Гендерные стереотипы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:26, доклад

Описание работы

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - схематизированные, эмоционально устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Г.С. - это взгляд и оценка, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, на сексизме (см.), а не на рациональном знании. Поэтому Г.С. редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.

Работа содержит 1 файл

Гендерные стереотипы.doc

— 51.50 Кб (Скачать)


7. Гендерные стереотипы

 

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - схематизированные, эмоционально устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Г.С. - это взгляд и оценка, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, на сексизме (см.), а не на рациональном знании. Поэтому Г.С. редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.

 

Термин "стереотип" был введен в 1922 американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании, использование которого во многом "облегчает" людям восприятие новой информации. Г.С. изучаются преимущественно в гендерной социологии и психологии при характеристике особенностей гендерного восприятия других людей, новой информации, а также поведения. Социолог, изучая Г.С., присущие той или иной группе, может составить довольно точное представление о гендерной культуре этой группы, сделать прогноз гендерного поведения в социально значимой ситуации.

 

Г.С. исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского гендера (см.) - выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой гендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении (см.), нежели любого представителя противоположного гендера.

 

Г.С. передаются в процессе социализации (см.), причем ранние периоды играют важнейшую роль: здесь дети начинают подражать взрослым, имитировать их поведение, опираясь на традиционные характеристики мужских и женских ролей. Дети получают соответствующее подкрепление в зависимости от того, насколько верно они моделируют эти роли, формируют понятия о мужественности и женственности. Семья и школа формируют Г.С., а последующая жизнь просто закрепляет их.

 

Г.С. используются людьми в познавательном процессе и выступают регуляторами их поведения на бессознательном уровне. Г.С. могут служить когнитивными образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека. Так, в повседневной жизни любой человек имеет набор упрощенных схем, сложившихся в культуре и воспринятых из нее индивидом в процессе социализации. Гендерная схема - стереотип восприятия человека по принципу пола - исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности. Такая гендерная схема может использоваться для дискриминации представителей женского пола наряду с другими социальными категоризациями - раса, этническая принадлежность. Однако экспериментально было доказано, что гендерная категоризация - самая сильная и используется чаще других. В некоторых случаях Г.С. может стать стигмой.

 

Г.С. могут играть негативную роль в трудовой и политической сферах: согласно Г.С., женщины больше интересуются семьей, чем работой или политикой, поэтому женщине труднее получить продвижение или занять общественную должность, чем мужчине.

 

Как и всякий социальный стереотип (см.), Г.С. предельно обобщает качества лиц, принадлежащих к одному полу. Следование стереотипному восприятию приводит к неточному восприятию личности, к запоминанию только той информации о ней, которая соответствует усвоенному ранее стереотипу. Так, по данным ряда исследований, пол ребенка прямо влияет на то, как его воспринимают взрослые: мальчиков чаще запоминают и характеризуют как активных, агрессивных, даже если они не проявляют подобных качеств в конктерных наблюдаемых случаях. В исследованиях электорального поведения доказано, что кандидата-женщину чаще воспринимают как плохого оратора, проигрывающего кандидату-мужчине в дебатах, даже если они говорят одно и то же. Психологами было установлено, что люди чаще категоризуют друг друга по полу, нежели по другим социально-демографическим признакам, а также тот факт, что находящегося в гендерном меньшинстве человека окружающие чаще всего будут оценивать именно по биологическому полу, а не по профессиональным или иным качествам. Именно поэтому в предвыборных кампаниях критическое внимание аудитории привлекают редкие кандидаты-женщины: их оценивают куда строже по всем параметрам, чем мужчин.

 

В детском возрасте, на ранней стадии социализации, гендерная категоризация играет большую роль в моделировании поведения детьми. Исследования показали, что дети чаще и охотнее проявляют интерес к моделированию действий, характерных для их собственного гендера, и таким образом получают и закрепляют информацию о социальных ролях, якобы предписанных культурой и природой (а по сути социально сконструированных) мужчине и женщине.

 

Г.С. часто приводят к созданию в сознании ложных связей между гендером и теми или иными качествами, навыками или формами поведением людей. Так, основываясь на стереотипе о том, что женщины меньше склонны к математике, чем мужчины, можно приписывать всем женщинам нелюбовь к этой науке, установить так называемые иллюзорные корреляции (между полом и успехами в математике, бизнесе и т.д.).

 

Прочность Г.С. ведет к тому, что даже получение информации, в корне противоречащей стереотипу, далеко не всегда ведет к их разрушению.

