Государственное устройство Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:14, реферат

Описание работы

Таким образом, основной целью данной работы является попытка наиболее полно осветить вопрос происхождения и развития первого дошедшего до наших дней памятника древнерусского права – Русской Правды, а так же обозначить основные моменты государственного управления в Киевской Руси. Отталкиваясь от сформулированных рцелей, можно выделить несколько задач, которые появляются перед нами в процессе раскрытия поставленной проблемы:

Содержание

1. Введение………………………………………………………………… 3-4
2. Глава I ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА, ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ
ПРАВДЫ……………………………………………………………………
5-12
3. Глава II СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ НА ОСНОВАНИИ СТАТЕЙ « РУССКОЙ ПРАВДЫ»………………… 13-17
4. Глава III ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ
РУСИ.………………………………………………………………………
18-23
5. Заключение……………………………………………………………... 24
6. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Реферат (окончательный).docx

— 69.74 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

  стр.
1. Введение………………………………………………………………… 3-4
2. Глава I ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА, ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ

ПРАВДЫ……………………………………………………………………

5-12
3. Глава II СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА  И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ  НАСЕЛЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ НА ОСНОВАНИИ СТАТЕЙ « РУССКОЙ ПРАВДЫ»………………… 13-17
4. Глава III ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ

РУСИ.………………………………………………………………………

18-23
5. Заключение……………………………………………………………... 24
6. Библиографический список…………………………………………… 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

           Русская Правда представляет собой уникальный историко-юридический  документ, первый дошедший до наших дней свод законов, в котором нашли свое отражение различные аспекты социально-экономической и политической истории раннефеодальной Руси.

        Российская историография, посвященная  Русской  Правде насчитывает более 250 лет. Со времен,  когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды и по сегодняшний день многие моменты данного документа остаются спорными.  В частности, была ли Правда продуктом исключительно славянского происхождения, или все - таки  основывалась  на правовых нормах скандинавского, византийского и даже еврейского государств?  Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части так же является камнем преткновения многих исследователей. Часть их относят Древнейшую Правду даже к VII в.

        Спорно и место издания этой части Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской - Киеве. Однако, стоит отметить, что большинство современных историков склонны полагать, что основная часть Правды в полной мере сформировалась вcё же во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого и его потомков, князей Ярославичей (ХI в.) Объединенные потом переписчиками «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» составили основу Краткой редакции «Русской Правды». Владимир Мономах еще существеннее переработал этот документ. В результате появилась Пространная редакция «Правды». В последующие века создавались новые редакции «Русской Правды», всего их насчитывают шесть. Все редакции дошли до нас в составе летописей, различных судебных сборниках.

         Уникальность Русской Правды для отечественной науки, помимо ее несомненной ценности как первого юридического памятника, заключается в том, что именно по  ее многочисленным спискам мы можем восстановить в значительной мере особенности и развитие общества Древнерусского государства.

     И без того не обойденная вниманием  исследователей, данная тема получает еще большую актуальность в конце 20-начале 21 века с одной стороны, на фоне возрождающегося  православия, духовности и самосознания российской нации. А с другой стороны,  в связи с  явной тенденцией к повышению юридической грамотности в среде российского населения. В этой связи неоспоримым  является тот факт, что  построение современного правового общества  невозможно без всестороннего изучения  юридических памятников прошлого и как следствие их развития до правовых норм настоящего.

         Таким образом, основной целью данной работы является попытка наиболее полно осветить вопрос происхождения и развития первого дошедшего до наших дней памятника древнерусского права – Русской Правды, а так же обозначить основные моменты государственного управления  в  Киевской Руси. Отталкиваясь от сформулированных рцелей, можно выделить несколько задач, которые  появляются перед нами в процессе раскрытия поставленной проблемы:

     1. Проанализировать источники древнерусского права, выявить предпосылки появления и проследить этапы генезиса  Русской Правды  – от самых древних списков - до так называемой правды Мономаха (XII век).

     2.  На основании норм Русской Правды дать характеристику общественному укладу и политическому устройству Киевской Руси.

     3. Определить значение и последствия появления первого русского законодательного памятника для развития всей российской правовой системы. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Русская правда, вобравшая в себя  многовековой опыт нормотворчества,  представляет собой  крупнейший  сохранившийся до наших дней  памятник феодального права Древнерусского  государства. Помимо неоспоримой  ценности для дальнейшего развития всей российской правовой системы, Русская Правда заключает в себе редкую и тем более ценную информацию о социально-политическом и экономическом порядке раннефеодальной Руси.

В частности, происхождение такой социальной группы, как смерды, устанавливалось исключительно по свидетельствам Русской Правды.

 

 Являясь  прежде всего носителем  интересов  набирающей силу феодальной верхушки, Правда позволяла контролировать  практически все сферы древнерусского общества. Судебник настолько отвечал потребностям княжеских судов, что был включен впоследствии в юридические сборники ХIII-ХIV вв. – Кормчие, Мерило Праведное. Списки Правды активно распространялись еще в ХV-XVI вв. И только к 1497 г. относится появление нового судебника, изданного на территории Московского государства – так называемой Сокращенной редакции Русской Правды. Именно она заменила Русскую правду, в качестве основного источника писаного права, на территориях, объединенных в составе централизованного русского государства.

    Таким образом, Русская Правда  является тем исключительным  историко - юридическим документом, который  заложил основу и  дал импульс последующему развитию всей системе  правового регулирования Российского государства. 
 
 
 

ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ  ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА, ПРЕДПОСЫЛКИ  ПОЯВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА «РУССКОЙ ПРАВДЫ».

       С чего начиналось право древнерусского государства? Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу» и т.п.1

         История застает восточных славян во время полного господства у них обычного права; древнейшие термины, означающие право вообще, относятся к обычному праву: "правда", "норов", "обычай", "преданье", "пошлина" (то, что "пошло" - общепринято издавна). Такое же значение имеют и термины "покон", и "закон", хотя впоследствии ими стали обозначать закон в собственном смысле. Летописец говорит о древних славянах, что они "имеяхуть обычаи своя, и законы отец своих и преданья, кождо свой норов", употребляя эти термины как равнозначные. «Якоже се и при нас, - продолжает летописец, - ныне половци закон держат отец своих - кровь проливати... ядуще мертвечину» и т.д. (т.е. изображаются обычаи половцев). Между тем тому же летописцу известно было различие между собственно законом и обычаем: «комуждо языку - овем исписан закон есть, другим же обычаи».2

     Обычное право весьма консервативно, оно  часто долго соседствует с  правом публичным в условиях, когда  уже складывается государство и  все институты права. На Руси долго  считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее», – говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных  славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются.3 Нет никакого сомнения в том, что в Киевском государстве кровная месть была заменена выкупом – вирой, шедшей князю, и вознаграждением, шедшим пострадавшим, - головщиной.4

         Спокойная племенная (патриархальная) жизнь славян могла долго обходиться тем неизменным запасом юридических норм, которые выработаны обычаями с незапамятных времен. Но с X в. восточные славяне были вовлечены авантюристическими дружинами варягов в столкновение с отдаленными странами - Византией и западноевропейским миром. Это нарушило спокойное состояние обычного права двояким образом: усилило разнообразие в понимании юридических норм и принудило привести в соответствие свои отечественные нормы с чужеземными. Отсюда возникли первые приемы законодательства: договоры с иноземцами и рецепция чужих законов. Договоры с греками (907 г., 911 г., 945 г., 972 г.), а позже с немцами (1195 и 1270 и более поздние) не устанавливая норм для отечественного русского права, имеют, однако значение и для внутренней истории источников русского права. Под влиянием народа высшей культуры русские в первый раз пробуют выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме.5

         Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом вступало в противоречие с учением христианской морали и церковным правом и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов - греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованную элиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.6

         Такой всеобъемлющий переворот мог бы повести к полной замене местного права чужим, но благодаря устойчивости русского обычного права он привел только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецензии некоторых кодексов византийского светского права.7

        На протяжении двух последующих столетий, XI и XII, Русь усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в то время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так и, главным образом, религиозного содержания. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.8

     Все черты церковно-византийского права  логично  обрели свое прочтение в условиях древнерусского государства. Например в числе статей Закона Судного «Эклоги» мы встречаем постановление о том, как наказать человека, который без спроса сядет на чужую лошадь: «… аще кто без повеления на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», т.е наказывается тремя ударами. В древнерусском же прочтении это выглядит так: «Кто сядет на чужого коня без спросу, три гривны за это». Русь времен Правды не любила телесных наказаний, и византийские удары плетью переведены  на обычный у нас денежный штраф, на гривны.9

             Помимо этого, нельзя упускать из внимания и собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. О том, что таковое имело место, узнаем из текстов договоров Руси с Византией, могущественным южным соседом державы Рюриковичей. Русская летопись донесла до нас тексты трех таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911и 944 годов прямо указывается на существование уже к этому времени Закона русского (в первом случае) и Устава и Закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.10

          Законодательная деятельность князей также является одним из немаловажных  источников Русской Правды. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга вместе с сыном Святославом совершила поездку по «Деревьстей земле», и «уставляющи уставы и уроки; и суть становиша ее и ловиша». Таким образом, смысл нововведений Ольги  и ее «мужей» заключался в нормировании повинностей населения (определения уроков) и издании уставов, коими могли бы руководствоваться при сборе дани и производстве суда представители власти на местах. Более поздние уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержали нормы о брачно - семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.11

Информация о работе Государственное устройство Киевской Руси