Гомофобия как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации жителей г.Екатеринбурга 18-55 лет.
Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие гомосексуальность. Историю возникновения.
Рассмотреть понятие гомофобия. Определить сущность данного явления.
Выявить факторы, влияющие на возникновение и развитие гомофобии.
Изучить отношение людей к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1: Гомосексуализм: история, понятие, подходы к исследованию……..5
Глава 2: Гомофобия как социальное явление………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Байбородовой Александры.docx

— 81.23 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический

университет»

Институт социологии и  права

Кафедра социологии

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Методология и методика социологического исследования»

ГОМОФОБИЯ КАК  СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

 

Исполнитель:

студентка гр. СЦс-205                                                           А.И. Байбородова

 

Руководитель:

Канд. Социол. Наук, доцент,

 зав.кафедрой социологии                                                         Т.В. Пермякова

 

 

 

 

 

 

 

 Екатеринбург, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава 1: Гомосексуализм: история, понятие, подходы к исследованию……..5

Глава 2: Гомофобия как  социальное явление………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………....20

Список литературы……………………………………………………………....21

Приложение А………………………………………………………….………...23

Приложение Б……………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема гомосексуальности  с самых ранних времен находится  в фокусе внимания исследователей. Исследования различных аспектов гомосексуальности  неоднократно проводились во многих демократических и заботящихся  о правах человека странах, но в России тема сексуальности долгое время  относилась к числу табуированных  тем. Главная причина такой ситуации – прочный общественный запрет, практически одинаково сильный  и в дореволюционной, и в советской  России: говорить, писать, а тем более  исследовать сексуальную проблематику считалось крайне неприличным.  И  хотя медицинская и судебно-криминологическая  наука разрабатывала различные  вопросы гомосексуальности, в целом  публикации характеризуются явной  гомофобией: «гомосексуализм – болезнь» или «гомосексуализм – общественное зло», из чего следует, что с гомосексуальностью следует бороться.  Но является ли данный вид отношений недопустимым, и с чем действительно следует  бороться?

В условиях развития общества, его либерализации, негативным моментом, тормозом является не гомосексуальность, которая буквально понимается как  свобода выбора партнера,  а гомофобия, которая подразумевает под собой  негативное отношение к гомосексуальности, т.е. буквально – к свободной  любви.

Объект: жители г.Екатеринбурга в возрасте 18-55 лет.

Предмет:  Отношение к гомосексуализму жителей г.Екатеринбурга в возрасте 18-55 лет.

Цель: Выявить отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации жителей г.Екатеринбурга 18-55 лет.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие гомосексуальность. Историю возникновения.
  2. Рассмотреть понятие гомофобия. Определить сущность данного явления.
  3. Выявить факторы, влияющие на возникновение и развитие гомофобии.
  4. Изучить отношение людей к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Гомосексуализм: история, понятие, подходы к исследованию

Хотя, по данным Гвен Брауде, информация о гомосексуальном поведении зарегистрирована лишь в 70 обществах из 186, детально описанных в региональной выборке человеческих отношений (HRAF), это не означает, что в оставшихся обществах такое поведение отсутствует. Скорее всего, ему не придавали значения или исследователей не интересовала данная сторона жизни общества1.

Яков Ильич Гилинский  в своей книге «Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»» рассказывает о понятии гомосексуальности. Он говорит, что термин «гомосексуализм» был введен в научный оборот венгерским врачом К. Бенкертом в 1869 г., однако распространенность однополой любви известна издревле.

Гомосексуализм, как мужской, так и женский, существовал у  первобытных народов Африки, Азии, Америки.  Гомосексуальные отношений  были распространены в Древней Индии, Египте, Вавилоне, а также в Древней  Греции и Риме. В Греции мужской гомосексуализм именовался уранизмом – по имени богини Урании, родившейся от мужчины – бога Урана и считавшейся покровительницей однополой любви. И еще в середине XIX в. Гомосексуалистов называли «урнингами».  Женский гомосексуализм получил название «лесбийская любовь» или «сафизм» - по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос, и, по преданию, одержимой этой страстью. Гомосексуальные отношения именовались так же содомией («содомский грех») в связи с библейским сюжетом о городах Содоме и Гоморре, жители которых, наряду с прочими « отклонениями» предавались однополой любви2.

