Этническая стратификация общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире происходят слишком быстрые по своим темпам, а также по радикальности преобразования обществ, одной из важнейших проблем не только социального, но политического развития является этническая (этносоциальная) стратификация.

Содержание

Введение
Глава 1. Феномен этноса
1.1. Понятие этноса
1.2. Типы этноса
Глава 2. Этническая стратификация
2.1. Сущность этнической стратификации
2.2. Межэтнические конфликты
Заключение
Приложение

Работа содержит 1 файл

ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание.

 

Введение

Глава 1. Феномен этноса

1.1.         Понятие этноса

1.2.         Типы этноса

Глава 2. Этническая стратификация

2.1.         Сущность этнической стратификации

2.2.         Межэтнические конфликты

Заключение

Приложение

 


Введение

 

Наш мир представляет собой сложный механизм, включающий не только разнообразную флору и фауну, но и богатое многообразие индивидов, населяющих нашу с вами планету.Все общества мира  включают в себя людей отличающихся друг от друга цветом кожи, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и следующих разным традициям. Данные черты, четко выраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной структуре согласно своей принадлежности к той или иной конкретной группе. Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире происходят слишком быстрые по своим темпам, а также по радикальности преобразования обществ, одной из важнейших проблем не только социального, но политического развития является этническая (этносоциальная) стратификация. Этническая стратификация на современном этапе развития нашего общества, является важнейшим фактором межэтнического общения. Но если рассматривать тему с другой стороны, то можно увидеть негативную окраску, связанную с темой межэтнических конфликтов. Практически каждый в каком-нибудь уголке нашего мира раздаются взрывы, люди совершают террористические акты,  любым способом пытаются истребить людей, и в всё это на почве межэтнических конфликтов. Эта проблема не одного дня, своими корнями она уходит в далёкие времена. Этническая принадлежность является одним из составляющих элементов необходимой в социализации человека. Этническая принадлежность является прирождённым статусом. Благодаря этнической стратификации можно изучить специфику этноса. Этническая стратификация также может помочь понять природу межэтнических конфликтов. Уже много лет социологи и не только они, пытаются разобраться в причине межнациональных розней. Для того чтобы попытаться разобраться в данной проблеме необходимо дать определение, что такое этнос, этническая стратификация, её виды, понять какова её структура, попытаться выявить особенности этнической стратификация для нашего современного общества.

 

 

Глава 1. Феномен этноса

 

1.1.   Понятие этноса 

 

Как утверждал Лев Гумилёв: Этнос у человека - это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных и т.д. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.[1]

Если обращаться к более точной формулировки термина, то этнос - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ». Любая этническая группа обладает  общими признаками. Благодаря таким признакам можно проследить самобытность этноса, пути его формирования, это является некой опорой для противостояния другим этническим группам. Общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности. Эти образования рассматриваются в контексте социологии в качестве социокультурных систем, этнос, как и любая другая играющая немаловажную роль социальная группа, обладает своей уникальной культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Следует обратиться к особенностям, а точнее сказать к группе специфических черт, отличающих любые этнические группы.

       Развитие этноса с многовековой историей формирования. Многообразная история, самым наилучшим образом отражает самобытность этноса. Набор определенных черт, благодаря которому  представители этноса чувствуют свое единство

       Важным отличительным элементом любого этноса, выступает язык. С помощью языка происходит идентификация к тому или иному этносу: принцип «свой» «чужой»

       Культура, носящая специфический характер для каждого этноса. Культура наряду с историей развития этноса, как нельзя лучше показывает и отличает один этнос от другого.

