Герберт Спенсер

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Среди других работ Спенсера — «Человек и государство», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Надлежащие границы государственной власти», «Образование умственное, моральное и физическое», «Факты и комментарии», «Эссе: научные, политические и философские», «Данные этики», «Справедливость».

Работа содержит 1 файл

Герберт Спенсер.docx

— 33.73 Кб (Скачать)

Герберт Спенсер

Спенсер Герберт (1820-1903 гг)

Английский философ и  социолог. Родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж.С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом.

В 1853 г. получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

В 1858 г. Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической  философии», которое должно было включать 10 томов. В серию также вошли: «Принципы  биологии», «Принципы психологии», «Принципы социологии», «Принципы  этики». Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его  трактата: «Социальная статика» и  «Социологические исследования», а  также восемь томов> содержащие систематизированные  социологические данные, «Описательная  социология».

Спенсер — основатель «органической  школы» в социологии. Общество, с  его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Среди других работ Спенсера — «Человек и государство», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Надлежащие границы государственной власти», «Образование умственное, моральное и физическое», «Факты и комментарии», «Эссе: научные, политические и философские», «Данные этики», «Справедливость».

В «Автобиографии» перед  нами предстает ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений.

Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Реферат на тему  «Герберт Спенсер»

Введение

Герберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря 1903

года в Брайтоне), английский философ и социолог, один из родоначальников

позитивизма. Работал техником, затем инженером на железной дороге (1837-1841

гг.), затем сотрудничал  в журнале «Экономист» (1848-1853 гг.). Большую часть

жизни провёл как «кабинетный  учёный». Плодовитый и разнообразный, он был

глубоко знаком с современными ему научными достижениями в математике и

естествознании. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог

подняться до уровня учёного-энциклопедиста, оставив значительное наследие в

науке.

На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше

Дарвина пришел к идее существования  эволюции в биологическом мире и

сформировал принципы естественного  отбора и борьбы за выживание в  мире

природы. Он много времени  уделял взаимосвязи природы и  общества. Основываясь

на научных фактах и  данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без

исключения явления и  процессы в природе и обществе — космические, химические,

биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура

естественны по происхождению  и поэтому все естественное и  природное

развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи

формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ

органической природы  для Спенсера явился одной из методологических основ

исследования общества и  его процессов. Эти два начала: описание структуры

общества как особого  организма и идеи эволюции — определили тот факт, что

Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма

и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из

популярнейших теорий в 19 в.

Творчество Спенсера оказало  большое влияние на интеллектуальную атмосферу той

эпохи. Теоретические взгляды  формировались главным образом  под влиянием

достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной

труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные  начала»

(1962), «Основная биология»  (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872),

трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как  предмет

изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).

Спенсер первым в развернутой  форме стал разрабатывать подход , получивший

впоследствии название общей  теории систем, и применять его  к человеческому

обществу. В своих исследованиях  он сочетал структурно-функциональный и

эволюционный  анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью

, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них

.

Спенсеровское представление  об обществе как организме  позволило  осмыслить и

понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем.

Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим  организмом,

как зачастую утверждали и  его противники, и его сторонники. Он лишь

сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так  и различия,

рассматривая «сверхорганичес

кий» организм, т. е. как  специфическую

организацию.

    1.    Характеристика  эволюционного процесса социологии, как науки   

Эволюция любого объекта  характеризуется переходом от бессвязности к

связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к

определенности. Спенсер  предлагает следующее определение  центрального понятия

своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая

сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из

состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной

связной однородности, а сохраненное  веществом движение претерпевает

аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти, -

равновесие системы.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в

новый эволюционный процесс. Все, что с

уществует, проходит через этот цикл развития и

                                    распада.                                   

Аналогия с биологическим  организмом сказалась и на трактовке  идеи эволюции

Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и

дифференциацию:

Ø интеграция — в объединении  индивидов в группы (органы по

аналогии с биологическим  организмом), каждый из которых выполняет  свойственные

ей функции. Общество возникает  как объединение индивидов в  связи с ростом

численности или постепенным  слиянием маленьких владений в крупные феодальные,

из которых вырастают провинции, королевства, империи.

Ø дифференциация заключается  в движении от однородного к

разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и

однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит

разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры  и функций, что

приводит к возникновению  другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Также,

преобразуя однородное в  неоднородное, эволюция обуславливает  возникновение

Солнечной системы, планет, в  частности Земли, и затем появление  человека и

общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и

сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные

периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и  развитие

космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие

растительного и животного  мира, сверхорганическая — возникновение и развитие

человека и общества. Самые  интересные элементы эволюционной теории Спенсера

связаны с анализом сверхорганической эволюции.

Все они подчиняются общим  законам. Однако специфические законы высших фаз не

могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в

надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в

неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле

такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано  искусственно,

в результате «общественного договора” или божественной воли.

По словам Спенсера ,  человек в естественном состоянии «в значительной мере

антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длительной

эволюции первобытных  сообществ, в надорганические социальные системы. Главным

фактором социогенеза он считает численный рост

популяции, потребовавшийся для выживания и

приспособления социальной организации, которая в свою очередь  способствовала

выработке и развитию социальных чувств, интеллекта,

трудовых навыков. Суть и  содержание этой естественной эволюции - социализация

человека.

     Будучи противником  теории свободы воли, Спенсер

вместе с тем был  непоколебимым сторонником идеи

свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для блага 

своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального  развития он считал

принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой других

индивидов; равного влияния  всех индивидов и социальных слоев  на принятие

политических решений; свободной  конкуренции.

Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности

социологии, как науки, подвергает критике многочисленные аргументы  ее

противников. Социология возможна уже потому, что общество - часть  природы и

подчиняется закону «естественной  причинности». Спенсер опровергает  не только

теологические представления  об обществе, но и теоретиков «свободной воли»,

философов, приписывавших  решающую роль в истории «выдающимся  мыслителям»,

«общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или

указывающие на отсутствие повторяемости  в общественной жизни.

Сам термин «социология» благодаря  Спенсеру был

«реабилитирован» и получил  второе рождение. Если

раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической  доктриной его

изобретателя, то, начиная  со Спенсера, он стал рассматриваться  как обозначающий

науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое,

религиозное мировоззрение  социального ученого.

Биология для Спенсера играла роль научно-методологического  прецедента; из нее он

черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т.

д. Биологические аналогии он сравнивал со

строительными лесами, от которых  за ненадобностью отказываются по окончании

строительства.

     Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых

явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов  эволюции,

процессов, совершающихся  независимо от воли отдельных личностей, их

индивидуальных свойств  и субъективных намерений. Этим социология отличается от

истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утвер

ждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массов

ых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

Размышляя о специфике  социологии. Спенсер выделяет

объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические

факты нельзя измерить с помощью  приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно

установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные

факты для Спенсера – это  такие явления, в которых проявляются  эволюционные

процессы, например дифференциация структуры и

функций, усложнение политической организации и т. п.

Спенсер не предлагает четких критериев объективности наблюдения в социологии.

Обобщая исследовательскую  практику, он тщательно перечисляет  возможные

трудности, растянутость социальных явлений во времени, что затрудняет

установление причинно-следственных связей, мифологизацию исторических событий

, трудности отделения  фактов от оценок свидетелей  исторических событий,

влияние стереотипов массового  сознания, в том числе сословных  и классовых

предрассудков, чувств, эмоций.

                   2.  Концепция социальных институтов                  

По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации  совместной

жизни людей. Социальные институты  обеспечивают превращение асоциального по

природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным

действиям. Институты возникают  в ходе эволюции помимо сознательных намерений

или «общественных договоров» как ответ на рост численности  популяции; согласно

общему закону - прирост  массы приводит к усложнению структуры  и дифференциации

функций. Социальные институты  – органы самоорганизации и управления, а так как

основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная

задача социологии состоит  в изучении синхронного

взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как

структурных элементов общества  оформилась задолго до Спенсера, но он превратил

ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние  на развитие

проблематики и методов  социологии.

Информация о работе Герберт Спенсер