Гендерные стереотипы: женщина-водитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

в работе рассматривается гендерный аспект важной части современной жизни как вождение автомобиля.

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Истоки стереотипов, их место в обществе
2.1. Стереотипные роли и ожидание тех или иных форм поведения от мужчин и женщин
3. Глава II. Гендерный стереотип: женщина – водитель?
3.1. Исторический экскурс
3.2. Существование проблемы гендерного характера
3.3. Подходы в изучении данной проблемы.
4. Глава III. Правовая сторона вопроса и инфраструктура.
4.1. Права человека как основа антидискриминационной практики.
4.2. Организации, занимающиеся решением проблемы.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

РГР. Гендерные стереотипы - Женщина водитель..docx

— 83.97 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение
  2. Глава I.  Истоки стереотипов, их место в обществе
    1. Стереотипные роли и ожидание тех или иных форм поведения от мужчин и женщин
  3. Глава II.  Гендерный стереотип: женщина – водитель?
    1.   Исторический экскурс
    2. Существование проблемы гендерного характера
    3. Подходы в изучении данной проблемы.
  4. Глава III. Правовая сторона вопроса и инфраструктура.
    1. Права человека как основа антидискриминационной практики.
    2. Организации, занимающиеся решением проблемы.
  5. Заключение.
  6. Список  литературы.  

Введение

 

     Темой для своей расчетно-графической  работы я выбрала гендерные стереотипы, касающиеся женщин. В частности, дискриминация  женщин на дороге. На мой взгляд, эта  одна из главных проблем, относящейся к правам женщин, играет также большую роль и в культурной жизни государства.

     По  результатам опроса ФОМ, летом 2008 года автомобили были в 39% российских семей, причем 21% лично водят машины, а 17% – за руль не садятся 1[Шумакова, 2008]. Налицо гендерный дисбаланс: мужчины преобладают среди водителей (81%), превышая число «женщин за рулем» более чем в пять раз (19%). Среди женщин почти в пять раз больше тех, кто ответил, что имеет, но не водит автомобиль. По данным ВЦИОМ, мужчины и женщины выдвигают разные причины покупки автомобиля. Мужчины чаще планируют покупку автомобиля в связи с желанием поменять старую машину на новую (26% против 11% среди женщин) и необходимостью для работы (19% против 11%). Женщины более склонны в качестве причин указывать удобство передвижения (58% против 46% у мужчин)2 [ВЦИОМ, 2009].

     Гендерные роли изменяются с течением времени  и проявляются в условиях повседневных практик. Постсоветская Россия становится местом пересмотра места и функции  женщины в обыденной жизни. Особняком  выделяется существование женщин автомобилистов – любителей. Управление автомобилем  приобретает новый смысл. Теперь сфера вождения оценивается с  позиции допустимости дамского участия  в ней, как практика относительной свободы, мнимой приватности и самовыражения. Однако самореализация женщины как автомобилистки по-прежнему находится на стыке дихотомий: от снисходительного одобрения до полного неприятия, взращенных человеческими мнениями на почве древних предрассудков, недавних событий и их не лишенных оценок интерпретаций, на фоне былого традиционного и современного, где разворачиваются конфликты, дележ ресурсов и огромное давление стереотипов. Автомобиль выступает предметом, который приватизируется женской рукой. По мнению Ж. Бодрийяра, автомобиль – особый внешний элемент системы вещей, который по «позиционной значимости» может быть, сравним лишь со всей «сферой домашнего быта», он одновременно сочетает в себе «повседневный быт», возможность передвижения и скорости – дополнительные функции удовольствия. Бодрийяр характеризует машину как «сублимированную» вещь, содержащую в себе «обиходную повседневность всех остальных вещей», движение и скорость.

     Вождение  является жизненным опытом, сопровождающимся приобретением новых навыков, освоением  раннее нетронутых социальных пространств. Но по-прежнему существуют стереотипы о немногочисленности общественных женских ролей, согласной которым  управление автомобилем воспринимается как нечто маргинальное, как покушение  на «мужское дело».  Между тем, навык вождения как значимая составляющая жизненной стратегии обеспечивает самоопределение женщины, проявляющееся в повседневных практиках. Рефлексивность в восприятии собственных возможностей и оценке имеющихся ресурсов приводит к формированию новых стилей действий, связанных со сферой автомобилеуправления.

     Именно  поэтому целью своей работы я  ставлю первостепенно задачу определить состоятелен ли данный гендерный стереотип в современном обществе, и оправдано ли его существование. При этом при рассмотрении места женщин – водителей в современном обществе необходимым фактором будет сравнение положения женщин – автомобилистов в нашей стране и за рубежом, в частности в Европе.

     Инструментами в исследовании данного стереотипа будут:

     · рассмотрение его с точки зрения статистических данных,

     · в контексте культурно-исторического развития вопроса,

     · в рамках законодательных актов и концепций, таким образом, я попытаюсь раскрыть правовую основу данной проблемы.

     Не  менее важными задачами моей работы также являются:

  1. определение понятий женского и мужского стиля вождения,
  2. существует ли влияние особенностей гендера на вождение автомобиля,
  3. необходима ли психологическая адаптация женщин за рулем,
  4. какие есть организации для решения проблемы дискриминации женщин – водителей.

 Я  постараюсь раскрыть все эти  позиции   в дальнейшем в  своей работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I

Истоки  стереотипов.

     Современному  обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных  отличий. При первом впечатлении  множество людей приписывают  собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его  представлении должен обладать представитель  данного пола. Чрезвычайно важно  обращать внимание на стереотипы, чтобы  не поддаваться их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов  это представление о типично  женских и типично мужских  качествах. Наличие разных социальных ролей, которые  воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. В первую очередь гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры. Культурные стереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и направляет его поведение в определенное русло. Он выражает отношение, установку данной социальной группы. У разных групп и культур гендерные стереотипы совершенно противоположны3.

     Вильямс и Бест (Williams & Best, 1990 а), Хоффман и Херст (Hoffman & Hurst, 1990), Игли (Eagly, 1987) утверждают, что гендерные стереотипы возникают на основе гендерных ролей. Установившиеся стереотипы выступают как нормы для женщин и мужчин и являются моделями для гендерно-ролевой социализации (Eagly, 1987; Williams & Best, 1990).4

     Кондри и Росс (Condry & Ross, 1985) установили, что даже гендер ребенка влияет на то, каким образом его воспринимают взрослые. Исследователи пришли к выводу, что такая когнитивная социальная категория, как гендер, преимущественно направляет восприятие одного и того же качества, предчувствия и ожидания по отношению к ребенку в зависимости от его гендера. Вера в то, что ребенок является мальчиком, настраивает на одни ожидания, а вера в то, что ребёнок окажется девочкой — на совершенно противоположные5. Таким образом, родители и окружающие ребенка люди формируют его представление о себе и своей гендерной идентичности.

     Стереотипы  проявляются на всех стадиях развития. В младшем и дошкольном возрасте наблюдается четкое разделение полов: они почти не общаются, у них  нет общих интересов. На более старших этапах развития женщины и мужчины начинают стремиться к общению и опять же попадают во власть своих стереотипов — как следствие, им трудно понять поведение друг друга.

     Популярность  приобрела точка зрения Д. Бакана: мужчины считались «деятельными» (активными, производящими действия, решающими проблемы, агрессивными), а женщины — «коммуникативными» (пассивными, эмоциональными, интересующимися  не делом, а взаимоотношениями индивидами). Считается, что мужчины будут демонстрировать в своем поведении ориентацию на задачу, а женщины — на взаимоотношения. Иногда этот стереотип имеет уточнение: ориентированное на задачу поведение будут демонстрировать не все, а лишь маскулинные мужчины, а ориентацию на людей — фемининные  женщины.

     Шон Берн выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию.

Уступчивость — это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Одобрениеили интернализация это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.

Идентификация — это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

     В привычных условиях, т. е. при решении стереотипной задачи (где, как правило, преимущество на их сторонеженщины не уступают мужчинам по инструментальности, но в сложной ситуации, возможно, из-за того, что они не знают решения задачи, женщины прибегают к гендерно-типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими6.

     Часто стереотип преувеличивает гендерные  различия, которые на самом деле не является устойчивой характеристикой  отдельных личностей. В современном  обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто  женских занятиях. 

  • Роли  и ожидание тех  или иных форм поведения  от мужчин и женщин

     Социальные  представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам. В таких случаях несоответствие стереотипу может проявляться в осуждение или непонимании со стороны общества, это непонимание может травмировать личность.

     В последние годы представления о  мужских и женских половых  ролях подвергаются критике со стороны  ряда авторов. Представители новой  точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической  напряженности. Те, кто пытается им следовать, совершают над собой  насилие.

Первый  отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Второй  отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

       Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.

Третий  отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

     Наиболее  распространенный стереотип о подчиненном, зависимом положении женщины  проявляется в обществе на подсознательном  уровне, вне зависимости от сознательного  восприятия. Это стереотип хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), ниже дается ее сокращенное изложение.

     Мужчина — это «кормилец», который в  семье осуществляет общее руководство  и несет главную ответственность  за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

     Подтверждает  существующие в обществе гендерные  стереотипы эксперимент Н. Портер с  соавторами (N. Porter et al., 1983), которые давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток7.

     Начиная с 60-х гг. большую популярность приобретают  исследования стереотипных представлений  о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов. Так, П. Голдберг8 обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, написанные мужчинами, чем женщинами. Приблизительно такие же данные были получены и в эксперименте, где испытуемые обоего пола должны были оценить предлагаемые им на обозрение картины, одни из которых были якобы написаны мужчинами, а другие — женщинами9.  Еще одной независимой переменной в этом исследовании был статус художников: в одном случае авторы картин — и мужчины и женщины — представлялись испытуемым как начинающие художники, а в другом — как победители конкурсов. Здесь также имела место переоценка картин, написанных мужчинами, но это было справедливо только по отношению к условиям первой серии, когда художники представлялись новичками. Авторы считают, что сам факт победы на конкурсе как бы уравнивал в глазах испытуемых профессиональное мастерство художников, независимо от их половой принадлежности, и это действовало в противовес стереотипу о заведомо меньших способностях женщин в области живописи. 
 
 

Информация о работе Гендерные стереотипы: женщина-водитель