       Немаловажную роль в формировании любого этноса играет образ жизни, который включает практически все, от семейно-бытовых особенностей, до особенностей межличностного общения внутри этноса

       Нормы, правила, наличие менталитета. Различные формы этикета, правил поведения, отличающие этносы

Перечислив ряд основных особенностей, позволяющих отличать один этноса от другого, можно сделать вывод, что этнос представляет самостоятельную, четкую и хорошо функционирующую систему, с набором элементов, выполняющих свою функцию, благодаря которым происходит стабильное развитие этноса как сложного механизма. Теперь необходимо рассмотреть какова структура любого этноса. Структура этноса различна. Можно выделить три основных вида структуры этноса. Первый вид: этническое ядро, которое подразумевает под собой компактно живущую основную часть этноса на определённой территории. Второй вид: этническая периферия – группы данного этноса, отделенные от основной части своего этноса. Третий вид: этнические диаспоры. Под этническими диаспорами понимают отдельных членов данного этноса, распределённых по территориям и занимающие другие этнические общности. Подразделяется этнос и на субэтносы – группы людей, которые отличаются своеобразием культуры, языком, а также имеют своеобразное самопознание. Членам субэтноса свойственно двойное этническое самопознание: принадлежность к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.[2]

1.2.   Типы этноса

 

Если углубиться в изучение феномена этноса, то существуют разные типы (или виды) этноса. Выделяется три основных типа – племя, народность и нация. Отличие их состоит в том, что каждый из типов имеет свой уровень развития культуры, знаний, менталитета и т.д. рассмотрим более подробно каждый из трёх типов.

Племя – это объединение людей характерно для первобытнообщинного строя, которому присуще первобытные формации и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Формирование племени происходит на основе нескольких родов, связанных между собой наличием общего предка. Характерна одна общая вера, один язык, политическая власть (вождь, старейшина). Общая тер­ритория проживания. Форма  хозяйственной и экономической деятельности являлось собирательство и охота. Только принадлежность индивида к племени превращала его в совладельца общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. С развитием производственных и социальных отношений происходит укрупнение племен, образуются союзы племен. Кровноридни связи постепенно перестают быть основой этнических общностей, все сильнее становятся связи социальные. Вытеснение родовых отношений товарными и приводило к распаду племен и к объединению их в народности. Племя являлось ранней формой общности, в последствии племена стали трансформироваться в народности.[3]

Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, которая состоит из возникновением частнособственнических отношений и характерная для рабовладение и феодализм предшествует с распадом феодализма образованию наций. Народность не просто объединение племен, а качественно новая общественная организация людей, которая базируется на территориальных и экономических связях людей, При наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей - классов (имущих и неимущих. им свойственны единственный язык, культура, территория, экономические связи и сознание этнической принадлежности.[4]

Нация – исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада этнического самосознания.[5] Процесс развития является самым сложным по своей структуре, так как нация является самой развитой формой из трёх типов этноса.  Сущность нации выражается в национальных движениях, которые подразумевают под собой деятельность масс людей, направленные чтобы достигнуть поставленных целей. У любого национального движения есть сложенная программа, в основном политические движения широко распространенны в политической сфере деятельности. Функция нации в этом случае заключается в предоставлении общественной силы, с которой необходимо считаться.

Все три типа этноса составляют единую систему, образующую фундамент для изучения этнической стратификации и всех вытекающих из неё последствий. Этническая принадлежность  является важнейшим инструментом самоидентификация для индивида и групп, помогающая в полной мере изучить все аспекты, входящие в стратификацию, не только этническую, но и социальную.

 

Глава 2. Этническая стратификация

 

 

2.1. Сущность этнической стратификации

 

Этническая стратификация – неравномерное распределение национальных групп в многонациональном государстве по различным ярусам общественной иерархии и соответственно неравных возможностей доступа к благам и социальным ресурсам.[6] Сущность этнической стратификации заключается в социально-этническом неравенстве этнических групп, социального статуса, а также их места в пирамиде этнических общностей. Значение этнической стратификации очень высокое, так как она связана с такими аспектами человеческой жизни как материальное положение индивида, престижем профессии, образованием, наличием у человека властных полномочий.

