Эмиль дюркгейм как исследователь процессов социальной дезинтеграции и девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; «ученый имеет дело с социальными фактами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой».

Содержание

Введение
1.Теоретико-методологические принципы социологии Эмиля Дюркгейма
1.1. Краткая биография Эмиля Дюркгейма
1.2.Идея социальной солидарности социологии Эмиля Дюркгейма
2.Процессы социальной дезинтеграции и девиации в концепции Эмиля Дюркгейма
2.1.Феномен аномии как форма общественной дезинтеграции
2.2.Самоубийство как вид общественной девиации
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая (2).docx

— 75.26 Кб (Скачать)

          Среди работ Французской социологической школы, на которые книга Дюркгейма оказала наибольшее влияние, необходимо отметить исследования С. Бугле «Уравнительные идеи» (1899) и «Опыты о кастовом строе» (1908), работу П. Фоконне «Ответственность» и, наконец, знаменитое исследование Мосса «Опыт о даре» (1925)34.

              33 Эта проблема до конца жизни волновала Дюркгейма не только как ученого, но и как гражданина. «Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились»,— писал он в 1912 г. (Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912. P. 610-611).

33 См.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992, №№ 3, 4.

34  См.: Бугле С. Эгалитаризм: (Идея равенства). Одесса, 1905; Bougie С. Essais sur le regime des castes. P., 1908; Fauconnet P. La Responsabilite P., 1920; Mauss M. Essai sur le don // Mauss M. Sociologie et anthropologie. P., 1950. 

           

 

          2.Процессы социальной дезинтеграции и девиации в концепции Эмиля Дюркгейма

          2.1.Феномен аномии как форма общественной дезинтеграции.

     Управление  социальными процессами обусловлено  множеством факторов, среди которых  особое место занимает аномия. Латентное  влияние социальной аномии на управляемость  в обществе привело к тому, что  эта проблема часто остается в  тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это  проявилось в условиях политического  и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы. Экономические  реформы в некоторых регионах вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к  социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение  социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов отрицательно повлияли на все стороны жизни  населения. Политические и социально-экономические  реформы сопровождались сменой ценностных ориентаций и радикальным изменением законодательства. Сосуществование  прошлой нормативно-ценностной системы  и нарождающейся новой нравственной и правовой системы норм сопровождалось конфликтами, моральными коллизиями, дезорганизованностью в обществе. Здесь можно обнаружить все признаки глубокой социальной аномии.

     Понятие «аномия» возникло более двадцати веков  назад. Древнегреческое понятие  «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие  аномии мы находим в работах английского  историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский  социолог Эмиль Дюркгейм, а позднее  существенно развил американский социолог Роберт Мертон.

     Аномия (от фр. anomie – буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.

     Впервые явление  социальной аномии описал французский  социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия –  отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечал, что аномичные состояния  в обществе возникают особенно часто  в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, – считает он, –  будет ли она происходить в  силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком  внезапных социальных преобразований – общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие  на человека…»1

     Понятие аномии характеризует  состояние общества, при котором  наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют  общественный порядок (Э. Дюркгейм). Социальная аномия свидетельствует о том, что  нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое  психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда человек оказывается перед  необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. «Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу  установиться… Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная  ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время  всякая регламентация оказывается  несостоятельной».

     Позднее аномия понимается также как состояние  в обществе, вызванное избыточностью  норм, причем противоречивых (Р. Мертон). В этих условиях личность теряется, не зная, каким нормам следовать. Разрушается  единство нормативной системы, системы  регулирования общественных отношений. Люди социально дезориентированы, переживают чувство тревоги, изолированности  от общества. Это закономерно ведет  к девиантному поведению, маргинальности, преступности и другим асоциальным  явлениям.

     Э. Дюркгейм рассматривает аномию как  часть своей историко-эволюционной концепции, опирающейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного общества. Проблема аномии порождена переходным характером эпохи, временным упадком моральной  регуляции новых капиталистических  экономических отношений. Аномия –  продукт неполного перехода от механической к органической солидарности, поскольку  объективная база последней –  общественное разделение труда –  прогрессирует быстрее, чем находит  моральную опору в коллективном сознании.

     Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый – потребности и интересы, второй – возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности  и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее  коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог  добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло  каждому ощущать свою жизнь осмысленной  внутри узкого замкнутого слоя. Ход  общественного процесса увеличивает  «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные  для старого времени. В новых  условиях резко расширяется степень  свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.

     Аномия—это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человеческом обществе достигается только тогда, когда против этого разнообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность—это фактор общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы настолько сильным и жестким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае преступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригинальность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник — это не какое-то неспособное к социализации существо, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к обществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.

     По  Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону  экономического краха, так и в  направлении расцвета, создаются  благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов  увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в последние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полностью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессиональные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации) были ликвидированы. Правительство твердо проводило политику свободы предпринимательства, невмешательства в экономику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремлений стала движущей силой французской промышленной революции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопровождающим ее высоким уровнем самоубийств.

     В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначальный  и важнейший источник солидарности общества — это правильное понимание  честности и порядочности. Наказание  преступника необходимо, чтобы сохранить  приверженность рядового гражданина к  данной социальной структуре. Без угрозы наказания средний гражданин  может потерять свою глубокую привязанность  к данному обществу и свою готовность принести необходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме того, наказание  преступника служит видимым общественным подтверждением его неполноценности  и оправданности порицания любой  преступной группы. Это порицание  и умаление достоинства преступников усиливает среди основной массы  населения чувство превосходства  и собственной правоты, что в  свою очередь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания  сильнейшим из всех имеющихся средств  оправдания и сохранения социальной солидарности. 

2.2. Самоубийство как вид общественной девиации

2.1 Эгоистическое самоубийство

 

     Для того чтобы рассмотреть эгоистическое  самоубийство Дюркгейм предлагает нам  посмотреть три социальных института - это брак, религия и политика. Так как каждый из них имеет  свой определённый коэффициент предохранения  от самоубийств. Но это не потому, что  каждая из этих групп обладает какими-то особыми, свойственными только ей чертами, а потому что все эти социальные институты представляют собой тесно  сплоченные социальные группы.

     Когда люди объединены и связаны любовью  с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Одно и то же чувство побуждает их преклоняться перед стремлением к общему благу и дорожить своею жизнью, а сознание великой цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. Наконец, в сплоченном и жизненном обществе можно наблюдать постоянный обмен идей и чувств между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, но имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка.

     Рассмотрим  более подробно семейные отношения. Что такое брак? Для одних это  супружеская пара, а для других - семейная группа. Эти два образования  имеют различную природу и  различное происхождение и потому не могут, по всей вероятности, производить  одинаковых результатов. Один союз учреждается  путем соглашения и выбора, другой есть явление природы, кровное родство. Соответственно коэффициент предохранения  выше в тех семьях, в которых  есть дети. Как уже было сказано  выше, семья является более сплоченной и, именно по этому, человек меньше обращает внимания на свои проблемы и переживания.

     Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой  от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых  рассматриваются психологами как  отчаянный призыв о помощи, как  последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между  младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида  и это связано, прежде всего, с  тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье  родителей. Школьные проблемы обычно связаны  с неуспеваемостью или плохими  отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к  понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей  личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного  влияния окружающей среды. [145.2]

Информация о работе Эмиль дюркгейм как исследователь процессов социальной дезинтеграции и девиации