Государство как субъект управления общественными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявление проблем роли государства в процессах модернизации и управления обществом в настоящее время, что, несомненно, относится к числу наиболее актуальных для социо-гуманитарных наук. При рассмотрении выбранной темы ставим перед собой задачи:
1. Определение государства и его влияние на принятие решений;
2. Построение гражданского общества и правого государства;
3.Рассмотрение принцип разделения власти;
4.Рассмотрение основных форм осуществления функций государства;
5. Выявить примерное представление о деятельности Правительства РФ и основные признаки государственного аппарата.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство как субъект управления общественными процессами 4
1.1. Понятие государство 4
1.2. Понятие и необходимость государственного управления 6
Глава 2. Государственное образование 9
Глава 3. Государственная власть, виды государственной власти 11
Глава 4. Формы государства 18
Глава 5. Структура государственного аппарата Российской Федерации 21
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное муниципальное управление.docx

— 63.45 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

  1. Государство как субъект управления общественными процессами     4
    1. Понятие государство            4
    2. Понятие и необходимость государственного управления      6
  2. Государственное образование           9
  3. Государственная власть, виды государственной власти               11
  4. Формы государства          18
  5. Структура государственного аппарата Российской Федерации   21

Заключение               29

Список литературы                  30-31  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство – это сложная  политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования  и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства  нам помогает такое понятие как  форма государства. Понятие формы  позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между  частями государства и целым  государством, какие методы используются для осуществления власти. Более  полное представление о форме  конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы  правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две  составляющие, а третья носит очень  субъективный характер, так как очень  трудно объективно оценить, демократический  режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению  к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных  и других особенностей народов, проживающих  в этом государстве.

Темой курсовой работы была выбрана тема «Государство как субъект управления общественными процессами». Цель данной работы выявление проблем роли государства в процессах модернизации и управления обществом в настоящее время, что, несомненно, относится к числу наиболее актуальных для социо-гуманитарных наук. При рассмотрении выбранной темы ставим перед собой задачи:

1. Определение государства и его влияние на принятие решений;

2. Построение гражданского общества и правого государства;

3.Рассмотрение принцип разделения власти; 

4.Рассмотрение основных  форм осуществления функций государства;

5. Выявить примерное представление о деятельности Правительства РФ и основные признаки государственного аппарата.

На основании выше перечисленного  можно сделать выводы.

 

  1. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
    1. Понятие государство

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  оратор, философ и политический деятель  Марк Туллий Цицерон спрашивал и  одновременно отвечал: «Да и что  такое государство, как не общий  правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах - основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получило определение  государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти  известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих  индивидов;

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

4) правительство.

Рассматриваемое определение  государства, верно отражающее некоторые  черты (признаки) государства, послужило  поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие - с  обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

В. И. Ленин критиковал это  определение за то, что многие его  сторонники в ряду отличительных  признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная  власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в  семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным  понятием и сторонники психологической  теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал Ф.Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.  

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они  применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая  классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением  общества. Иначе говоря, эти определения  подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения  мешают увидеть в государстве  ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

С точки зрения современных  представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах  человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так в территориальном. Традиционно  государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося, из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

В широком смысле государство  можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в  единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями  публично властного характера. Данное определение характеризует государство  как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

В современной учебной  литературе государство обычно определяется, как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей страны. Данная дефиниция  синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и  в целом приемлема, но в ней  слабо отражена связь государства  и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство  - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

    1. Понятие и необходимость государственного управления

Государство в современном  мире, вне всякого сомнения, является, основным субъектом управления Определение государства как субъекта управления обществом звучит следующим образом: «Государство как субъект управления обществом - объединение взаимосвязанных учреждений, организаций, регулирующих совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, наций».

В современной научной  литературе государственное управление понимается, как правило, как практическое, организующее и регулирующее воздействие  государства на общественную жизнедеятельность  людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на властную силу. Объективная необходимость  государственного управления обществом  обусловлена рядом факторов: как  общими историческими и социально-политическими, так и специфическими, для конкретного  общества. Первая группа факторов связана  с природой государства, его объективным  предназначением.

Задачей государства с  ранних времен его существования  и развития была задача установления и поддержки некоторых единых правил поведения членов сообщества, а также организация и регулирование  жизненно необходимых видов продуктивной деятельности (производственной, торговли и т.д.). На плечах государства всегда оставалась функция защиты жизненного пространства (территории) данного  сообщества.

      В современном  обществе вышеуказанные факторы  отнюдь не потеряли своей актуальности, более того – комплекс задач,  для решения которых необходимо  государственное управление значительно  усложнился. Современные революции  в области науки и техники,  систем информации выдвинули  на первый план проблему безопасности  человека, сохранения для него  жизненной среды. Принципиально  новый, по сравнению с прошлыми  эпохами, производственно-технический  и экономический базис общества  обусловил качественное изменение  социальной структуры, характер  общественного разделения труда  и традиционных социальных институтов, содержание и структуру человеческих  потребностей, типы общения между  людьми; породил новые противоречия  и конфликты. Вторая половина XX в. — это время утверждения  и развития в большинстве стран  мира демократических режимов,  когда государства решают проблемы  защиты прав и свобод человека.

Необходимость государственного управления обусловлена потребностью обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование  природных, трудовых, материальных и  информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и  гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Например, необходимы государственные  программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или  для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что  в экономике существуют сферы, где  рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и  где государственное вмешательство  также необходимо.

Что касается второй группы факторов: необходимо понимать, что  для каждой страны, отмеченные и другие проблемы, решаемые государством, приобретают свою специфику, связанную с её конкретными особенностями и характером переживаемого исторического этапа. Управление обществом не будет отвечать стоящим перед ним объективно обусловленным задачам, если правящие силы не проявят способность руководствоваться в своей деятельности знаниями общих закономерностей, а также учитывать состояние, уровень развития, традиции народа, которым они управляют, его духа и ожидания.

Объективно необходимая  роль рациональной системы государственного управления проявляется особенно отчетливо  в переходный период, когда старая политическая система сменяется  новой. Стабильность в обществе обеспечивается при условии продуманной стратегии  демонтажа структур существующей системы  и постепенной, логически последовательной замены их структурами более совершенными. Полное отрицание советской системы  государственного управления (какой  бы авторитарной она ни была), как  известно, обошлось нашей стране многими  существенными потерями — экономическими, политическими, социальными, духовными  и прочими.

Итак, государственное управление — это объективно необходимая, обусловленная  природой государства и спецификой человеческого общества как единого  организма, целенаправленная, рациональная деятельность, обеспечивающая бытие  и прогресс общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В ст.1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Россия  – есть демократическое правовое государство с республиканской  формой правления»1. Но сразу бы хотелось отметить, что на данном этапе развития российской государственности, на мой взгляд, происходит только «строительство» как демократического, так и правого государства. Мы стремимся к построению такого государства, так же как стремимся к построению развитого гражданского общества.

В настоящее время, проблема построения гражданского общества и  правого государства является чрезвычайно  важной. Это объясняется тем, что  в течение почти столетия, люди на территории России, а тогда еще  СССР жили при режиме, который впору  назвать тоталитарным. Как следствие  многие права и свободы человека были ущемлены и стали не правами, а обязанностями.

В настоящее время в  России протекает процесс формирования гражданского общества, основанного  на свободе народа. Приоритет отдается правам и свободам человека.

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами