Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа развития американской социологии в 19-20вв. Выделить особенности развития школ американской социологии 19-20 вв

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава1. Становление американской социологии XX-XXI вв. …………… 6
1.1 Предпосылки появления и этапы развития американской социологии……………………………………………………………... 6
1.2 Основные представители Американской социологической мысли XX-XXI вв. ……………………………………………………………………… 9
Глава 2 Направление и развитие американской социологической мысли………………………………………………………………….. 14
2.1 Американская социологическая школа………………………… 14
2.2 Изменение направления американской социологической мысли на рубеже XX-XXI вв. …………………………………………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованных источников и литературы…………………. 24

Работа содержит 1 файл

курсовая собранная.docx

— 47.55 Кб (Скачать)

В американской социологии права используются разнообразные подходы: позитивистский, естественно-правовой, экзистенциалистский, социологический. И все же предпочтение отдается последнему. Такое положение обусловлено тем, что социологический подход в познании правами правовых явлений расширяет предметный диапазон самих исследований. Наряду с этим, благодаря достижениям общей социологии, обогащается технологическая, процедурная база исследовании. И, наконец, он расширяет междисциплинарный научно-исследовательский обмен в области разработки концепций, методов и средств познания содержания правовых явлений и процессов. Вот почему в США социологический подход был назван инструментальным.

В.Шляпентох  отмечает, что «американская социология давно, чуть ли не со времен чикагской  школы, была склонна изучать группы и субкультуры. И в этом она  весьма преуспела. Работы о шайках, о безработных, выявление их ценностных ориентаций и т.д. Но при этом никто  никогда не говорил о каком-то равенстве этих субкультур. Идея господствующей культуры, господствующего образа жизни  сохраняла центральное место. Американская социология работала в терминах отклонений. К началу 80-х с этим было покончено. Было объявлено, и это стало догмой, что все культуры, все ценности одинаковы. И никто не имеет права  утверждать, что какие-то ценности более  важны, чем другие. Начался массовый пересмотр учебных планов в американских университетах. (Правда, сейчас имеет  место некоторая контратака консерваторов.) Возникла идея, что в учебных курсах университетов по литературе, по философии  представители африканских и  латиноамериканских стран должны присутствовать в той же пропорции, что и представители  западной цивилизации. Ищут «черных», феминистских и т.д. авторов. Америка  переполнена феминистской литературой. И не дай бог подвергнуть ее какой-то бы то ни было критике. Из учебных  планов выбрасывают Гомера, Шекспира, но включают какого-нибудь африканского шамана или неизвестного чернокожего автора. Социологически эту позицию можно понять как стремление доказать меньшинствам, что американское общество их уважает» [15].

Особенность американской социологии — ориентация на практическую работу. Многие отождествляли  социологию с социальной работой. Главная  проблема периода — отсутствие теоретической  и методологической базы. Две главные  характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете.

Теоретические проблемы современной американской социологии обусловлены умножением гносеологического знания и познания мира на основе свойственной и тому, и другому способности быть социально  генерированным и социально генерирующим. К тому же социальный мир кажется  познаваемым лишь косвенно, а именно — через познание социальности нашего знания о мире. Иногда соотнесенность с миром совершенно утрачивается и воспринимается лишь как «побочный  продукт» теоретической конструкции  и благодаря впечатлению, которое  концепция вызывает у читателя, сопоставляющего  ее со своей интерпретацией действительности. Системная теория Лумана, теория структурации Гидденса и теория коммуникативного действия Хабермаса— все они вызывают впечатления, которые схематически соединяются с нашим жизненным  опытом и познанием мира, но они  не рассматривают конкретно ничего из того, что нам действительно  встречается в повседневном мире как «данность», как овеществленное понятие, как опыт и жизненные  обстоятельства. Они рассуждают не об этом, а о том, каким образом  на эту тему общаются, как об этом знают и, прежде всего, как люди, профессия  которых—писать книги о социальной реальности, — эту реальность производят.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Американская  социология прошла долгий путь, начав  с контовского видения социологии как новой религии человечества, социологов как высших жрецов общества. Она должна была пройти через эту  стадию, когда думалось, что простое  накопление и организация социальных фактов спонтанно обеспечат решение  социальных проблем.

Поскольку власти были разочарованы результатами социологических исследований, а  социологи настаивали на своей независимости, американская социология институционализировалась в университете. Там она достигла определенной автономии, что и позволило  ей развиваться как науке, ставить  собственные вопросы, развивать  теорию, технику исследований, формировать  свою собственную лестницу карьеры, критерии для финансирования и публикаций и т. д.

В итоге  американская социология стала профессией, оправдывающей свою автономию от имени свободной от ценностей  науки. Социология, как уже было сказано, может стать истинно объективной  наукой только в случае изоляции от внешних интересов.

Общая ориентация американской социологии изменилась в 60—70 годы в сторону поддержки  более просвещенной государственной  политики примирения или контроля политических волнений в гетто и студенческих городках.

Только  радикальная социология поддержала новые социальные движения против нарушения  гражданских прав, ведения антигуманной войны и общей коррупции демократических  ценностей.

Говоря  об американской социологической мысли  на рубеже XX-XXI вв и ее особенностях И.Валлерстайн отмечает, что «социум» первой половины XXI века по своей сложности, неустойчивости и вместе с тем открытости намного превзойдет все, виденное нами в веке ХХ-м» [4, с.8]. И в доказательство он приводит несколько предпосылок.

Первая  предполагает, что исторические системы, как и любые другие, имеют ограниченный срок жизни. У них есть начало и  длительный период развития, но в итоге, по мере того как они все дальше отклоняются от равновесия и достигают  точки бифуркации, наступает конец.

Вторая  исходная посылка гласит, что в  таких точках бифуркации незначительные воздействия приводят к масштабным изменениям (в отличие от периодов нормального развития системы, когда сильные воздействия приносят ограниченные результаты), а последствия самих бифуркаций по своей природе непредсказуемы.

Третья  посылка заключается в том, что  современная миро-система как  система историческая вступила в  стадию завершающегося кризиса и  вряд ли будет существовать через  пятьдесят лет.

Социология  в США на определенных этапах своей  истории была превращена в «науку всех наук».

Американская  социологическая культура стала  питательной средой для возникновения  плеяды выдающихся социологов, которым  посвящена настоящая книга. Каждый из представленных в ней классиков  мысли не только внес свой вклад  в развитие этой науки, но фактически предопределил формирование целой  школы, направления в современной  социологии. Поэтому знакомство с  их теоретическими взглядами может  дать удивительно богатую.

Урбанизация и индустриализация в широком  смысле стали основой становления  американской социологии.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Буравой М. Развитие американской социологии: дилеммы институционализации и профессионализации // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991.
  2. История буржуазной социологии первой половины ХХ века / отв.ред. Л.Г.Ионин. - М., 1979.
  3. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.
  4. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. — М.: Логос, 2003. 
  5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992.
  6. Здравомыслов А.Г. Сравнительный анализ национальных социологических школ в их отношениях к национальным культурам [Элеткронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.isras.ru/index.php?page_id=874

  1. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000.
  2. Девятко И.Ф. Критика старых и поиск новых моделей объяснения в посткризисной социологической теории / История теоретической социологии. Т.4. - СПб. 2000.
  3. Смелзер Н. Социология. – М., 1992.
  4. Современная американская социология (сборник статей). – М., 1994.
  5. История теоретической социологии. - М., 1997.
  6. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Курс лекций. - Екатеринбург: Деловая книга, 1997.
  7. Мейхью Л. Социология права //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
  8. Штомпка, П. Миссия социологии в посткоммунистических обществах // Посев. — 2006. — № 6.
  9. Шляпентох В. Конструктивизм в американской общественной науке. // Материалы Независимого теоретического семинара «Социокультурная методология анализа российского общества» 1996-1998 гг.
  10. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в Американской социологии. – 1996.
  11. Парсонс Т. Развитие социологии как научной дисциплины
  12. Ньюман Л. Полевое исследование // Социол исслед., 1999, № 4. С. 111

 

 

 


Информация о работе Характеристика основных достижений американской социологии на рубеже 20-21 века