Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального управления в системе научных знаний с позиции системного подхода к управлению. Поставленная цель требует решения следующих задач:
- изучить понятие и предмет государственного и муниципального управления;
- определить эволюцию государственного и муниципального управления как научной и учебной дисциплины;
исследовать правовые основы государственного и муниципального управления;
- выявить общие признаки государственного и муниципального управления.

Содержание

1.Введение.....................................................................................................3-4
2. Глава 1. Государственное и муниципальное управление как предмет изучения.
§1.1. Понятие и предмет государственного и муниципального управления.........................................................................................5-10
§1.2. Эволюция государственного и муниципального управления как учебной и научной дисциплины в России....................................11-17
3. Глава 2. Государственное и муниципальное управление как система и источники его изучения
§2.1. Правовые основы системы государственного и муниципального управления.........................................................................................18-21
§2.2. Признаки, общие для государственного и муниципального управления..........................................................................................22- 32
4. Заключение................................................................................................33-34
5. Список используемой литературы.........................................................35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 192.50 Кб (Скачать)


Северо-кавказская академия государственной службы

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

515 группы

Басова Лилия

Проверил:

Игнатов В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2008 год.

Оглавление

 

1.Введение.....................................................................................................3-4

2. Глава 1. Государственное и муниципальное управление как предмет изучения.

              §1.1. Понятие и предмет государственного и муниципального               управления.........................................................................................5-10

              §1.2. Эволюция государственного и муниципального управления как               учебной и научной дисциплины в России....................................11-17

3. Глава 2. Государственное и муниципальное управление как система и источники его изучения

              §2.1. Правовые основы системы государственного и муниципального               управления.........................................................................................18-21

              §2.2. Признаки, общие для государственного и муниципального               управления..........................................................................................22- 32                                                                                          

4. Заключение................................................................................................33-34

5. Список используемой литературы.........................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

              Актуальность проблемы заключается в том, что в России наука государственного управления формировалась в пределах науки административного права. И только с конца 60-х годов начала развиваться на самостоятельной основе.

              Осуществляемые в России перемены требуют научного подхода к государственному и муниципальному управлению. Однако теория и практика государственного управления оказались не готовы к осуществлению этих изменений. Причинами этого явилось отставание развития науки государственного и муниципального управления от требований практики. Потому повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих стало одной из важных задач государства.

              Наука государственного и муниципального управления является отраслью науки социального управления. Термин «Государственное и муниципальное управление» неоднозначен. Под этим термином понимается научное знание, учебная дисциплина и специальность работника.

              Степень разработанности темы. Большой вклад в науку государственного и муниципального управления внесли Атаманчук Г.В., Афанасьев В.Г., Зеркин Д.П., Игнатов В.Г., Радченко А.И., Понеделков А.В., Охотский Е.В. и др.

                            Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального управления в системе научных знаний с позиции системного подхода к управлению. Поставленная цель требует решения следующих задач:

- изучить понятие и предмет государственного и муниципального управления;

- определить эволюцию государственного и муниципального управления как научной и учебной дисциплины;

- исследовать правовые основы государственного и муниципального управления;

- выявить общие признаки государственного и муниципального управления.

              Теоретической основой работы послужили концепции отечественных ученых, посвященные теории государственного и муниципального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное и муниципальное управление

как предмет изучения

§1.1. Понятие и предмет государственного

и муниципального управления

 

              Под государственным или му­ниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, не­обходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия решений (правовых актов), орга­низации и контроля исполнения этих решений (актов) и решений (ак­тов) органов законодательной (представительной) власти[1].

              Наука государственного и муни­ципального управления как отрасль науки социального управления вклю­чает общую теорию государственного и муниципального управления, теорию систем государственного и муниципального управления, теорию искусства государственного и муниципального управления.

              Наука государственного и муниципального управления, являясь отраслью науки социального управления, связана с методологическими основами управления общественных наук и конкретными науками об элементах социального управления. В тесной связи наука государствен­ного и муниципального управления находится с такими науками, как теория государства и права, административное право, экономическая теория, социальная психология, социология, системный подход.

              Теория государства и права, исследуя сущность, свойства, социаль­ное назначение, закономерности возникновения и существования государственной власти и права, является наукой о социально-политической основе, природе государственной власти. Она определяет цели и функ­ции государства, являющиеся базой для определения целей и функций государственного и муниципального управления. Государственное и муниципальное управление является механизмом реализации государственной и муниципальной власти, научные основы которой разрабатывает теория государства и права. Наука государственного и муниципального управления опирается на положения и выводы теории государства и пра­ва в своих исследованиях закономерностей формирования, функционирования и совершенствования государственного и муниципального управления.