 

Психологи полагают, что действия на основе Г.С. могут вызвать к жизни так называемые самореализующиеся пророчества, о которых писал Р. Мертон (см.): например, мужчина, уверенный в том, что женщины не могут хорошо водить машину, и заявляющий об этом своей жене, сидящей за рулем, может вывести ее из равновесия и тем самым спровоцировать аварию. Подобные пророчества часто самореализуются в семьях, где партнеры оценивают друг друга в соответствии с Г.С. и ведут себя, заведомо ожидая стереотипного поведения от другого.

 

Г.С. широко используются в массовой культуре, особенно в голливудских фильмах с традиционными образами беззащитных сексуальных красавиц-женщин и мужественных защитников-суперменов. Те же стереотипы представлены в народном творчестве, мифологии.

 

 

 

 

ЛОМАЕМ СТЕРЕОТИПЫ КРАСОТЫ

 

Чтобы быть красивой, желанной, а главное счастливой необязательно быть клоном топ-моделей из модных глянцевых журналов. Женщины в душе всегда знали эту нехитрую истину, но следовать ей все никак не решались… Свержение навязанных нам стереотипов медленно, но неуклонно набирает обороты. Попробуем ускорить этот замечательный процесс?

 

ОТКУДА МЫ ВЗЯЛИ СТАНДАРТЫ КРАСОТЫ?

Во-первых, из модной индустрии - той области, где живет извечная женская страсть - красивая одежда. Эта одежда шьется по меркам, снятым с профессиональных моделей, имеющих одинаковые физические характеристики. Может быть, эти девушки и есть идеал? Отборный, тщательно выверенный эталон красоты. Какое счастье ему соответствовать! Приблизительно так считают многие юные девы, вряд ли задумываясь о том, что стандартизация моделей - это не более чем специфика профессии. Манекены тоже делают по одному образцу, чтобы смотрелась одежда, а не тот, на кого она надета (вспомните режущее слух, но многое объясняющее слово "манекенщица"). Идеальная модель - это худая, без лишних выпуклостей фигура (одежда должна висеть и нигде не вытягиваться) с тусклым незапоминающимся лицом (чтобы рисовать на нем любой образ) и прямыми тонкими волосами средней длины (с ними меньше всего хлопот). Отличный пример для подражания!

 

Другая фабрика грёз - Голливуд. Оттуда мы заимствуем моду на всё: на фильмы, отношения между людьми, формы тела. Кого там назовут красавицей, того и мы, эхом подхватив, воспоём. Хотя Голливуд - это и прекрасный пример неоднозначности женской красоты. В нем одинаково возвеличиваются и тонюсенькая Николь Кидман, и крепкая Бейонс, и нежная Шарлиз Терон, и вульгарная Памела Андерсон. И всех мы считаем писаными красавицами, и на всех хотим быть похожими ... Одновременно…

 

МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД

Женщины любят повторять, что сбрасывают килограммы для себя. Разумеется, доля правды в этом присутствует. Но при этом комплимент от прекрасного незнакомца ценят гораздо выше подружкиного: "Ой, как ты похудела!". Потому что женщины больше всего на свете хотят вызывать восторг у мужчин. И, значит, при определении понятия «красивое тело» нужно ориентироваться на мнение прямых его ценителей – мужчин, а не на дизайнеров сомнительной ориентации или гламурного глянца, этих дизайнеров рекламирующего.

 

Спросите у сильного пола: "Что должно быть в красивой женщине?". Ответ не удивит вас и не разочарует: "Сексуальность". Для мужчин она гораздо важнее красоты. Потому что красивая женщина - не значит сексуальная, но сексуальная красива всегда.

 

И если уж равняться на голливудских звезд, то стоит посмотреть, кого из них мужчины считают сексуальными. Рейтингов, проводимых различными мужскими изданиями, хоть отбавляй, но в них неизменно лидируют Анжелина Джоли, Моника Белуччи, Сальма Хайек, Дженнифер Лопес и Скарлетт Йохансон. Все дамы темпераментные, что самое важное, далеко не худенькие (за исключением Джоли). Каждая из этих мировых секс-символов может похвастаться фигурой, которая своими очертаниями напоминает гитарное деко: налитая грудь, округлые бедра и ярко выраженная талия. Секрет идеального тела лежит на поверхности: плавные изгибы, подтянутый силуэт и соблюдение пропорций.

 

Открытие не ново: такой фигурой обладает и знаменитая Венера Милосская, известная нам из античности, и олицетворение красоты 20-го века - Софии Лорен и Мэрилин Монро. При упоминании этих вожделенных имен на лицах мужчин появляется мечтательное выражение. Мужчины любят настоящую женственность - это женщины не любят ее.

 

ПОЧЕМУ МЫ СЕБЯ НЕ ЛЮБИМ?

В автобусе две девушки листали журнал и обсуждали фигуру Моники Белуччи. Одна из них заявила, что Моника - женщина, безусловно, красивая, но какая-то чересчур большая. - Весит наверняка килограммов 60, если не больше! - добавила она презрительно.

- Да ты что! Это она столько весила после родов, а сейчас вернулась к своим 56!

- Нежели? Ну, тогда у Моники, конечно, потрясающее тело!

 

Вот так. С помощью магии цифр может меняться даже фотография. Только меняется, конечно, не она, а ее восприятие в нашей голове. Даже очевидную красоту мы не признаем до тех пор, пока нам не скажут, что она вписывается в общепринятые стандарты. 56 кг - "как красиво!" А 60 - "красиво, но..."

 

Нетрудно представить, как отреагировала бы девушка, назови ее подруга цифру 70 (а Моника и весит около 70 кг, но оставаться одной из самых красивых и желанных женщин ей это не мешает).

 

Мы не верим сами себе. Мы не можем любить свои стройные ноги, если не влезаем в джинсы 44 размера. Мы восхищаемся формой своей груди, но, не намерив 90 см объема, заставляем себя мечтать об ее увеличении. Мы осветляем свои шикарные каштановые волосы, услышав, что джентльмены предпочитают блондинок. Мы носим розовый, который нам не идет, но который дизайнеры хором объявили самым привлекательным цветом. И мы не покупаем мини-юбки, которые нам идут, только потому, что журналы написали, что вам, женщина 48 размера, нельзя! Мы доверяем цифрам, словам и мнениям неизвестных нам людей гораздо больше, чем собственным глазам и прекрасному отражению в зеркале!

 

Психологи объясняют это так: стереотипы имеют над нами столь пугающую власть, потому, что, даже доставляя неудобства, избавляют нас от ответственности принимать решения самостоятельно. Вы не устали быть зависимой?

 

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТЕРЕОТИПОВ

 

Не зацикливайтесь на своих недостатках

Все люди не без изъяна. Даже те, кого вы считаете совершенством. И каждый уверен, что его недостаток не только виден всем вокруг, но и активно всеми обсуждается и осуждается. А правда заключается в том, что окружающие часто не замечают ваших "погрешностей": и потому, что порой они им просто не видны; и потому, что не меньше вашего увлечены выискиванием своих собственных!

 

Заботьтесь о здоровье

Если вы сидите на диете, занимайтесь спортом и посещайте сауну. Делайте это для того, чтобы быть здоровой, а не худой. Здоровое тело - это не только подтянутые мышцы и бархатная кожа, но и блеск в глазах, радостное настроение и молодость души. Разве такая женщина будет обделена мужским вниманием?

 

Забудьте математику

Перестаньте воспринимать себя в сантиметрах и цифрах. Вы - это не только рост и вес. Вы - это смех, манеры, голос, мимика, походка. Именно из таких составляющих и складывается общее впечатление о человеке. Один мужчина сказал о фигуре своей девушки: "Ничего особенного, если бы не двигалась. Ее движение и жесты приковывают внимание!". Люди оценивают друг друга не в цифрах, а в говорящих прилагательных: обаятельная, радостная, симпатичная, нежная…

 

Научитесь жить СОБОЙ

Спите голой, любуйтесь в зеркало на себя обнаженную, не стесняйтесь своей наготы. Если вы полюбите свое тело, не скрытое под кучей драпировок, вы научитесь правильно украшать его одеждой. И будете выглядеть еще лучше, и любить себя еще больше!

 

Думайте красиво

Зачем называть худых "тощими", "палками", "досками", если можно сказать - тонкая, хрупкая, изящная… А если вы считаете свой вес избыточным, не говорите: «Я - толстая!» Этим вы выносите себе приговор. Есть масса приятных, а главное, верных определений: аппетитная, женственная. Гоните прочь негативные мысли!

 

Оценивайте себя сами

Сколько людей, столько и мнений. Мама до сих подкармливает вас домашними пирожками, считая недостаточно упитанной, а соседка, будь она на вашем месте, давно бы села на диету; зато ее муж в восторге от ваших форм… Можно принимать комментарии окружающих к сведению, но не близко к сердцу. Главное - как оцениваете и чувствуете себя ВЫ. Будьте прекрасны!



Информация о работе Гендерные стереотипы