Этническая общность и ее типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Этническая общность и ее типы.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Введение

     Социальная  структура общества вместе с другими  аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

     К общностям социально-этнического  типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в  результате естественного исторического процесса. Это одно видение сущности этноса общности, указывая на этапы исторического процесса развития общности.

     Имеет место быть и другое восприятие этнической общности в рамках понятий народ-этнос-нация. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание  данных понятий.

     Люди, проживающие на определенной территории, образуют народ. Если  взять всю территорию, контролируемую государством, то получим народ страны.

     Люди, лояльные определенному государству, образуют нацию. Лояльность государству демонстрируется через реализацию народом своих политических прав и несение политических обязанностей. Главной из обязанностей является обязанность защищать свою страну, свое общество, свое государство.

     Существует еще одна общность, объединяющая людей через их культуру и историю — национальность или этнос. Этнос не связан с государством непосредственно. Этнос часто является компонентом нескольких наций. Нации обычно многоэтничны.

     Итак, базовые понятия определены. Не смотря на противоречивые отношения вышеизложенных теорий, обе они имеют право на жизнь. Рассмотрим их более подробно на конкретных примерах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этническая  общность  и ее типы
 

     Этническая  общность - это группа людей, которые  связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

     В процессе долгой совместной жизнедеятельности  людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. Такими признаками являются язык, особенность культуры и исторически сложившиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (греч. этнос — народ; иногда в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы).

       К наиболее древним этническим общностям относятся племена.  Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой - от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовала разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов. 
        С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С приходом цивилизации взамен родовым на первый план выходят социальные связи между людьми. Так  племя уступило место другому типу этнической общности - народу. Народы, как этнические общности на стадии цивилизации (народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды - народы Франции, Германии или России) отличались такими социально-этническими признаками, как особенности языка, культуры, происхождения и этнического самосознания. 
Народы отличаются от племен большей социально-этнической консолидацией и более высоким развитием языка и культуры. Именно на этом начали складываться национальные характеры многих народов, что в дальнейшем выразилось в их национальном сознании и самосознании. Вообще формирование наций началось с разложения родоплеменного строя и завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсивное развитие экономического общения привело к  политическому и культурному общению людей, что повлекло за собой расцвет культуры и формирование национального характера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современный подход к определениям этноса и нации.
 

          Итак, раньше в нашей науке  считалось, что существуют три  последовательно сменившиеся в процессе исторического развития формы этнической общности: племя, народность, нация.

     Современный подход несколько расходится с подходом к проблеме развития исторических общностей людей, описанным выше.  Согласно ранней интерпретацией этнической общности первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние - в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков. При этом подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями.

     Такой критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Например, остается неясным, какую этническую общность (допустим, киргизы, чеченцы и проч.) можно считать нацией, а какую - народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

     Один  из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины "нация", "национальность", "народность", "народ" в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах "Об очередных задачах партии в национальном вопросе". По мнению Крюкова, это было "теоретически несостоятельным и практически вредным", ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других - к народностям.  
 
 

  1. Этнос и его особенности
 

     В советское время существовала теория, согласно которой существовало четыре основных признака, которые в той или иной степени были присущи всем формам этнической общности: племени, народности и нации. К ним относили общность языка, общность территории, общность экономической жизни и общность психического склада, проявляющейся в общности культуры. Подобный подход не только не помогал понять сущность этнической общности. Наоборот, закрывал дорогу к этому.

     В самом деле, что объединяет, скажем, всех итальянцев независимо от их социального положения, политических взглядов и т.п. и одновременно отличает их всех, например, от всех русских, всех англичан, всех французов и т.д. Во всяком случае - не общность территории и экономики. Итальянец, даже навсегда покинувший родину и переселившийся, скажем, в США, долгое еще время, а скорее всего до конца дней своих остается итальянцем.

     В США к концу 80-х годов проживало 5000 тыс. итальянцев, 5100 тыс. немцев, 3800 тыс. поляков, 1000 тыс. русских и т.п. Первое, что, казалось бы, роднит всех членов данных этнических общностей и одновременно отличает от членов других таких же общностей — язык. В известной степени это справедливо по отношению к русским, полякам, башкирам и многим другим этносам. В мире существует только одна этническая общность, члены которой говорят на польском языке. Это поляки. То же самое можно сказать о русских, башкирах, финнах и т. п. Но это не может быть отнесено к англичанам, испанцам, немцам, французам, португальцам. Язык, отличая англичан от французов, не отделяет их от американцев, англо-канадцев, англо-австралийцев. Отличая испанцев, скажем, от шведов, язык не отграничивает их от мексиканцев, кубинцев, чилийцев, аргентинцев. На немецком языке говорят не только немцы, но также австрийцы и германо-швейцарцы. На французском языке, кроме французов, говорят валлоны, франко-швейцарцы и франко-канадцы. Однако различие не только между русскими и итальянцами, но и между англичанами и американцами, немцами и австрийцами, сербами и хорватами, французами и валлонами проявляется в культуре. Нет американского языка, но существует американская культура. Нет аргентинского языка, но существует аргентинская культура. Один язык, но разные культуры у сербов и хорватов. Общая культура — вот что роднит всех англичан, пока они остаются англичанами, и отличает их от американцев, ирландцев, шотландцев и других такого же рода общностей людей, говорящих на английском языке.

       Стоит отметить, что иногда различия в культуре между частями одной этнической общности могут быть не меньшими, чем между разными этносами. Например, различие в традиционной духовной и материальной культуре двух групп русских, которые в этнографии принято именовать северными великорусами и южными великорусами, не меньше, чем их отличие от белорусов и украинцев, и тем не менее эти группы этносами не являются. Здесь перед нами предстает еще один важный фактор — этническое самосознание, т.е. осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. И северные великорусы и южные великорусы в одинаковой степени осознавали себя русскими. Таким образом, этническое самосознание состоит в том, что человек осознает себя русским, англичанином, норвежцем. Тем самым он осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие», данную культуру как «свою», а остальные как «чужие».

     Наличие этнического сознания необходимо предполагает существования общего названия этноса — этнонима (от греч. этнос — народ и лат. nomina— название, имя). У этноса может быть несколько названий, одно из них — самоназвание, другие — имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам. Этническое самосознание невозможно без самоназвания. Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом.

     Этнос есть общность социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. Это объяснятся тем, что этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим. Существование этноса предполагает наследование. Говоря о наследовании, стоит отметить, что существует два качественно разных вида наследования. Одно из них наследование биологическое, через посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, другое - наследование социальное, т.е. передача культуры от поколения к поколению. В первом случае принято говорить о наследственности, во втором — о преемственности. Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, а значит, она есть преемственность.

     В нормальных условиях культурное, социальное воспроизводство человека неотделимо от биологического. Дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и этническое самосознание. В результате неизбежно возникает иллюзия полного совпадения биологического и социального наследования, более того — иллюзия производности социального наследования от биологического. Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе имеет общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую кровь, что каждый этнос — особая порода людей. Таким образом, социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая, что находит свое отражение в языке. Слово «народ», которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов «род», «рождать», «порождать».

     Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. К признакам, выражающим свойства этноса и отделяющим его от других этносов, относятся: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.

     При характеристике этноса важное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается процесс образования этнических общностей. В одних случаях этногенез рассматривают как синоним понятия «происхождение этноса», т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других под термином «этногенез» объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.

Информация о работе Этническая общность и ее типы