     Одними  из первых межэтнические конфликты типологизировал А.А. Попов. Он выделил конфликты стереотипов, т.е. ту стадию конфликта, когда этнические группы могут еще четко не осознавать причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «не дружественного соседа», «нежелательной группы».

     Другой  тип конфликта А.А. Попов назвал «конфликтом идей». Характерными чертами таких конфликтов является выдвижение тех или иных притязаний.

     Третий  тип конфликта – конфликт действий. К этому типу относятся митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, вплоть до открытых столкновений.

Информация о работе Этнические конфликты и стадии их развития