Этапы развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:45, доклад

Описание работы

1 этап – Донаучный
Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года)
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
Политеизм - эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
Монотеизм - эпоха христианства
Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.)

Работа содержит 1 файл

Этапы развития социологии_презентация.docx

— 1.13 Мб (Скачать)
 
     
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1 этап – Донаучный
Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года)
Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми;
Политеизм - эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие;
Монотеизм - эпоха христианства
Метафизическая  стадия (с 1300 по1800 гг.)

переходная  стадия - разрушение старых верований  – фундамента общественного порядка

Позитивная  стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.)

стадия  новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства

2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.)
О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм.
3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика(конец XIX в. – 20-е гг. XX в.)
Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д.).
4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.)
Между двумя мировыми войнами П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России, период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии.
Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон), социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд)
5 этап - Современныйпостклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.)
Переход во 2-й  пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию. Новые задачи перед социологией:

• выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов.

 

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
1. ПОЗИТИВИЗМ (О.Конт)
2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (К.Маркс)
3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

      - органицизм, социал-дарвинизм (Г.Спенсер, Л.Гумплович)

4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

      - социогеография (Г.Бокль, Ф.Ратцель, И.Мечников, Ф.ЛеПле)

5. АНТИПОЗИТИВИЗМ (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, В.Дильтей)
      - Антропологическое направление (М.Шеллер)
      - Расово-антропологическое направление (Ж.А. де Гобино, Ж.Ляпуж, О.Аммон,Ш.Летурно)
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
      - Психологический эволюционизм (Л.Ф.Уорд, Ф.Г.Гиддинс)
      - Инстинктивизм (У.Мак-Дуголл)
      - «Психология народов» (М.Лацирус, В.Вундт)
      - Групповая психология (Г.Лебон, Г. де Тард)
      - Теория подражания (Г. де Тард, Дж.Болдуин, Ч.Х.Кули)
      - Социальный психоанализ (З.Фрейд)
      - Неофрейдизм (Э.Фромм)
      - Бихевиоризм (Э.Торндайк, Д.Уотсон)
7. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
- Социологизм Э.Дюркгейма - Социологическая  теорияФ.Тенниса - Политическая социология Р.Михельса
- Понимающая социология М.Вебера - Социологическая теория В.Парето  
- Формальная социология Г.Зиммеля - Социологическая теория Г.Моска  
 
8. НЕОПОЗИТИВИЗМ (1920-50-е гг.) (П.Лазарсфельд, Г.Зеттербергер, Г.Блейлок, К.Поппер, Дж.Холтон)

Платон

ПЛАТО́Н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н.э., Афины - 348 или 347 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Основу воззрений  на общество у него составляет категория "идеального государства", которое отождествляется с понятием "общество":

  • идеальное государство – это отражение вечных идей (эйдосов) - идей справедливости, всеобщего блага. Справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе;
  • социальные различия между людьми носят характер иерархии (социальная стратификация). Все население делится на 3 сословия согласно 3-х начал человеческой души: разумного, яростного, вожделеющего:
  • философы-правители  - управляют государством,
  • воины-стражи    - охраняют государство от беспорядков и агрессии,
  • ремесленники/земледельцы - обеспечивают жизненные условия первым сословиям;
  • развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием 4-х добродетелей у граждан: мудрости (ее носители - философы-правители); мужества (ее олицетворяют воины-стражи); рассудительности и справедливости (свойственны всем гражданам);
  • назначение государства - создание условий для добродетельной жизни граждан. В идеальном государстве отсутствуют частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие противопоставляет частный и общественный интересы и приводит к конфликтам.

 

Аристотель (ριστοτέλης) 

АРИСТО́ТЕЛЬ (др.-греч. ριστοτέλης; 384 до н.э., Стагир - 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея) - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

  • анализировал общество на примере городов-полисов, которые описал в работе "Политика";
  •  выдвинул тезис о человеке как существе общественном ("политическое животное");
  • государство считал самой совершенной формой человеческого общения, которое ограничивало проявления животных инстинктов у людей. Государство первично по отношению к индивиду и семье;
  • первичная "клеточка" государства - гражданин - свободные люди, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им противопоставлялись рабы, удел которых - физический труд;
  • выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда;
  • выделял разные формы правления, разделяя их на
«правильные» монархия аристократия полития
«неправильные» тирания олигархия демократия
Демократия лучшая из худших форм правления, ее слабость состоит в том, что она может переродиться в охлократию;
  • определил форму стабильного государства полития, основанной на добродетели аристократии, богатстве олигархии и свободе демократии. Её социальная база - средний класс, объединяющий интересы бедных и богатых, предохраняя тем самым общество от социальных конфликтов

Информация о работе Этапы развития социологии