Национальность имела значение в период доиндустриального общества.  Если говорить он значение национальности в наше современное время, то этническая принадлежность играет второстепенную роль, она является одним из элементов, входящих в состав так сказать показателей стратификации, которые в свою очередь состоят из: политических, экономических, культурных. Этническая принадлежность начинает выполнять самостоятельную функцию в период обострения межэтнических конфликтов.[7]

Если обратить внимание на структуру этнической стратификации, то она представляет собой три типа. Американский политолог Джозеф Ротшильд выделял вертикальную иерархию, параллельную сегментацию и сетевидную смешанную модель. Вертикальная иерархия подразумевает под собой, что все сферы общественной жизни, такие как политическая, экономическая, культурная подчиняются этническому превосходству. Параллельная сегментация подразумевает под собой, стратификацию каждой этнической группы по социально- экономическим параметрам, от таких групп имеются представители, именуемые политической элитой, которая отстаивает интересы этих групп. Наконец третий тип сетевидная смешенная модель - каждая этническая группа представлена во многих и разных видах деятельности и выполняет различные экономические функции; каждый социальный слой общества или общественный сектор органически включает представителей разных этнических групп, но система не симметрична. Ротшильд отмечал сетевидную смешанную модель как почву для мирного разрешения межэтнических конфликтов.[8] Помимо Ротшильда изучением этнической стратификации занимался и Богардус, он создал знаменитую шкалу социальной дистанции. Данная шкала выявляет престиж, и «предпочтительность» представителей различных наций в обще­ст­венном мнении. Богардус сформулировал список из семи суждений, отражающих  различную степень социальной дистанции. При опросе респонденты отмечали то суждение,  которое соответствовало допускаемой ими близости с членами заданной  группы.

Анализы подобного рода помогают лучше изучить специфику этнической стратификации, решить проблемы в данной области, провести параллели с другими аспектами социальной жизни, а также провести анализ причин, способствующих возникновению разногласий между этносами.

 

2.2. Межэтнические конфликты

 

Разбираясь подробно в феномене этнической стратификации, следует уделить внимание межэтническим конфликтам. Выявить причины их возникновения, а также пути их разрешения.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. В этом и заключается специфика межэтнических конфликтов, так как им свойственны особенности поведения, хранящиеся на бессознательном уровне. В основном межэтнические конфликты происходят между представителями, либо отдельными группами различных этносов. В таких ситуациях этносом движет потребность сохранить свои ценности и традиции, помимо этого немаловажную роль играет потребность в самосохранении. Наиболее острой и болезненной причиной возникновения этнических конфликтов является ущемление ценностей какого-либо этноса. Такие конфликты носят ценностный характер, и способны проявляться в любой из сфер человеческой жизнедеятельности. в каких же сферах можно наиболее отчетливо наблюдать специфику ценностных межэтнических конфликтов? Безусловно, такие конфликты в первую очередь связанны в различиями в религии, культуре, языке, менталитете и других особенностях этносов. Помимо ценностного уровня, выделяют и бытовой, где возникновения конфликтов обусловлены социально-психологическими факторами – неприязнь, выработанная на подсознательном уровне, связанная со сложившимися стереотипами представителей определённого этноса. В связи с тем, что данные конфликты становятся продолжительными, то они всё больше приобретают массовый характер. Также стоит отметить, что конфликты, которые возникают из-за норм и ценностей разных этносов, происходят в основном на уровне повседневных коммуникаций и межличностных взаимодействий между людьми. Важную роль играет и миграция населения. Те регионы, в которых наблюдается высокая миграция являются наиболее конфликтогенными. Причиной является то, что перестают учитываться социальные, а также культурные особенности местных жителей, следовательно, тем самым переселенцы вызывают к себе негативное отношение. Причин в чистом виде не существует, в основном вырабатывается целых комплекс причин, обуславливающий возникновение межэтнических конфликтов.

Причинами конфликта могут скрываться и на более глубоком уровне. Важную роль здесь будет играть толерантность либо наоборот интолерантность (нетерпимость) когда представители разных культур начинают рассуждать о связанности себя с другими. (истолкование «Я» как «независимого – взаимозависимого»). Самый распространенный стереотип. Данный стереотип вырабатывает специфические стереотипы, такие как интолерантное общение. Существуют специальные параметры поведения, с помощью которых можно определить, какие стереотипы наиболее характерны для той или иной этнической группе. Для идентификации «взаимозависимого я» необходимо разграничение людей на «свой» и «чужой». Преимущества данного типа общения, развивают в людей высокую способность к противостоянию, разрушающую этническую идентичность. Но вместе с этим у таких людей повышенная степень нетерпимости в отношении «чужого».

Информация о работе Этническая стратификация общества