              В наиболее тесной связи наука государственного и муниципального управления находится с наукой административного права, предметом которой является правовое регулирование общественных отношений в процессе деятельности органов государственного и муниципального уп­равления. Наука административного права, исследуя правовые нормы об органах государственного и муниципального управления, особенности правоприменительной деятельности этих органов, дает науке государственного и муниципального управления необходимый правовой матери­ал для разработки критериев организации и деятельности органов госу­дарственного и муниципального управления в соответствии с требованиями законодательства.

              Административное право есть управленческое право. Оно обеспечива­ет правовое регулирование установлением юридического положения субъектов государственного и муниципального управления, определяет, с какими юридическими фактами связывается возникновение, измене­ние, прекращение субъектов управления.

              Задачей науки государственное и муниципальное управление является обеспечение целостного представления о совокупности элементов государственного и муниципального управления, их структурах и процессах, построении, функционировании и совершенствовании как единых систем государственного управления и местного самоуправления.

              Связь науки государственного и муниципального управления с сис­темным подходом к управлению заключается в рассмотрении субъектов и объектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокуп­ностей их элементов, а также в руководстве принципами и использова­нии методов системного подхода к управлению при построении и совер­шенствовании государственного и муниципального управления. Систем­ный подход к управлению позволяет определить и выделить в государ­ственном и муниципальном управлении субъект управления - систему государственного или муниципального управления, которая является объектом построения и совершенствования.

              Научные знания о государственном и муниципальном управлении являются комплексными и получили название «Научные основы государственного и муниципального управления». Они включают три раздела: «Методологические основы управления» (науки, содержащие методологические вопросы управления), «Конкретные науки об элементах управления» (планировании, учете, организации и т.п.), собственно «науку государственного и муниципального управления»[2].

              Общая теория государственного и муниципального управления является составной частью науки государственного и муниципального управления.

              Предметом этой теории является иссле­дование управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе функционирования го­сударственного и муниципального управления.

              Управленческая деятельность есть одна из разновидностей человеческой деятельности. Термин «управленческая деятельность» означает совершение действий, операций по осуществлению функций управления, направленных на достижение целей управления.

              Координация действий требует взаимодействия между органами государственного или муниципального управления одного уровня: министерствами, ведомствами, территориальными органами управления.        Управленческие отношения координации имеют место между руководителем органа и подчиненными ему работниками.

              Экономические управленческие отношения органов государственного и муниципального управления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в собственности соответствующего территориального образования, осуществляются посредством реализации эконо­мических методов управления.

              Взаимодействие органов государственного и муниципального управления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в собственности соответствующего территориального образования, осуществляется на основе налоговых и договорных от­ношений, которые также можно рассматривать в качестве экономи­ческих отношений.

              Налоговые отношения с этими субъектами взаимодействия проявляются в виде налоговых льгот, предоставляемых им органами государственного и муниципального управления в соответствии с законодательством, напри­мер, для симулирования некоторых видов предпринимательской деятель­ности. Налоговые отношения имеют четко выраженный экономический характер, вследствие чего они относятся к экономическим отношениям[3].

              Договорные отношения также можно отнести к экономическим, по­скольку они предусматривают экономическую ответственность сторон, заключивших договор.               Таким образом, экономические отношения органов государственного и муниципального управления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в собственности территориальных образований, являются отношениями взаимодействия, а не управленческими.               Рассмотренные выше управленческие отношения относятся к формальным, так как они устанавливаются нормативными актами.

              Неформальные отношения возникают стихийно и отражают психологические связи между работниками в процессе осуществления ими управленческой деятельности и возникают в силу служебной необходимос­ти. При этом управленческие отношения осуществляются вне пределов официальных установлений и базируются на межличностных отношени­ях. Эффективность управленческой деятельности обеспечивается нейтрализацией негативных неформальных отношений или придания неформальным отношениям статус формальных, если они положительно влия­ют на управленческую деятельность. Общая теория государственного и муниципального управления относится к организационно-политической науке. Еще Платон в работе «Политик» писал, что «если же обозначить одним именем способность того искусства, которое правит всеми прочими и печется как о законах, так и вообще обо всех делах государства, правильно сплетая все воедино, то мы по справедливости назовем его политическим». Государственное уп­равление - это прежде всего политическая деятельность[4].               Но поскольку эта теория исследует политическую деятельность государства в ее организационных формах, она относится к организационно-политической. Содержанием общей теории государственного и муниципального управления является познание законов и закономерностей, разработка принципов и категорий функционирования и построения государственного и муниципального управления. Способы и приемы изучения и обобщения структуры и процессов государственного и муниципального управления обеспечиваются соответствующими методами. Общей методологической основой науки государ­ственного и муниципального управления является, как и для других наук, диалектический метод. Важное методологическое значение для науки государственного и муниципального управления имеют такие общие методы познания, как системный подход, исторической и сравнительно исторический, анало­гии, моделирования, конкретных социальных исследований. В качестве объекта общей теории государственного и муниципального управления выступают органы государственного и муниципального управления; в качестве предмета этой теории - управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний