Гендерная стратификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…..3

1. Понятие гендера……………………………………………………………………….……..4

1.1 Определение понятия………………………………………………………………4

1.2 Компоненты гендерной идентичности……………………………………….……7

2 Гендерное неравенство……………………………………………………………….……..10

2.1 Гендерная справедливость и равенство………………………………….……….10

2.2 Гендер и стратификация……………………………………………………………11

2.3 Изучение гендера и стратификации……………………………………………….13

3. Теории гендерного неравенства…………………………………………………………….14

Список использованных источников……………………………………………………….....17

Работа содержит 1 файл

гендерная стратификация.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

Московская  Государственная Академия Физической Культуры 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему:

«Гендерная  стратификация» 
 
 

Выполнила студентка 4 курса

Специализация лыжный спорт

Сименженкова  А.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Малаховка 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….…..3 

1. Понятие гендера……………………………………………………………………….……..4 

1.1 Определение понятия………………………………………………………………4 

1.2 Компоненты гендерной  идентичности……………………………………….……7 

2 Гендерное неравенство……………………………………………………………….……..10 

2.1 Гендерная справедливость  и равенство………………………………….……….10 

2.2 Гендер и стратификация……………………………………………………………11 

   2.3 Изучение  гендера и стратификации……………………………………………….13 

3. Теории гендерного  неравенства…………………………………………………………….14 

Список использованных источников……………………………………………………….....17 
 
 
 

Введение

Различия между  мужчинами и женщинами имеют  сложный характер. Возникновение  данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими  движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами  покончить с субординацией, сексизмом  и неравным доступом к власти, а  также как осознание потребности  в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют  данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

В настоящее время  составляющие половой идентичности изменяются. В обществе обычно предполагается, что четыре компонента полового самосознания находятся в гармоническом единстве. Ожидается, что биологическая особь  женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение соответствует  общепринятому определению женственности. Имеется в виду, что она готова принять на себя роли и обязанности  традиционно связанные с ее полом. Однако в действительности это предположение  не всегда верно. Но биологический пол  людей может не соответствовать  их половой идентичности.

1 ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРА.

1.1 Определение понятия.

Перед тем как  исследовать теории неравенства  определимся с самим понятием "гендер". 

В феминистской литературе существует несколько концепций  гендера. Это обусловлено как  относительной "молодостью" гендерного подхода (первые работы появились около  двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех из них  базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). 

            Пол - это термин, который обозначает  те анатомо-биологические особенности  людей (в основном - в репродуктивной  системе), на основе которых люди  определяются как мужчины или  женщины. Его следует употреблять  только в отношении характеристик  и поведения, которое вытекает  непосредственно из биологических  различий между мужчинами и  женщинами.  

Гендер - это сложный  социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и  эмоциональных характеристиках  между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом. 

В рамках этого подхода  гендер понимается как организованная модель социальных отношений между  женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное  общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения  в основных институтах общества (а  также и определяемая - или конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений  социальной структуры общества, который  вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. 

Социальное воспроиводство гендерного сознания на уровне индивидов  поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в  своих действиях ожидания, связанные  с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений. 

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в  обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы  и стереотипы в определенной степени  определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости  от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют  универсального содержания и значительно  различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или  женщиной означает вовсе не обладание  определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли. 

В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и  универсальная конструкция. Понятие  гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений  и процессов. Необходимо мыслить  отношениями, чтобы из аналитической  категории гендера вывести культурную реальность - как в прошлом, так  и в настоящем. 

Гендер (gender) 1. (Общее  значение) - различие между мужчинами  и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом  поле, но не обязательно совпадающее  с ним. Таким образом, социологическое  использование термина может  отличаться от повседневного. 

Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится  к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся  на категории «мужчина», «женщина»  или в редких случаях «гермафродит» (когда характеристики обоих полов  фактически или явно объединены), а  гендер - к социальным и социально-психологическим  атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский»  или «гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или  непреднамеренно объединены).  

По мнению многих социологов, в социологическом дискусе  гендер должен применяться тогда, когда  касается социально созданного деления  общества на тех, кто относится к  мужчинам, и тех, кто - к женщинам. В то время как «мужчина» и  «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между  ними, а также мальчиками и девочками, 

«мужское» и «женское»  относится к сформированным культурой  чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством  сложного и продолжительного процесса социализации. 

Антропологи, психологи  и социологи подчеркивали, что  гендер определяется не биологически, а социально и посредством  культуры, являясь культурно и  исторически относительным. Его  значение, интерпретация и выражение  изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы - класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя  тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом  или сексуальностью. 

Гендер (gender) — социальный пол. В английский язык разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). 

Терминологически  понятие гендера оформилось в  процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных  исследований. 

Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно  разрабатывает данное понятие как  одно из важнейших для анализа  оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального  моделирования или конструирования  пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает  система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно возникает жесткий  ряд представлений о том, что  есть «мужское» и «женское» в  данном обществе, гендер — совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер — культурная маска пола, то, что мы думаем о  поле в границах наших социокультурных  представлений. Более того, пол и  есть только гендер, т. е. то, что стало  полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а  человек полу, а он определен властью  и языком. В современном обществе все труднее провести границу  между биологической предопределенностью  пола и его социальным моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. 

Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения, политические и экономические». При всем многообразии подходов и позиций в отношении  определения гендер имеет смысл  выделить две концепции: теорию социальной конструкции гендера и теорию гендерной системы. 

В логике первого  подхода называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые  стереотипы, распространенные в том  или ином обществе, «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных  с предписанными обществом нормами  мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. 

Гендерная система  есть совокупность отношений между  полами (и внутри полов). Поскольку  гендерная система предполагает гендерное измерение публичной  и приватной сферы, соотносит  систему гендерной иерархии с  другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в  анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные  технологии. Властные смыслы гендерных  отношений во многом открылись в  развитии именно такого подхода. Пологендерная  система конструируется как набор  соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в  продукт человеческой активности. Другими  словами, гендерная система, которая  конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой —  концентрация материального и символического капитала в руках отцов. Гендер является своеобразной системой, продуцирующей  различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Власть базируется на разветвленной  системе различий, половые различия оказываются в этой системе генетически  первичными. Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют гендерное  противостояние, превращая т. н. «несоциальные» различия в«социальные», пол/секс в  пол/гендер. Таким образом, конструкция  гендера есть одновременно продукт  и процесс представления, как  о других, так и о самом себе.

1.2 Компоненты гендерной  идентичности

Биологический пол, гендерная идентичность, гендерные  идеалы, сексуальные роли, вот четыре компонента половой идентичности. Легче  всего дать определение биологического пола. Это понятие включает в себя первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения, волосяной  покров на лице и т.д. 

Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле, – чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной. 

Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. О соотношении гендерной  идентичности и пола существуют три  теории: 

Теория гендерного развития по Фрейду оказала, может быть, наиболее сильное влияние на развитие социологии, являясь одновременно и  противоречивой, Согласно Фрейду, изучение половых различий в младенческом и раннем детском возрасте основывается на наличии или отсутствии пениса. 

Сказать " у меня есть пенис" – тоже самое, что "я  мальчик"; утверждение " я девочка" равносильно "у меня нет пениса". Фрейд подчеркивает, что в данном случае это не просто анатомические  различия: наличие либо отсутствие пениса символизирует мужественность или женственность. 

Во время "эдиповой фазы" мальчик якобы испытывает чувство угрозы, исходящей от отца, который требует послушания и  дисциплины. Вследствие этого ребенку  кажется, будто бы отец намеревается лишить его пениса, то есть кастрировать. Отчасти сознательно, но главным  образом на подсознательном уровне мальчик начинает рассматривать  своего отца как соперника в борьбе за расположение матери. Подавляя эротические  чувства к своей матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчик идентифицирует себя с отцом  и узнает, что принадлежит к  мужскому полу. 

Мальчик отказывается от любви к своей матери из-за бессознательного страха быть подвергнутым кастрации собственным отцом. Девочки, с другой стороны, предположительно испытывают "зависть к пенису", поскольку сами не обладают таким  столь заметным органом, который  отличает мальчиков. Мать теряет доверие  дочки, так как у нее нет  пениса, равно как и шансов на его появление. Когда девочка  идентифицирует себя со своей матерью, она перенимает у нее пассивную  жизненную позицию. Которая связывается  с признанием себя "существом  второго порядка". 

Информация о работе Гендерная стратификация