Экономическая культура: социологический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

Кризисное состояние сегодняшней российской экономики вызывает острую необходимость регулирования этой сферы общественной жизни. Идут активные споры о применимости кейнсианского или монетаристского способа макроэкономического регулирования. Однако, как бы это не казалось неожиданным, но регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Экономическая культура: сущность и структура …….……….……...……6
1.1. Экономические отношения и интересы……………………………….……..…..7
1.2 Экономическая свобода и ответственность………………………………………8
1.3. Концепция устойчивого развития…………………………………..….…………8
1.4. Экономическая культура и экономическая деятельность………….……….…10
Глава 2. Ядро экономической культуры общества …………..………….…..……..12
Глава 3. Сущность регулирования экономической культуры ……….…..…..…….15
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………….…………………………....22

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 42.42 Кб (Скачать)

     Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики — неограниченный экономический рост. Традиционная экономика  утверждает, что максимизация прибыли  и удовлетворение потребителей в  рыночной системе совместимо с максимизацией  благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной  политикой. Концепция устойчивого  развития полагает, что краткосрочная  максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных  и социальных ресурсов, на которых  зиждется благосостояние людей и  выживание биологических видов.

     В одном из основных документов Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня  на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

     Фактически  речь может идти не о немедленном  прекращении экономического роста  вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования  ресурсов окружающей среды. Последнее  трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической  деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход  к «информационному обществу» —  экономике нематериальных потоков  финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности —  приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. 

          

     1.4. Экономическая культура и экономическая деятельность.  

          

     Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к  новому, информационно-компьютерному  способу производства от труженика  требуется не только высокий уровень  подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько  дисциплины, поддерживаемой извне, сколько  самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической  деятельности от уровня развития экономической  культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного  на правилах и таких понятиях, как  «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Ядро экономической культуры общества 

     Исследователи отмечают, что ядром экономической  культуры общества является развитое общественное экономическое сознание, где формируются ценностные, нормативные  основы экономического бытия, тем самым, развитое общественное экономическое  сознание является идейным источником созидательной деятельности в экономической  сфере. Рассмотрение сущности экономической  культуры общества позволяет осознать ее тесную взаимосвязь с типом  мышления, менталитетом и традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие выражение  и закрепление в экономической  системе общества.

     Экономическая культура общества оказывает прямое воздействие на экономическую культуру личности, т. к. индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента: знания (представления, взгляды), а также чувства и волю субъекта. Это отражает совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Побудительными факторами к позитивному, волевому действию являются установки личности.

     Экономическое сознание может формироваться стихийно (микросреда) либо в процессе экономического образования. Система образования  является важнейшим социокультурным регулятором развития общества. Задача экономического образования - помочь осознать социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их общественную и личную значимость. В этом случае, даже столкнувшись с негативными явлениями в экономической сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения.

     При становлении экономической культуры чрезвычайно важно учитывать  преемственность как составляющую духовной культуры, ибо ломка вековых  традиций, селективный подход к культурному  наследию, ведут к утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения  людей, не восприимчивых к культурно-историческому  наследию, не способных отличать временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями - факторы, способствующие деградации общества, дестабилизации общественных структур.

     Как отмечает Ю.А. Помпеев, «в гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания хозяйственной деятельности в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный в определении базовых ценностей экономической культуры как одной из форм проявления жизненной активности человека, а также в рассмотрении естественных взаимосвязей между экономической культурой и другими составляющими цивилизационного развития России».

     Важнейшей функцией культуры является регулирование  социальных и иных отношений, упорядочивание, нормирование, ограничение, стандартизация и т. п. поступков людей, всей деятельности, всех взаимодействий в обществе. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры.

     В современную эпоху культурные факторы  в значительной мере определяют экономический  потенциал общества, стабильность политической системы, экологическую и демографическую  ситуацию и многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. Ошибки в сфере культурной политики (которая становится в современном  обществе основным фактором любой политики) являются первопричинами тяжелых социальных недугов и многих кризисов, в том  числе и экономических.

     «Социокультурный подход есть своеобразное отражение наметившейся смены самой парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма, свойственного индустриальному обществу, к культуроцентризму, на котором будет зиждеться грядущая цивилизация постматериальных ценностей», отмечают ученые-культурологи.

     Учитывая  взаимосвязь понятий «экономическая культура» и «эффективность в  сфере экономической деятельности», процесс формирования экономической  культуры может быть рассмотрен с  точки зрения факторов культуры труда, культуры производства и культуры управления как основных параметров, составляющих экономическую эффективность. В этом ряду факторов ведущее место занимает управленческий аспект, в котором также могут быть выделены параметры, составляющие эффективность сферы управления, непосредственно влияющей на уровень культуры управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Сущность регулирования экономической культуры 

     Знание  механизмов воздействия экономической  культуры на экономику - это уже кое-что, но, вообще говоря, этого знания мало. Мы знаем, как влияет на экономику  норма процента, уровень инфляции, размер дефицита государственного бюджета  и мы знаем, как изменить их в нужном для экономики направлении. Не является исключением и экономическая  культура. Она не только может быть изменена, но и должна быть изменена.

     Конечно, культура является весьма специфическим  институтом общества и изменяется она  нелегко. Процесс изменения культуры сильно растянут во времени. И именно поэтому нужно как можно быстрее  начинать целенаправленное изменение  культуры, чтобы ещё нынешнее поколение  россиян увидело зримые плоды  реформ. Как ни странно, но в отличие  от прочих регуляторов экономики  экономическая культура может регулироваться не только государством, но и другими  субъектами. Так, составной частью экономической  культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. На предприятиях этих компаний, расположенных по всей стране, работает значительная часть населения. Изменение  культуры работников таких компаний вызовет эффект камня, брошенного в  воду. Не меньшее влияние на изменение  экономической культуры оказывают  и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный  подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения  уже есть соответствующий опыт. При  помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия  в выборах, необходимости платить  налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

     Однако  ведущую роль в регулировании  экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической  культуре, первоочередные задачи и  используемые методы. Государство в  состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.

     Конечно, непосредственно на экономическую  культуру влияет не некое аморфное «государство», а его служащие, прежде всего высшие. Культура государственных  служащих оказывает значительное влияние  на экономическую культуру в целом. Именно высшие служащие государства  оказывают основное влияние на высокую  степень декларативности экономической  культуры России.

     Кроме того, как отмечалось выше, государство  может направлять деятельность остальных  субъектов регулирования экономической  культуры. Государство владеет контрольным  пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником  телеканалов «Культура», «Российское  телевидение» и т. д.

     Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  следующий вывод, что экономическая  культура является одним из регуляторов  экономики и что государство  может его использовать. Более  того, если государство действительно  хочет добиться успеха в осуществлении  реформ, оно должно использовать этот регулятор.

     Степень автономности экономической культуры в России на сегодняшний день невелика. Это в значительной мере вызвано  тем, что в течение длительного  времени в России экономика не имела самостоятельной ценности, а была всего лишь одним из средств  достижения политических целей. И сейчас экономическая культура России довольно значительно зависит от культуры политической. Заметное влияние оказывает  и культура бытовая. Это, в общем, само по себе не столь уж плохо. Гораздо  хуже то, что влияние, оказываемое  другими видами культур на экономическую, в основном негативное.

     Велика  и степень декларативности отечественной  экономической культуры. Многие нормы  провозглашаются, но не реализуются  на практике. Сюда можно отнести  и многократно провозглашаемое  снижение налогового бремени, и принятие исполнимого бюджета, и многое другое. Причём эту черту порождают в  основном органы государственной власти. Наличие этой черты явно свидетельствует об определённых дисфункциях в экономике России. Данная категория несёт ярко выраженный отрицательный социальный смысл.

     Степень директивности тесно связана  со степенью автономности, но в отличие  от последней несёт более однозначный смысл. Она характеризует зависимость экономической культуры от неких «надсистем», обладающих правом директировать. В первые годы реформ степень директивности очень резко снизилась, но сейчас она начинает вновь увеличиваться. Причём необходимо отметить, что степень директивности варьирует от одного субъекта Российской Федерации к другому, что связано с культурой власти этих регионов. В целом же степень директивности в России остаётся довольно высокой.

     Степень разнообразия - это количество образцов поведения, представляющих разные в  социальном аспекте типы экономических  отношений. Степень разнообразия тем  больше, чем шире диапазон таких  отношений, а также чем существеннее различия между ними. Разнообразие же системы рассматривается как  показатель её развитости и жизнеспособности. Чем больше разнообразие, тем больше внутренних связей, тем больше рычагов  воздействия. В последние годы степень  разнообразия в России значительно  увеличилась. Появились отношения, основанные не только на государственной, но и частной собственности. Вместе с тем резкое расслоение общества на «богатых» и «бедных» и отсутствие среднего класса обедняет экономические  отношения.

     Что же касается степени интегрированности, то есть согласованности экономических норм и ценностей, стереотипов поведения разных социальных групп, то она крайне низка. Фактически можно говорить о дезинтегрированности экономической культуры сегодняшней России. Степень индивидуализма граждан начинает постепенно повышаться. Тем не менее, людей, ставящих индивидуальные ценности выше коллективных, всё ещё мало. По последним исследованиям, ориентирующихся на свои силы жителей в России всего 6 %.

     А вот степень правовой регламентированности явно чрезмерна. Причём в данном случае речь идёт о подзаконных и не оговорённых в законах нормах поведения. Велики масштабы распространения образцов поведения, которые узаконены, но экономически не целесообразны (например, уплата налогов). Велики и масштабы распространения норм, которые экономически целесообразны, но либо не узаконены, либо противозаконны и потому осуществляются скрытно. Степень инновационности экономической культуры России довольно велика. В целом новые ценности, нормы, образцы поведения преобладают над теми, которые устарели и не отражают реальных потребностей общества.

     Масштабы  заимствования также велики. В  годы реформ в России активно проникают  и приживаются культурные ценности и нормы, которые характерны для  стран Западной Европы и Северной Америки. Степень рациональности представляет собой соотношение норм, основанных на вполне осознанных целях и ценностях  и таких норм, которые основаны на привычке, укоренившихся традициях  и обычаях. Процессы, проходившие  в обществе в последнее столетие, изменили облик общества в сторону  его рациональности. Это, однако, не привело к полному уничтожению  традиционализма. По отношению к  экономической культуре данный показатель очень важен, поскольку затрагивает  истоки, корни социальных ценностей, от которых зависят стимулы экономической  активности. Две соответствующих  модели человека - традиционная и рациональная - это два полярных типа работника  с разными установками по отношению  к труду, с разными типами мотивов  трудовой активности. Несмотря на возрастание  степени рациональности в последнее  время, в России всё ещё есть значительные резервы для её повышения.

Информация о работе Экономическая культура: социологический анализ