Характеристика методов сбора социологической информации в исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:56, практическая работа

Описание работы

В данном исследовании используется опросный метод сбора информации. Опрос – метод сбора непосредственного или опосредствованного сбора первичной вербальной информации путём регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
В целом метод опроса обладает рядом существенных достоинств:

Работа содержит 1 файл

Характеристика методов сбора социологической информации в исследовании.docx

— 20.81 Кб (Скачать)

Характеристика методов сбора  социологической информации в исследовании

В данном исследовании используется опросный метод сбора информации. Опрос – метод сбора непосредственного  или опосредствованного сбора первичной  вербальной информации путём регистрации  ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

В целом метод опроса обладает рядом  существенных достоинств:

1) позволяют достаточно  быстро получить большой массив  наблюдений.

2)  опрос дает возможность  получения разнообразной, надежной  информации, с его помощью собирается  почти 90% социологических данных;

3) возможность охвата  больших совокупностей людей,  данных;

4) широта охвата различных  областей социологической практики;

5) стоимость выборочного  опроса оказывается сравнительно  небольшой, если принять во  внимание объем полученной информации;

6) использование стандартных  опросных процедур и однородных  количественных показателей при  соблюдении определенных условий  позволяет не только проверять  гипотезы о перечисленных   зависимостях, но и проводить   вторичный и сравнительный анализ  результатов.

Используется анкетный опрос, так как этот метод является весьма эффективным способом получения  универсальной информации как объективного, так и субъективного характера, и всё это в жатые сроки  и при сравнительно небольших  материальных затратах.  Это незаменимый  приём получения информации о  субъективном мире людей, их склонностях, мотивациях деятельности, мнениях. Этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надёжную информацию о событиях прошлого или настоящего, продуктах  деятельности и тому подобное.

Социологическая анкета –  это не просто совокупность вопросов, а определенным образом организованная исследовательская, познавательная ситуация. Познавательные возможности анкетного  опроса зависит не только от контролируемых факторов или времени, затраченного на тщательную разработку анкеты. Есть и неконтролируемые факторы, к которым  можно отнести обыденное сознание  - общая для ученого и обывателя  сцена, на которой разыгрывается  эмпирическое действо.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в  присутствии анкетера или без  него. По форме проведения оно может  быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время  можно опросить значительное число  людей. С технической точки зрения в данном исследовании целесообразнее применять метод индивидуального  анкетирования, которое подразумевает  раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия  анкетера. Проверка качества заполнения анкет осуществляется по ходу  возврата анкет.

 

Логическая структура  инструментария.

Анкета – это социологический  инструментарий, представляющий собой  определенным образом структурированную  систему вопросов, связанных между  собой, а так же с задачами и  целями исследования. Познавательные возможности этого метода реализуются  в вопросно-ответном общении социолога  и респондента. Надежность данных зависит  от содержания планируемой информации, и, конечно,  от конструкции самого вопроса, целесообразность которой  диктуется конкретной задачей и  условиями опроса.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция  и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

1) Программная логика  вопросов не должна быть смешиваема  с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

  1. Непременный учёт специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории, то есть стилистика формулировки вопроса.
  2. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Частные вопросы ставят первыми, обобщающие – в конце соответствующего «блока».
  3. Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объёма. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».
  4. Распределение вопросов по степени их трудности. Первые более простые, далее – более сложные, затем – ещё сложнее, потом спад, и в конце наиболее сложные вопросы, после чего – «паспортичка».

Вопросы анкеты разделяются  по содержанию, форме, структуре, функциям.

- по содержанию: фактологические вопросы (о мнениях, планах на будущее) – вопросы №2, 5, 7.

- по форме: прямые (требующие  у респондентов критического  отношения к себе, к окружающим  или оценке негативных явлений)  – вопросы № 1, 3, 4;  косвенные  (проверяющие информацию прямых  вопросов,    дополняющие ее) – вопросов нет;

- по структуре: открытые (рассчитанные на индивидуальные  ответы в письменном виде без  предложенных социологами вариаций) – вопрос №8; закрытые (с набором  вариантов ответов) – вопрос  № 1; полузакрытые вопросы - респондент  может написать  свое мнение, если  ни один из предложенных ответов  не соответствуют его точке  зрения (для этого оставляется  прочерк для дополнительных комментариев  и замечаний) – №2, № 7.

- по функциям: основные (нацеленные на содержание исследуемого  явления) – вопросы № 3, 4; не  основные (выявляющие адресат вопросов, проверку   искренности ответов)  – вопросов нет; контактные (вопросы  завязки) - №1; фильтрующих (отсекающих  круг респондентов от ответов  на ряд вопросов) вопросы №5, 6.

 

 

Обработка социологической информации.

 

    Обработка информации  – математико-статистическое преобразование  данных, которое делает их компактными,  пригодными для анализа и интерпретации.      

    Сущность процесса  обработки состоит в ее обобщении.  Объясняется это тем, что собранная  в ходе полевого этапа первичная  социологическая информация представляет  собой массив «сырых» данных. Эта информация не структурирована,  она не доступна обозрению  и не поддается непосредственному  изучению. Поэтому самым первым  шагом является ее упорядочивание, уплотнение и компактное описание.  

    Данное социологическое  исследование носит локальный  характер, им охвачена незначительная  часть респондентов и объем собранной информации невелик.  Полученные данные обрабатываются при помощи Microsoft Excel.

 

 

III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Размещение обработанной информации предполагает приведение ее в состояние, удобное для сравнений, обобщений, интерпретации полученных данных. Результаты,  полученные в  ходе исследования, оформляются в  виде таблиц: таблиц суммарных результатов  проведенного опроса и таблицы распределения  респондентов по определенным признакам (по полу, возрасту, образованию, наличию  работы).

    Таблица –  содержит сводную числовую характеристику  исследуемой совокупности по  одному или нескольким существенным  признакам (перечень сведений, приведенных  в определенную систему и разнесенных  по графам – строкам и столбцам). Если таблицу хорошо сконструировать,  то она позволяет более четко  представить, описать и объяснить  смысл и сущность изучаемого  социального явления.   

    Информация, представленная  в таблицах, используется для  подготовки аналитических материалов, в которых выявляются основные  причинно-следственные связи, отношения,  закономерности; влияние различных  факторов на формирование мнений  о различных типах брака.

    Также данные  представлены графически – наглядное  изображение полученного распределения  результатов исследования. Оно дает  возможность с одного взгляда  определить структуру и состав  изучаемой совокупности, основные  тенденции.  В данном социологическом  исследовании используются круговые  диаграммы, которые позволяют  быстро и точно оценить ситуацию  в целом.

    Анализ  информации  в исследовании предназначен  для достижения конкретных, заранее  намеченных целей, для установления  связей между различными социальными  явлениями; позволяет сформировать  представление о характеристиках  изучаемого явления.

Рассмотрим распределение  ответов респондентов по каждому  вопросу анкеты.

 

Анкета.

 Просим Вас  принять участие в исследовании  на тему: «Образ современной семьи  глазами молодежи». Выберите ответы, совпадающие с Вашим мнением,  обведите нужный вариант кружком.  В вопросе без варианта ответа  укажите свое личное мнение.

Пожалуйста, не пропускайте  ни одного вопроса. От Ваших ответов  зависит достоверность исследования. Опрос является анонимным, все данные будут использованы в обобщенном виде. Заранее благодарим Вас!

 

  1. Знаете ли Вы о существовании различных типов брака?

1.1  полностью осведомлен

1.2  слышал о различных  типах брака, но особо не  интересуюсь этим вопросом

1.3  ничего не знаю, не  слежу за новостями в обществе

       

  1. Укажите источник Вашей информированности.

2.1  Личный опыт

2.2  Родители

2.3  Друзья

2.4  Литература 

2.5  СМИ

2.6   Другое_____________________________

 

  1. Каково Ваше отношение к традиционному браку?

Традиционный  тип брака – жена зависит от мужа, а дети от родителей. Возможно проживание нескольких поколений под одной крышей.

3.1 положительно

3.2 отрицательно

 

  1. Каково Ваше отношение к современному типу брака?

Современный тип  брака – равноправие между мужчиной и женщиной.

4.1 положительно

4.2 отрицательно

 

  1. Состоите ли Вы в браке?

5.1 да (переход к  вопросу №7)

5.2 нет

 

  1. Желаете ли Вы вступить в брак? 

6.1 да

6.2 нет (переход к вопросу №8)

 

  1. Какой тип брака Вы выбрали бы для себя? (или  в каком состоите)

7.1 патриархальный (традиционный)

7.2 современный (равноправные отношения между мужем и женой, планирование детей)

7.3Другое___________________________

 

  1. Как Вы считаете, какова дальнейшая судьба Российской семьи?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

 

  1. Ваш пол?                                      10) Ваш возраст?

9.1 муж      9.2 жен                 10.1 17-18;   10.2  19 – 20;   10.3 21 – 23.

 

11. На каком курсе Вы учитесь?

      11.1  1;      11.2  2;        11.3  3;         11.4  4;     11.5  5 


Информация о работе Характеристика методов сбора социологической информации в исследовании