Экономика как социальный институт общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА
1.1. Экономическая организация общества и ее исторические типы
1.2. Понятие экономической культуры общества
1.3. Функции экономической системы общества
1.4. Структура индустриальной экономической системы
2 ТРУД КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Социальная сущность труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Экономика как социальный институт современного общества.docx

— 36.42 Кб (Скачать)

По мнению английских специалистов по управлению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, эффективно работающий менеджер должен обладать следующими навыками и способностями: умением управлять собой, разумными  личностными ценностями, четкими  личными целями, упором на постоянный личный рост, навыком решать проблемы, способностью к инновациям и изобретательностью, высокой степенью влияния на окружающих, знанием современных управленческих подходов, способностью руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать  эффективные рабочие группы.

 

  1. ТРУД КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Социальная деятельность - это всегда проявление человеческой активности с целью изменения  или преобразования элементов окружающего  мира, сознания самого человека. Ей всегда присущи целеустремленность, сознательный характер, потому что ее субъектом  может быть только человек. Это процесс, который включает цель, средства, результаты.

Выделяют такие виды социальной деятельности: трудовую, творческую, потребительскую, разрешительной, образовательную, рекреационную  и т.д. Однако такая классификация  носит условный характер, поскольку  в реальной жизни эти виды деятельности не существуют отдельно.

Важнейшей формой социальной деятельности признается труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой она с помощью определенных средств действует на природу  и превращает ее элементы в предметы, удовлетворяющие его потребности. Именно благодаря тому, что труд является целенаправленной деятельностью, создает ценности и способна удовлетворять  разнообразные потребности людей, она получает приоритетный статус. Признание приоритета материальных результатов является исторически  и с изменением общественных условий  приоритетность различных видов  деятельности может меняться.

Современные ученые в основном характеризуют труд как вынужденное  занятие. Так, В. Туземцев отмечает, что  труд - это деятельность, осуществляемая под прямым или косвенным действием  внешней материальной необходимости.

Восприятие труда как  тяжелого, принудительного занятия  связано прежде всего с тем, что  в течение тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариев).

Но при всем этом социальная природа труда проявляется в том, что именно труд создал человека, и она определяет его сущность. Социально-трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, связаны, с одной стороны, с отношением субъекта к труда, а с другой - с влиянием труда на формирование и развитие личности субъекта. Субъектом процесса труда может быть только индивид, человек, который регулирует и контролирует его.

Труд - это основная форма  жизнедеятельности общества, индивида, исходное условие их бытия, которая  определяет способ отношение индивида к миру и одного индивида к другому, специфику отношений в любой  трудовой организации и в любой  стране.

Следовательно, труд - категория  не только экономическая, но и социологическая, что имеет значение для характеристики общества в целом и его индивидов  в частности.

Социально-экономическая сущность труда является двойственной: она, с одной стороны, является источником богатства и доходов, а с другой - по мере поведения человека, средством ее самореализации, самоутверждения как личности, то есть, с одной стороны, труд надо стимулировать, потому что она реализуется в надежде на получение денежного дохода, с другой - свободная работа кроме денег приносит еще удовольствие и радость (с этой точки зрения все виды труда достойны уважения и почтения). Ненормальной ситуацией для трудоспособного человека является невозможность работать. Вынужденная длительная безработица является настоящей социальной трагедией для многих.

Обеспечение нормальных, достойных  человека экономических отношений  является обязанностью государства. Когда  государство не в состоянии этого  сделать, в обществе растет недовольство, усиливаются процессы экономического, социального, материального и политического  расслоения, увеличивается разрыв между  богатыми и бедными. Рынок, который  формируется, есть нецивилизованным, слишком  криминогенным, излишне монополизированным. Люди не воспринимают его, им трудно найти  свое место при таких условиях, тем более, что общественные усилия по созданию цивилизованного рынка труда должны быть согласованы с действиями по формированию культуры и сознания людей.

 

    1. Социальная сущность труда

 

Содержание труда выражается через распределение функций (исполнительных, регистрационных, контрольных, надзорных, наладочных и т.д.) на рабочем месте  и совокупность выполняемых операций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством  работника.

Следует различать социальное и функциональное содержание труда. Социальное есть целесообразность деятельности работника, мотивация, отношение к труду на общественном (как к профессии, вида деятельности) и индивидуальном (как конкретно к выполняемой работы) уровнях. Функциональное содержание труда проявляется в выполняемых работником конкретных ролей, функций. В производственном процессе, например, такие функции: энергетическая - приведение в движение средств труда; технологическая - сочетание предметов и средств труда и непосредственная обработка предметов труда; контрольно-регулирующая - надзор и контроль за движением предметов и средств труда; управленческая - подготовка производства и управления к инновациям.

Выделение этих функций является проявлением общественного разделения труда - функционально интегрированной  системы профессиональных ролей  или специализаций внутри общества. Кроме того, что разделение труда  способствует повышению производительности труда, он имеет негативные социальные последствия. Изучая формы разделения труда, отклоняющихся от нормы, Е.Дюркгейм отличал разделение труда, когда  крайняя специализация сопровождается уменьшением возможности общения  и ослаблением связей между людьми, выполняющих различные функции, и принудительное разделение, когда  индивиды вынуждены выполнять профессиональные роли, которые им не нравятся или  не устраивают их.

Характер труда обнаруживает социально-экономическую природу  трудового процесса, общественную форму  его организации, способ взаимодействия работников, сочетание их со средствами производства, способ включения индивидуального  труда к общественной (взаимодействие человека с обществом) и зависит от того, на кого человек работает. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в обществе, соотношение между общественной и индивидуальной работой каждого отдельного работника.

В условиях товарного производства характер труда двойственный: с одной  стороны труд является конкретной - это труд во всех своих качественных отличиях различных видов труда, что создает потребительскую  стоимость товара, а с другой - абстрактной - это затраты рабочей  силы в целом, продуктивная деятельность человеческого мозга, мускульной и  нервной систем, содержащихся в каждом товаре, создавая его стоимость.

Потребительская стоимость - это полезность вещи, ее способность  удовлетворять некую потребность  человека. Потребительские стоимости  образуют вещественное содержание богатства.

Показателями характера  труда являются - форма и отношения собственности, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда.

Характер труда обусловливает  цель производства, а в сфере распределения - пропорции, за которыми общественно  произведенный продукт распределяется между различными социальными группами.

Содержание труда определяет природу и уровень профессионализма работника, а ее характер - пределы  его социального развития и степень  превращения труда на самую первую жизненную потребность. Взаимодействие содержания и характера труда  проявляется в существовании  таких социально, экономически и  технически неоднородных ее форм, как  физическая и умственная, исполнительская  и управленческая, квалифицированная  и неквалифицированная работа. Эти  формы диктуют разные требования к общей и специальной образования, профессиональной культуры, создают  неодинаковые возможности для реализации профессиональных и личных способностей, то есть производят разный социальный влияние на трудящихся.

Закон соответствия характера  и содержания труда, то есть меры сочетание  ее сущности и формы, является основным законом теории социологии труда  и организует системно-категориальный аппарат этой теории. Глубокие изменения  в содержании труда создают предпосылки  для изменения ее характера и  наоборот.

Так, в зависимости от трудовых усилий, что преобладают, способа  воздействия на предмет труда  выделяются умственный труд - аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация, и труд физический, связанный с применением мускульных усилий человека, направленных на изменение материально-вещественной среды. Это два взаимосвязанных аспекта человеческой деятельности, которые являются социальной форме.

В любой деятельности человека, даже в творческой работе, имеются рутинные элементы. Они составляют от 50 до 70% трудовой деятельности человека. Остальные 50-30% - творческие элементы: постановка цели, выбор оптимальных (из нескольких альтернативных вариантов) выполнения, решение новых задач, неожиданно возникшие в процессе труда, и др. Суть творческого подхода - наличие идеального плана действий, который свидетельствует не о естественную, а о человеческой определенность труда.

Труд перестает быть суммой физиологических затрат, к ней  прилагается эмоционально-психологическая  составляющая. Труд воспринимается индивидом  как творческий процесс, если осуществляется по его собственному плану. Подчинение чужому плана приводит к психологическому или социального отчуждения.

Отчуждение труда, по К. Марксу, это процесс преобразования деятельности и ее результатов в самостоятельную, враждебную и господствующую над ними силу. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда (овеществленного в произведенной ранее продукции) над живым трудом (деятельностью, направленной на создание материальных благ), в браке контроля над условиями, средствами и продуктами труда, в эксплуатации, в потере человеческой сущности.

По С.Симану отчуждение труда - это положение индивида в обществе, которое характеризуется бессилием, нехваткой смысла, социальной изолированностью и самоустранения.

Отчуждение труда - это  проявление его характера.

Уже сама только постановка цели исполнителем свидетельствует  о его сознательное отношение  к труду, наличие мотивации труда. Устранение цели, лишение труда ее внутреннего смысла приводит к тому, что человек становится совершенно равнодушной к содержанию своего труда, качества продукции, экономии сырья и электроэнергии. Чтобы преодолеть это, вводятся различные методы стимулирования и мотивации труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый день возможна новая  авантюра, в условиях которой человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

Но при этом у человека есть повседневная работа – и эффективная  мотивация труда осуществляется тогда, когда люди уверены, что их усилия позволят им достичь цели, приведут к желаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей (физиологических - в еде, воде, отдыхе и др.; социальных - в социальных связях, идентификации личности, в самоуважении и др.), но и принесут удовлетворенность  самим процессом труда и его  результатами.

В наше время человек стремиться к максимальному применению своей  способности к труду и соответствие оплате, поиск подходящего места  работы, готовность вызвать конкуренцию  за более выгодное рабочее место  и готовность рисковать.

Но при этом молодые  люди выбирают не столько саму работу, сколько образ жизни представителей определенной социально-профессиональной группы. В настоящее время до 80 процентов выпускников средних  школ ориентируются на продолжение  образования в вузах, причем до половины из них выбирают профессии экономико-юридического профиля. Профессиональный выбор молодых  людей определяет даже такое обстоятельство, как название профессии. И все мы прекрасно понимаем, что на одних этих профессиях государство не будет развиваться, но, к сожалению, на это обстоятельство мало кто обращает внимание на данный момент.

Вывод, конечно, не утешительный, но у современной России основной функцией социологии труда на мой взгляд пока является - способность адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА—М, 1998. — 15 с. — 384 с.
  2. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история. — СПб: Питер, 1999. — 384 с.
  3. Самуэльсон Пол, Вильям Нордхаус [= 18-е изд Экономика] = Economics. — М.: «Вильямс», 2006. — 1360 с.
  4. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Том 1. / Отв. ред. Г. Г. Фетисов. — М. : Мысль, 2004. Раздел VI.
  5. Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. – 394 с.- 409 с.
  6. Грушин Б. На дальних и ближних подступах к созданию ВЦИОМа / Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. — М.: Новое издательство, 2008. — 18с. —22 с.

Информация о работе Экономика как социальный институт общества