Государственная политика в области социальной защиты материнства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Под социальными обязательствами государства в рыночной экономике понимаются получаемые из бюджета расширенного правительства гражданами страны и иными категориями физических и юридических лиц доходы в денежной или натуральной форме, определенные Конституцией страны, закрепленные государственными законами и имеющие природу, отличную от заработной платы, ренты, дивидендов и предпринимательского дохода.

Работа содержит 1 файл

защита материнства.docx

— 35.61 Кб (Скачать)
 
 

Реферат по курсу: «Социальная  защита материнства  и детства» 

на  тему: «Государственная политика в области  социальной защиты материнства» 

    Состояние здоровья матери является индикатором  состояния и благополучия общества в целом. В Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции важных показателей состояния здоровья женщин. Возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, наркомания и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей. Осуществляемые меры по охране здоровья матерей недостаточно эффективны. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данной темы, необходимость дальнейшей разработки и осуществления государственной политики в области охраны здоровья матери, а также ребенка.

    Основные  социальные обязательства государства.

    Под социальными обязательствами государства  в рыночной экономике понимаются получаемые из бюджета расширенного правительства гражданами страны и  иными категориями физических и  юридических лиц доходы в денежной или натуральной форме, определенные Конституцией страны, закрепленные государственными законами и имеющие природу, отличную от заработной платы, ренты, дивидендов и предпринимательского дохода.

    Исходя  из данного определения, в состав социальных обязательств государства  не включаются гарантируемые законодательством  обязательства, которые имеют социальный характер, но не требуют для своего исполнения прямого финансирования из средств консолидированного бюджета. К ним относятся, например, обязательства в области нормальной продолжительности рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях, продолжительности рабочей недели, предельному количеству сверхурочных работ и т.п.

    С финансовой точки зрения социальные обязательства государства можно  рассматривать как некоторый  теоретически не подлежащий секвестру  при действующем законодательстве объем выплат из бюджетной системы  страны.

    Следовательно, необходимым условием уменьшения (увеличения) масштабов социальных и соответствующих  им финансовых обязательств государства  является изменение действующего законодательства.

    Неоднократно  пред принимавшиеся после начала рыночных реформ в России попытки изменения на либеральных принципах системы социальных обязательств государства не привели к желаемым результатам. В числе важных причин этого назовем известный консерватизм большей части общества, привыкшей к потребительскому отношению к государству, и недостаточно продуманную схему обоснования предложений по отмене тех или иных видов социальных обязательств государства.

    Основной  особенностью социальных обязательств государства перед физическими  лицами в России в настоящее время  является то, что назначаются они  в основном по категориальному признаку, при использовании которого тот  или иной вид социального трансферта назначается физическому лицу, если его возрастные (пенсионер), медицинские (инвалид), социальные (безработный), семейные (мать-одиночка) и т.п. характеристики совпадают с утвержденными законодательными и нормативными актами, определяющими  категории реципиентов социальных трансфертов. Ни одним из ныне фактически действующих документов не предусмотрены критерии и порядок отсева потенциальных реципиентов социальных пособий по критерию величины душевых доходов лица (домохозяйства, членом которого является данное лицо).

    В состав временных социальных обязательств входят обязательства по выплате  пособий по безработице, пособий  по беременности и родам, единых ежемесячных  пособий на детей и т.п. обязательства  перед физическими лицами, а также  предусмотренные государственным  бюджетом на очередной календарный (финансовый) год обязательства по финансированию бюджетной сферы, государственных  программ социального характера и др.

    Единственным  исключением стал Федеральный закон №134 от 29 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»», который устанавливает, что пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваются органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 200% величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, которая установлена в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Последний из названных документов так и не введен в действие, поскольку в 1998 г. «отсечку» части высокодоходных семей от получения единого ежемесячного пособия на ребенка удалось произвести за счет усложнения процедуры сбора и подачи документов, которые необходимы для назначения пособия.

    Необходимость социальной защиты материнства.

    Женщины - социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в  социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53% населения и выполняют главную общественную и семейную функцию -  деторождение.

    «Женский  вопрос» — это и социальное положение женщины, ее место и  роль в экономической, политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов, разная оплата труда, невозможность реализовать  свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового  статуса, тендерная (полоролевая) роль женщины в обществе и семье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Таким образом, женский вопрос — это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и детства, путей освобождения женщины от различных форм угнетения.

    Равноправие мужчин и женщин должно закрепляться в законе, предполагая равенство  их прав и обязанностей.

    Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин» (1979 г.) четко  сформулировала принцип равноправия мужчин и женщин. Это:

    - гарантии  условий для всестороннего развития женщин;

    - получение  образования;

    - равная  оплата за равный труд, взаимная  ответственность мужчин и женщин за семью, воспитание детей;

    - понимание  материнства как социальной функции.

    Эти положения отражены в Конституции  Российской Федерации. Конституция  предусматривает участие женщин в политике государства и в  неправительственных организациях; одинаковые условия при выборе профессии; равные права при выходе на пенсию, по безработице, болезни, инвалидности, медицинском обслуживании, предоставление платных услуг.

    Современная социальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации  женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение  женщин в структуры власти. Общество считается недемократичным, если женщины  не участвуют в принятии решений.

    Женщины составляют более половины лиц, официально безработных. Остается проблема трудоустройства  женщины до 30 лет. И никто не примет на работу беременную женщину или женщину с ребенком до 3 лет. Основная причина, по которой женщине отказывают в трудоустройстве, - необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей. Вторая по значимости причина - работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма. Третья причина деликатно формулируется социологами как «несоответствие основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям». Фактически же за этим стоит традиционное мнение о том, что женщина менее профессиональна, умна и логична, чем ее коллега мужчина. Для зарубежных работодателей имеет значение и еще один фактор, который почти не отражен нашими соотечественниками: они считают, что женщина в принципе не должна работать. Поэтому предприятия, подающие заявки в службу занятости или печатающие объявления о приеме, если и не оговаривают в открытую пол работника, то предпочтение все же отдают мужчинам.

    Примерно  половина (52 %) женщин имеют несовершеннолетних детей, из них 12 % - матери-одиночки, 11 % - многодетные матери.

    У женщин, имеющих детей, не всегда есть возможность получить необходимые  профессиональные навыки и продвижение  по службе. Даже если молодая мать возвращается к работе всего через несколько  месяцев после рождения ребенка, руководители-мужчины часто считают, что такая женщина уже не в  состоянии работать в полную силу и выполнять производственные задания, требующие значительных затрат времени, и перестают продвигать ее по служебной лестнице.

    С перестройкой произошло резкое сокращение сферы услуг, детских дошкольных учреждений, поэтому женщине необходимо сочетать работу и дом, что требует  значительных физических и духовных сил. Остается мало времени на восстановление работоспособности, в результате подрывается здоровье.

    Еще одной проблемой становится ухудшение  здоровья женщин и детей в России. В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье  и питание, скверная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают  тяжелее, чем у мужчин, в том  числе и те, что передаются половым  путем (протекают дольше и тяжелее  в 6 раз). В последние годы возросло число заболевших сифилисом и другими венерическими болезнями, на пороге - вспышка СПИДа. По потреблению алкоголя и табака наши женщины стали догонять мужчин.

    Падает  рождаемость. В конце 90-х годов  суммарный коэффициент рождаемости  опустился намного ниже двух рождений в среднем на женщину (для простого замещения поколения необходимы 2,15 - 2,17 рождений на одну женщину). Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна, и, как правило, это работающие женщины. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает их трудиться  в любых условиях, в том числе  вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей.

    Снижение  рождаемости на фоне увеличения в  абсолютном и относительном выражении  численности женщин фертильного  возраста свидетельствует о том, что негативные демографические  процессы усиливаются под влиянием социально-экономических и политических факторов: женщины не желают иметь  детей, ухудшается здоровье беременных и рожениц и, следовательно, здоровье новорожденных и в целом подрастающего поколения страны.

    Быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению  феномена «подросткового материнства», что также негативно отражается как на здоровье новорожденного, так и на здоровье матери.

    В России не снижается материнская  смертность, показатель которой более  чем в 2 раза превышает среднеевропейский  уровень. Среди факторов, определяющих высокую материнскую смертность, основными являются, неудовлетворительное состояние здоровья будущих матерей, аборты, в том числе проводимые вне медицинских учреждений, недостаточно квалифицированная медицинская помощь в женских консультациях и акушерских стационарах, низкий уровень общей и санитарной культуры у части женского населения.

    Несмотря  на проводимую работу по созданию службы планирования семьи, внедрению современных  средств предупреждения непланируемой беременности (контрацепции), к абортам по-прежнему прибегает 50—60% беременных женщин. Каждый десятый аборт приходится на женщин моложе 19 лет. Следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, недонашиваемость, длительная нетрудоспособность женщин.

    Увеличивается число детей-инвалидов. Думается, что главные причины этого явления - ослабленное здоровье матерей; сокращение сроков грудного вскармливания и дефициты витаминизированного детского питания; плохая организация (или ее полное отсутствие) горячего питания в школе, далеко не достаточное и не полноценное питание в семье; значительные учебные перегрузки; негативное влияние экологии (воздух, вода и др.), значительное ухудшение работы педиатрической службы и т.д. Кроме того, серьезно сказывается и отсутствие полноценного оздоровительного отдыха для детей.

    В целом принимаемые меры по улучшению  здоровья детей не обеспечивают заметных результатов по многим причинам. Коммерциализация здравоохранения перекладывает  значительную долю расходов по реализации права ребенка на сохранение и  укрепление здоровья на семью.

    Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери.

    Первоосновой  системы защиты материнства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

    В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают  Конституция Российской Федерации, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. издан ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», положения об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».

Информация о работе Государственная политика в области социальной защиты материнства