 

По сути, в Древней Греции «сексуальные объекты подразделялись не на мужчин и женщин, а на активных и пассивных, агрессивных и покорных» (Дэвид Хэлперин, 1986). Эротические  связи между мужчинами возникали, как правило, в пределах одной  социальной группы, и в идеале пары состояли из активного, более старшего, и пассивного, более молодого партнера3.

Древние Римляне переняли положительное отношение к гомосексуализму  от древних греков. Однако гомосексуализм был гораздо более распространенным явлением на территории Европы и не ограничивался Грецией и Римской  Империей.

Самой терпимой к гомосексуализму  страной в Азии была Япония. Мужской  гомосексуализм тесно связывался с  самурайским культом мужества и  верности.

После падения Римской  Империи прослеживается постепенное  изменение отношения общественности к гомосексуализму под давлением  церкви.  Еще в X-XI веках в монастырях Европы существовала гомосексуальная культура. Во второй половине XII века Ричард Львиное Сердце не скрывал своей любовной связи с Филлипом, королем Франции. Они провели вместе многие годы и гомосексуальная ориентация никак не отразилась на их репутации. Однако уже в начале  XVI века ситуация в Европе изменилась. Католическая церковь стала активно насаждать представление о гомосексуализме как о преступлении, караемом смертной казнью.

В середине XIX века сексуальные контакты лиц одного пола считались преступлением в Пруссии и др. странах Европы. Однако, как показывают этнографические и исторические данные, в некоторых культурах наличие гомосексуального опыта было практически обязательной составляющей индивидуального опыта каждого члена группы4.

В зависимости от особенностей объекта гомосексуальных влечений различают андрофилию (влечение мужчин к взрослым особям своего пола), гинекофилию (влечение женщин к взрослым женщинам), эфебофилию (влечение мужчин к подросткам и юношам), корофилию (влечение женщин к юным девушкам).

Гилинский приводит данные различных исследований, по которым, в современном мире устойчивую гомосексуальную  направленность имеют в среднем 1-6% мужчин и 1-4% женщин.   Так, по А.Кинзи (1935), в США исключительно гомосексуалистами  являются 4% мужчин и 3% женщин. Эти цифры  – «нижний предел», так как  общее число мужчин и женщин, имевших  гомосексуальный контакт хотя бы раз в жизни, доходит, по мнению Кинзи,  до 48% мужчин и 19% женщин5.

Яков Ильич говорит, что  даже если исходить из минимальных  показателей 1-2%, в России должно быть не менее 1,5-3 млн человек устойчивой гомосексуальной ориентации. Локальные  же исследования свидетельствуют о  значительно большем распространении  гомосексуализма.

Этиология гомосексуализма. Из всех видов девиантности истинный или врожденный гомосексуализм, по-видимому, наиболее «биологичен» по своей природе. Высказываются обоснованные сомнения в том, можно ли вообще гомосексуализм относить к социальным отклонениям. Однако ряд доводов, излагаемых ниже (социогенные разновидности гомосексуализма, наличие гомосексуальной субкультуры, реакция общества и государства на гомосексуальное поведение), позволяют традиционно рассматривать гомосексуализм в рамках девиантологии6.

По мнению зарубежных исследователей, существует две основные модели объяснения гомосексуализма (впрочем, их можно  распространить и на другие формы  девиантности): «сущностная» (essentialist model) и конструктивистская. Сторонники первой заняты поиском сущностных, специфических особенностей гомосексуального поведения. Вторая модель исходит из культуральной, социальной, исторической обусловленности выбора сексуальных предпочтений. При этом гомосексуальное поведение не менее легитимно, чем гетеросексуальное и не должно стигматизироваться. Сторонники социальной обусловленности гомосексуализма при его объяснении используют общие девиантологические теории: функционализм, конфликтные концепции, социального обучения,  ярлыков и др.

Так же Гилинский повествует о генетической теории,  которая исходит из генетической обусловленности гомосексуальной ориентации. При этом, в частности, используются результаты наблюдения за однояйцовыми (генетически тождественными) и двуяйцовыми близнецами (Ф. Каллмен, М. Хиршфельд, J. Bailey и R. Pillard и др.), эксперименты на рыбах и земноводных и др. Hamer с коллегами (1993), Ни с коллегами (1995) пытались найти «ген геев». Однако никаких достоверно установленных хромосомных отклонений у гомосексуалистов не выявлено. В частности, исследования Rice с коллегами не подтвердили результатов Hamer, Ни и др.

Эндокринные (гормональные) теории основываются на отдельных наблюдениях, свидетельствующих о том, что нарушения функций коры надпочечников могут приводить к гомосексуальным тенденциям. Это относится как к выработке у женщин мужских половых гормонов, так и к превышению содержания эстрадиола у гомосексуалистов мужчин. Однако, никаких репрезентативных данных, свидетельствующих о гормональных различиях лиц с гомо- и гетеросексуальными влечениями, не имеется. Об этом свидетельствуют и исследования M. Bahlburg  с коллегами (1995).

Яков Ильич упоминает  о биологических теориях, к которым  относится и концепция анатомических различий головного мозга гомо- и гетеросексуалов, но отмечает, что и эти данные небесспорны7.

В целом биологические  теории вызывают сомнение у многих исследователей (Parker, De Cecco, 1995). Вместе с тем ряд исследователей не сомневаются в наличии биологических различий лиц гомо- и гетеросексуальной ориентации, но и они считают недостаточно ясными пути влияния этих различий на факторы образования, опыта, среды (Huwiler, Remafedi).

Большой интерес, с точки  зрения взаимодействия биологических  и социальных факторов, представляют данные Г. Дернера с коллегами  о том, что наличие нервных  потрясений, стрессов во время беременности матери  сопровождается снижением  уровня тестостерона и повышает вероятность  рождения мальчиков с последующими гомосексуальными стремлениями. В частности, в годы Второй мировой войны в  Германии родилось значительно больше мужчин-гомосексуалистов, чем до и  после войны. И хотя нейроэндокринная теория вызывает возражения как нейроэндокринологов, нейрофизиологов, так и психологов и психиатров, однако представляется перспективным дальнейший поиск возможного сочетания биосоциальных факторов в генезисе гомосексуальной ориентации.

А.М. Свядощ полагает, что  врожденным является активный гомосексуализм у женщин и пассивный у мужчин, а ситуационным (реактивным) – активный у мужчин и пассивный у женщин.

Наконец, существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма  как приобретенного в результате действия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазн, совращение, лишение доступа к лицам противоположного пола, культурологические влияния и т.п.8.

Автор отмечает, что направленность сексуального влечения может быть не только гетеро- или гомосексуальной, но и бисексуальной (влечение к лицам обоего пола). Возможно одновременное наличие женских и мужских свойств, в том числе психологических, у одного индивида (андрогиния или бисексуальность в широком смысле слова).

Очевидно, и гомосексуализм, и бисексуализм нормальны в том  смысле, что представляют собой результат  некоего разброса, поливариантности сексуального влечения, сформировавшегося  в процессе эволюции человеческого  рода. Если бы все иные формы сексуального поведения, кроме гетеросексуального, были абсолютно патологичны, они  бы давно элиминировались в результате естественного отбора. Заметим, кстати, что и многие животные виды не без  гомосексуального «греха». О «нормальности» гомосексуализма свидетельствует его относительно постоянный удельный вес в популяции.

Культурологический  аспект и социальная реакция. Отношение к гомосексуализму в различных обществах и культурах неодинаково. В Древнем Риме оно было вполне терпимым. Более того, престижность гомосексуальных отношений среди римской знати могла способствовать «популяризации» этой наклонности. С установлением фашистского режима в Германии началось преследование гомосексуалистов, а Институт сексологии, основанный М. Хиршвельдом в 1918г., был разогнан нацистами9.

Информация о работе Гомофобия как социальная проблема