Глобализация как феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 00:47, реферат

Описание работы

На исходе ХХ столетия мировая экономика как совокупность национальных
хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений обретает
новое качество: важнейшей формой и одновременно новым этапом
интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация.

Работа содержит 1 файл

глобализация как феномен мировой цивилизации.docx

— 31.55 Кб (Скачать)

Введение

     На  исходе ХХ столетия мировая экономика  как совокупность национальных 
хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений обретает 
новое качество: важнейшей формой и одновременно новым этапом 
интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация. Она 
охватывает важнейшие процессы социально-экономического развития мира, 
способствует ускорению экономического роста и модернизации. В то же 
время глобализация рождает новые противоречия и проблемы в мировой 
экономике. Сегодня все страны мира в разной степени охвачены процессом 
глобализации.  
 Глобализация (от лат. globus  шар, фр. global всеобщий) объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах 
международного сообщества. Понятие «глобализация» многогранно. В более широком плане – это перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической глобальной среды. В более конкретном это процесс трансформации экономических и хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геоэкономической реальности. Конкретными сферами глобализации являются также научно-технические технологии, нравственно-этические ценности (глобальная этика), новые угрозы  международной безопасности и стабильности (международный терроризм, транснациональная преступность, глобальное расползание оружия массового уничтожения) и др. Категория «глобализация» тесно связана, но не совпадает с понятием «глобальные проблемы современности»: в первом случае речь идет о процессе, во втором  о проблемах, которые охвачены этим процессом. Если «глобализация» отражает объективные, часто происходящие вне нас изменения, то другой термин  «глобализм» характеризует изменения в субъективной сфере. Появившееся в последнее время в английском языке сленговое слово «globalony» в переносном смысле означает «дутая» проблема.         Деглобализация - оборотная, подспудная сторона американского варианта глобализации (вестернизации), ибо подразумеваемая под глобализацией американизация есть ворсированное расширение рамок американского образа жизни и для США это действительно есть временная и непрочная (лже)глобализация. Получил научную прописку и термин «глобалистика», который употребляется для обозначения новой, возникшей на стыке ряда наук отрасли социально-гуманитарного знания, имеющей свой предмет, методологический подход, инструментарий, понятийный и категориальный аппарат. Определяются содержательные параметры понятий «глобальный анализ», «глобальный вызов», «глобальный меморандум», «глобальный рынок среды», «сомкнутый мир», «объемная интерпретация глобального пространства», «мировые точки роста», «мировая институциональная система», «неоэкономика», «трансграничность мировой системы», «этноэкономическая транснационализация»идр. 
Феномен глобализации.

     Политики, ученые и журналисты считают необходимым  зафиксировать свое мнение по модной теме, привлекая внимание в основном к проблемным аспектам явления - слабо  контролируемым, противоречивым процессам  экономической глобализации. Процессы формирования мировых рынков, интернационализации  экономики как роста взаимосвязи  и взаимозависимости национального  и мирового хозяйства носят объективно-исторический характер и отражают тенденции, которые  были вскрыты еще в начале прошлого века в работах Дж. Гобсона, Р.Гилфердинга, К.Каутского. В.И.Ленин в своей, ставшей  классической работе "Империализм  как высшая стадия капитализма" определил  пять признаков и дал свое видение  исторического места империализма. По его мнению, в будущем, т.е. при  империализме в политической и экономической  жизни индустриально развитого общества господствует финансовая олигархия, контролирующая капитал банковских и промышленных монополий. Международные экономические объединения и монополии ведут острую конкурентную борьбу за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Эпоха империализма неотделима от колониализма и неоколониализма - форм эксплуатации экономически отсталых стран и территорий. Неравноправный дискриминационный характер отношений империалистических стран к развивающимся странам приводит к созданию военно-политических блоков, локальным войнам и агрессиям.

     Очевидно, что с помощью выделенных В.И.Лениным  признаков можно в меру точно  и полно охарактеризовать основные политические и экономические стороны  современного индустриально и постиндустриально  развитого общества - общества начавшейся эпохи глобализации. Обращение к  классическому политэкономическому  анализу империализма помогает понять суть различия взглядов на проблему так  называемых глобалистов и антиглобалистов. К глобалистам обычно относят  сторонников нынешнего мирового порядка, закрепляющего сложившийся  характер доступа, распределения и  обмена материальных и духовных ресурсов между различными странами и народами на планете. С антиглобалистами самоидентифицируется, в первую очередь, широкое, растущее в последнее время в мире общественно-политическое движение, которое выступает против глобализации в первую очередь как  процесса экономической, политической, социальной, экологической, духовной эксплуатации и деградации жизни на планете. По мнению антиглобалистов, само понятие "глобализация" было преднамеренно "вброшено" в массовое сознание для того, чтобы скрыть своим семантическим  значением характер дискриминационной  политики, которую проводят промышленно  развитые страны по отношению к другому  миру.

     Между тем, процесс расширения и интенсификации социальных связей между различными общностями, группами, классами, слоями, институтами, объединениями людей отнюдь не является феноменом нашего времени. Он идет на нашей планете с момента возникновения и развития человека как продукта общественных отношений. По сути дела, отсчет этого процесса пошел со времен родоплеменной истории человечества, образования первых общностей и примитивных обществ. На разных этапах развития независимых и связанных цивилизаций отношения между ними принимали характерные формы, содержание которых детерминировалось развитием материально-производственной, торгово-рыночной, духовной, политической, военной и другими формами жизнедеятельности человека. Человечество пережило периоды возникновения и расцвета древних государств и империй на Западе и на Востоке, распространения мировых религий, крестовых походов и религиозных войн, великих географических открытий, колониализма, империализма, мировых войн, создания атомного оружия, международных организаций и транснациональных корпораций. Каждое из этих событий в истории человечества было шагом на пути к формированию мировой цивилизации, планетарного социума.

     Сложная диалектика социального развития в  пространственном и временном измерениях отражается философскими категориями  общего, особенного и единичного. Результаты многочисленных научных исследований в различных областях знаний убедительно  показывают, что человечество едино  в биологической форме своего происхождения и многообразно в  проявлении культурных, духовных, социальных форм развития и взаимодействия. Сошлемся на мнение только одного авторитетного  ученого - английского мыслителя  Арнольда Тойнби, признанного одним  из "столпов" философии истории, который, "подходя к Истории  как исследованию человеческих отношений", писал, что подлинным ее предметом  является "жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних  ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного  общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект - это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве".

На рубеже XX и XXI веков процессы формирования взаимозависимого в своих частях общего социума как устойчивой социальной общности, характеризуемой единством  условий жизнедеятельности людей, резко ускорились и стали принимать  планетарные масштабы. В научной  и общественно-политической литературе этот процесс получил название глобализации. Онтологические корни объективных  процессов глобализации уходят в  фундаментальные изменения материальных основ жизни общества, которые  произошли на планете ко второй половине XX века. Научно технический прогресс с одной стороны резко усилил производственный, технологический, военно-технический  потенциал человечества, а с другой - заставил заговорить о глобальных проблемах и угрозах. Тревога  научного сообщества по поводу появившейся  впервые в истории реальной возможности  самоуничтожения человечества нашла  выражение в известном манифесте  А.Энштейна, Б.Рассела и девяти других видных ученых, который был опубликован  в 1955 году. Позднее в нашей стране эта тревога возросла после опубликования  результатов, полученных в Вычислительном центре АН СССР группой ученых под  руководством Н.Н.Моисеева, которыми была предпринята попытка математического  описания процессов, происходящих в  неживой и живой природе и  в обществе, созданы модели глобального  климата "ядерной зимы".

     Ставшая реальной возможностью угроза самоуничтожения  человечества, проявление сначала "ядерного", а затем энергетического и  экологического тупиков катализировали усилия ученых сразу по нескольким направлениям исследования глобальной проблематики. Опираясь на идеи системной  динамики и первые глобальные модели "Мир-1" и "Мир-2" Дж. Форрестера, Д. Медоуз в 1972 году в модели "Мир-3" проанализировал взаимосвязь пяти переменных: капитальных вложений, населения, продовольствия, природных  ресурсов, загрязнения окружающей среды. Моделирование с помощью математических методов показало, что при сохранении выявленных тенденций взаимодействия и роста факторов развития мировую цивилизацию ждет глобальная ресурсная катастрофа в первой половине XXI века, избежать которой можно только при переходе к режиму "нулевого роста".

Методы  системной динамики Дж. Форрестера, математические теории иерархических  многоуровневых систем, кибернетические  модели и концепция органического  роста М. Месаровича и Э.Пестеля, методы и теории упрощения, равновесия, гомеостаза и конвергенции, использованные в докладе Д. Медоуза, принципы планетарной  взаимозависимости, гуманистического социального порядка и планирования, представленные в докладах Римскому клубу, подготовили почву, подвели  ученых и политиков не только к  безусловному признанию необходимости  рассмотрения социального аспекта  мирового развития, но и поставили  вопрос о системном изучении процессов  формирования глобального общества. Эта работа позволила накопить информационную базу и научно обосновать утверждение  о режиме воспроизводства социальных неравенств (диспаритетов) как фундаментальной  причине деградации природной среды, снижения уровня и качества жизни  большинства населения планеты  и, как следствие, политической радикализации  и глобальной неустойчивости. В условиях дешевого доступа к средствам  и оружию массового поражения  эта перспектива стала приобретать  фатальные для целых стран  и народов очертания. Такая критическая  ситуация, в основе которой лежит  кризисный характер отношений между  промышленно развитыми странами и остальным миром, позволила  яснее увидеть и начать изучение глобальных проблем бедности, дефицита энергии, пресной воды, опустынивания  и уничтожения лесов, утраты биологического разнообразия, защиты окружающей среды, инициировала создание органов и  институтов изучения процессов глобализации и управления глобальными социальными  процессами. Однако в первую очередь встал вопрос о сущности процесса глобализации как такового.

К проблеме соотношения глобализации  и цивилизации.

В современном  мире, уже охваченном процессом глобализации, т. е. созданием единого экономического, политического и культурного  пространства на планете Земля и  созданием мирового общества, существует много цивилизационных особенностей, однако имеется разница в идентификации  и объяснении их взаимоотношений  и исторической перспективы.    

 Границы  цивилизаций определяют объективные  границы влияний больших государств, создавая стабильные, большие пространства  родственных народов и государств. Однако в прежней истории человеческого  общества, цивилизации разделяло  время и пространство (между ними  не было точек соприкосновения,  или они были ограниченными  и временными). В новой истории,  особенно с развитием на научных  основах средств труда и коммуникаций, соприкосновение цивилизаций становится  реальностью, в частности, в  конце XIX и в начале ХХ века, тогда как в конце ХХ века, благодаря процессу глобализации, имело место не только соприкосновение,  но и сопротивление цивилизаций.      

 В  этом смысле указывается, что  самые опасные конфликты в  мире не будут конфликтами  между общественными классами  или иными экономически определёнными  группами, но между людьми, принадлежащими  к различным культурным группам.  Конфликты между государствами,  принадлежащими к различным регионам  мира, и цивилизациям несут с  собой опасный потенциал, потому  что другие государства и группы  из этих цивилизаций могут  объединиться для оказания поддержки  родственным странам. Как предполагается, конфликты будут иметь место  между главными культурными группами  в мире, т. е. цивилизациями  западной, исламской, конфуцианской,  японской, индийской и т. д.     

 В  современном мире, как уже было  сказано, существует несколько  цивилизаций, представляющих собой  крупнейшие объединения людей  на самом широком уровне культурной  идентичности, которая отличает  их друг от друга. Однако  между собой они соприкасаются  так, что существует интенсивное,  беспрерывное, многонаправленное взаимодействие  между всеми цивилизациями. В  этом контексте ставится вопрос  об отношении между глобализацией  и мультицивилизационной действительностью,  т. е. приводит ли глобализация  и может ли привести к оспориванию  и исчезновению уникальных цивилизаций  путём столкновения цивилизаций  и поражения уникальных цивилизаций  со стороны одной из них,  или приводит к созданию одной  универсальной планетарной цивилизации.      

 Глобализация  является многоаспектным процессом,  охватывающим все грани функционирования  современного общества. Это одна  из самых актуальных и популярных  проблем в современных исследованиях.  Глобальные изменения способствуют  ускоренному перемещению вещей,  символов, знаний, образцов поведения  от одного общества к другому,  что создаёт реальные предпосылки  для процесса глобализации в  сфере культуры, который выступает  как процесс, происходящий внутри  существующих социокультурных образований.  Несмотря на такое общее понимание  глобализации, существует значительное  расхождение по концептуализации  данного явления в понимании  причин, структуры, последствий и  логики развития глобализации. Глобализация  является не более чем повышенным  уровнем интернационализации.     

 Процесс  культурной глобализации создаёт  высокую вероятность стереотипизации  культурных образцов и победы  убийственной для культуры унификации, но одновременно под воздействием  этого процесса культурный плюрализм  может стать прообразом будущим  локальных обществ, может стимулировать  поиск основанных на локальных  различиях моделей развития. Современный мир очень чётко разделён на несколько политико-экономических и «культурных» блоков, и это разделение продолжает усиливаться. С учетом того, что блоки достаточно чётко локализованы географически, говорить о глобализации нет вообще никаких оснований.     

 Наиболее  последовательно эти идеи развивают  такие известные западные учёные, как П. Хирст, Г. Томпсон,  И. Валлерстайн, Л. Вайс. Необходимо  отметить, что достаточно большая  часть представителей данного  направления всё же признаёт  наличие феномена глобализации, но лишь как усиление мировой  взаимозависимости; при этом принципиально  указывается на продолжающееся  разделение современного мира  на региональные и цивилизационные  блоки, а также нарастающее  состояние конфликтности между  ними. Такие выводы основываются  на том, что чем больше мир  превращается в единое целое,  тем более множатся культурные  различия, гетерогенность и гибридности  становятся естественным состоянием  культурного карты мира. Такого  рода культура состоит из выделенных  из контекста фрагментов национальных  культур и служит источником  стандартизированной продукции,  унифицированных человеческих интересов,  ценностей и смыслов .     

 Иногда  картина глобальной культуры  рисуется более тонко, она рассматривается  как своего рода переключатель  кодов между локальными культурами, её главенствующая роль над  такого рода структурами не  выделяется". В отличие от культурной  глобализации важнейшим признаком  ментальной мондиализации является  формирование определённого феномена "мировой культуры", основу  которой образуют ценности классического  либерализма и либертаризма. Она  выступает как особая, рождённая  процессом консолидации мировых  медиа-систем, космополитическая, коммерциализированая, гомогенная культура, отделённая  от национальных культур.     

 В  теории И. Валлерстайна общественные  изменения рассматриваются преимущественно как процессы на супранациональном уровне (возникновение сети интернациональных связей), на уровне национальном изменения не носят радикального характера, на субнациональном уровне процессы вообще не рассматриваются как системные изменения. Наряду с оспориванием идеи глобальной экономики, учёные данного направления ставят под серьёзное сомнение существование глобальной культуры и глобальной цивилизации. Наиболее значимыми и известными в этом отношении являются работы С. Хантингтона.     

 Рост  значения политики, политизация  социальных и экономических отношений  определяется, с одной стороны,  ограниченностью ресурсов, которые  использует человечество, и угроза  исчерпания которых создаёт глобальную  проблему обеспечению возможностей  функционирования и развития  социумов, и, с другой стороны,  тем, что политика, будучи особым  типом творческой активности  по созданию нематериальных связей, становится основой социальной  интеграции глобального мира  в условиях его трансформации.  Политика становится в обществе  культурой практического разума  по согласованию групповых интересов,  и в этом смысле роста её  значения объективно неизбежно,  по мере нарастания противоречивости  и конфликтности глобализующегося  мира. Она предусматривает выявление  смысла существования сообщества, определение интересов его участников, установление правил их взаимодействия  и обеспечение их взаимопонимания.  Хантингтон утверждает, что современный  мир разделён на ярко выраженные  цивилизационные блоки, культурные  и этнические анклавы. Характер  взаимодействия этих цивилизационных  блоков Хантингтон определяет  как конфликт, поскольку принципиальные  различия между цивилизациями  не способствуют компромиссу.  В современном мире не только  не происходит интеграции, а наоборот, заметно усиливаются национализм,  культурный и идеологический фундаментализм .     

 Духовное  пространство глобальной цивилизации  формируется на новом уровне интегрального синтеза, превосходящем существующие формы цивилизационного развития. «Глобальный мир, – пишет И. А. Василенко, – необходимо созидать в диалоге цивилизаций как общее пространство многогранной духовности – всегда открытое и вечно совершенствующееся в процессе понимания другого».     

 Многие  авторы связывали переход к  постиндустриальному, постмодернистскому  или ультрасовременному обществу  с потерей идентичности и дезориентацией. По ту сторону современности  выкристаллизовывается иной порядок.  Информационное общество требует:  или участвовать в создании  каналов данных и подключаться  к Интернету, или быть отрезанным  от всего остального мира. Хотя  вера в прогресс в развивающихся  странах до сих пор осталась  непоколебимой, кажется, что однажды  – а когда – это вопрос  времени, эта вера разобьётся  от последствий освоения и  разрушения природы.     

 Вместе  с тем последнее десятилетие  продемонстрировало, что политическая  и социальная структура постиндустриальных  стран, а в ещё большей степени  – исповедуемые их гражданами  ценности и присущие им стереотипы  поведения не определяются экономическими  факторами в той мере, в какой  это допускали прежде. Если в  60-е годы известный французский  социолог Р. Арон заявлял, что  "Европа состоит не из двух  коренным образом отличных миров:  советского и западного, а представляет  собой единую реальность –  индустриальную цивилизацию”, а американский экономист Дж. К. Гэлбрейт указывал, что "конвергенция между двумя мнимо отличными индустриальными системами идёт по всем основным направлениям, ... и, со временем, причем, пожалуй, даже раньше, чем можно предположить, она устранит ощущение неизбежности конфликта (между ними), основанного на их непреодолимых различиях”, то к концу 90-х не только стало очевидно, что эти прогнозы не оправдались, но и появились основания предположить, что даже в рамках индустриальной системы западного типа существуют глубокие различия, причём они, скорее, не преодолеваются, а нарастают.

Заключение

 Благодаря современным СМИ, процессы глобализации оказались в центре внимания массового сознания и глобального научного дискурса. В английском языке появилось даже сленговое словечко "globalony", которое в своей метафоричной многозначности призвано отражать противоречивость масштабности и ничтожности проблематики. Сегодня скептики считают, что все разговоры о глобализации - пустой звук: национальное государство по-прежнему является главным актором мировой политики и системы международных отношений, а государственные границы значимы больше, чем международные организации и их усилия. Оптимисты возражают и указывают на впечатляющие в последние годы результаты экономической, политической, военной интеграции: создание европейской и американской зон свободной торговли, введение единой валюты Европы, Шенгенское соглашение о визовом режиме и т.д. Принимая во внимание острый социальный характер общественной дискуссии, которая развивается по проблемам глобализации, важно сосредоточить внимание на тех ее сторонах, которые, на наш взгляд, уже начинают принимать форму научного знания и могут оказать позитивное влияние на теорию и практику социального развития. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2005. – 603 с.
  1. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., 2006.
  2. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.: ИНСАН, 2004.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Глобализация как феномен