Готовность к материнству у молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34

Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44

Заключение 68

Список литературы 72

Приложения 76

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 3.58 Мб (Скачать)


Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет социологии

___________________

 

Кафедра теории и практики социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность к материнству у

молодёжи

 

дипломная работа

по специальности 040101-Социальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010


оглавление

 

 

 

Введение

3

Глава 1.

Теоретические аспекты готовности к материнству

7

1.1.

Различные подходы к определению понятия «материнство»

7

1.2.

Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству

13

 

 

 

Глава 2.

Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства

22

2.1

Социальные аспекты материнства и семейных отношений

22

2.2

Основные причины, препятствующие готовности к материнству

34

 

 

 

Глава 3.

Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи

 

41

3.1

Описание методов исследования

 

41

3.2

Анализ результатов исследования

44

 

Заключение

68

 

Список литературы

72

 

Приложения

76

 

 

 

 


Введение

 

Изучение материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Проблемами материнства занимаются социологи, медики, педагоги, психологи и другие специалисты. Полученные в многочисленных работах данные о влиянии материнского отношения и поведения на развитие ребенка во всех возрастах говорит об актуальности этих исследований.

Некоторые авторы рассуждают о необходимости осознания матерью своего высокого предназначения, чем и будет достигнуто оптимальное для развития ребенка и самореализации женщины содержание материнства. Основным фактором осознания своего материнского предназначения женщиной является ее личностный рост и гармонизация духовной и физической сфер. Однако, добиться подобной гармонизации бывает очень сложно, учитывая постоянные изменения социальных, экономических, нормативных и культурноценностных факторов.

Актуальность изучения психосоциальной готовности  к материнству  определяется противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, высоким показателем неполных семей и увеличением числа социальных сирот, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и  не разработанностью социальной и психологической помощи семье и,  в первую очередь, женщине.

Несмотря на значительное улучшение бытовых условий по уходу за ребенком (широкая доступность предметов гигиены, специальных детских питательных смесей, развивающих игрушек) количество детей в семье ограничивается (1-2 ребенка).

Е.В. Сакварелидзе указывает, что если в 1945 году  в России было примерно 678 тысяч детей-сирот, то сегодня их в два раза больше. Распространённость отказничества (около 20 тысяч случаев  в год в России) несопоставима с распространённостью абортов (около 20 597 000 в 1997 году). Россия занимает первое место по количеству абортов [5, 17]. В каждой четвёртой  российской семье  имеют место факты насилия над детьми [5, 9].

По данным ООН от произвола родителей ежегодно умирают примерно два миллиона детей в возрасте до четырнадцати лет. Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери [1, 21]. Родные матери  виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми [1, 17]. В современных условиях 89% женщин детородного возраста сознательно отказываются от рождения последующих детей, завершая свою репродуктивную функцию до 30-летнего возраста [33, 52].

Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских  и отцовских ролей [26, 34-35]. Функции матери не занимают центрального места в  самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его препятствием к достижению целей, связанных с профессиональной и другими, внесемейными, сферами жизни [24, 12-13]. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству [30, 11].

Филиппова Г.Г. указывает на то, что всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. Кроме того, уменьшение количества детей ведёт к тому, что часто первый младенец, с которым встречается женщина, став матерью, - это её собственный ребёнок. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств [45, 55].

В ходе проведённых исследований Г.Г. Филиппова сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия  себя, как матери, дискомфортное отношение  к собственной материнской позиции [45, 63].

Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.

Социальная обусловленность проблемы материнства: демографические тенденции (смертность превышает рождаемость, происходит естественная убыль населения, ухудшается здоровье людей репродуктивного возраста); отсутствие у большинства людей социально-экономических оснований, гарантирующих приемлемый уровень материального благополучия семьи и воспитания ребенка; изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменения паттернов семейных отношений.

В основе социокультурного подхода к проблеме беременности и материнства лежат следующие принципы:

1) репродуктивное поведение и мотивация - не столько биологические, сколько социальные явления;

2) репродуктивное поведение и установки каждой конкретной женщины производны от соционормативной культуры общества, которая в свою очередь зависит от его социальной структуры и образа жизни;

3) хотя репродуктивная культура разных человеческих обществ имеет общие компоненты, в целом она весьма разнообразна и исторически изменчива; отсюда следует необходимость ее сравнительно-исторического исследования, интегрирующего данные социологии, этнографии, социальной истории, исторической и кросскультурной психологии, этнологии и языкознания.

Целью работы является: изучение степени психосоциальной готовности к материнству у молодежи.

Для поставленной цели решались следующие задачи:

  1. рассмотреть различные теоретические подходы к изучению материнства.   

2. провести теоретико–методологический анализ исследований, посвященных изучению готовности к материнству.

3.       провести эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи;

4.       осуществить возрастной анализ степени готовности к материнству девушек и молодых женщин.

5.       разработать методические рекомендации.

Объект: факторы, влияющие на готовность к материнству.

Предмет: уровень психосоциальной готовности и ценностные ориентации девушек и молодых женщин, не имеющих детей.

Используемые методы и методики:

1.       Теоретические основы, использующиеся в изучения материнства.

2.       Метод анкетирования.

3.       Проективный рисунок («Мой ребенок»).

База эмпирического исследования:

Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодёжи «Вектор».

 

Контингент респондентов:

Исследование проводилось в 2-х группах, разделённых по возрастному принципу.

1-      я группа: школьницы (старшеклассницы) от 16 до 18 лет в количестве 50-ти человек. Все респонденты учатся в школе, не работают, проживают со своими родителями и\или другими членами семьи.

2-      я группа: девушки, молодые женщины от 20 до 29 лет в количестве 50-ти человек, из них 18 являются и студентками, и имеют постоянное рабочее место.

Структура работы:

Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем дипломной работы составляет 78 страниц.

В тексте содержится 4 таблицы и 17 рисунков. Список литературы включает 70 наименований, из которых 11 - на иностранном языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству

 

Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека. Интерес к данной теме во многом объясняется размыванием традиционного восприятия женщины, ее предназначения и места в культуре. В России социально-политическое, научно-техническое развитие привели к повышению профессионального и образовательного уровня женщины, возрастанию ее роли во всех сферах жизни и одновременно способствовали возникновению таких явлений как кризис семьи, девальвация материнства на индивидуальном и социальном уровнях. Возрастание теоретического интереса к феномену материнства определяется еще и тем, что утрачена смысловая глубина в понимании и принятии материнства как ценности.

 

1.1 Различные подходы к определению понятия «материнство»

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей  и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.

В словаре русского языка «материнство» определяется как состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми [35, 312].

В Социологическом Энциклопедическом словаре «материнство» рассматривается основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода (вынашивание, рождение, вскармливание ребенка); Одна из социальный ролей женщины [39, 129].

В сексологическом словаре  материнство обозначается как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты [25, 75].

  Г.Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [44, 22-23].

Представители феминистского подхода объявляют  материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины [52, 23].

Большая часть теорий, рассматривающих материнство (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Ж.-Ж. Руссо), определяют материнство, прежде всего как долг, работу.

Брутман В.И. обозначает материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [13, 21-22].

«Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности, всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли».

Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство [30, 41].

Некоторые исследователи отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается  в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери [3, 32]. Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.

Информация о работе Готовность к материнству у молодежи