Гендерная роль в семье и материнстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. Так Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка. Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов.

Содержание

Введение
1. Гендерная роль в семье……………………………5
1.1 Становление понятия гендер………………….....5
1.2 Гендер и семья…………………………………....7
1.3 Трансформация гендерных ролей в семье……...11
2. Гендерная роль в материнстве……………………15
2.1 Родительская роль в воспитании………………..15
2.2 Трансформация роли родителя………………….17
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бочарова Евгения группа 2.1. курсовая работа.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

         Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное  автономное обазовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 «Южный федеральный  университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

«Гендерная  роль в семье и материнстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнена студентка

2 курса дневного  отделения

Бочарова  Евгения Сергеевна 

Научный руководитель Савченко Людмила Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

 2012

Содержание:

 

 

Введение

1. Гендерная роль в семье……………………………5

1.1 Становление понятия гендер………………….....5

1.2 Гендер и семья…………………………………....7

1.3 Трансформация гендерных ролей в семье……...11

2. Гендерная роль в материнстве……………………15

2.1 Родительская роль в воспитании………………..15

2.2 Трансформация роли родителя………………….17

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

Изучение вопросов, так  или иначе связанных с семейными  отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. Так Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка. Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин. Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. В Библии можно прочитать: «Да убоится жена мужа своего», «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Было заложено в подсознание людей, что мужчина является кормильцем в семье, а женщина ориентирована на воспитание детей и на ведение хозяйства. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей. В современном обществе социальные отношения пола претерпевают существенные перемены -  изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака, иной становится конфигурация и появляется проблема гендерных ролей. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.[1,с.69]

ХХ век  ознаменовался изменением гендерных  отношений, как на уровне общества, так и на семейном уровне. Но раз изменилась сама семья, то и отношение общества к ней, и подходы к её изучению также должны измениться. В современную эпоху нестабильности, сложившихся патриархальных стандартов и стереотипов, сложившаяся база фамилистических исследований не успевает переориентироваться на новую социально-культурную реальность, изменения которой таковы, что социологическая информация носит отстающий характер. Качественные изменения брачно-семейной реальности требуют качественно иного научного подхода, а выработанные в советские годы в социологии семьи методология и методы уже не могут изучить современную брачно-семейную реальность во всей её многогранности и противоречивости. Таким образом, тема моей курсовой является очень актуальной. Предмет исследования- процессы трансформации брачно-семейных ценностей и гендерных ролей в современной молодой семье. Объект исследования- молодые супруги, состоящие в зарегистрированном браке от одного года до пяти лет, возраст которых не превышает 30 лет. Степень разработанности проблемы. Изучение брачно-семейной проблематики в рамках социологии существует уже  более 40-ка лет. Ведущими исследователями этой отрасли, заложившими её теоретические основы, был М.С.Мацковский. Первая попытка разработки модели гендерных отношений в рамках социологии семьи представлена в 80-х гг. в работах И. Бестужева-Лады, И.Борисова. На сегодня исследователей гендерных отношений в семье сравнительно мало и к ним можно отнести: М.Ю.Арутюнян, Т.А.Гурко, О.М.Здравомыслову, А.В.Мытиль. Методом исследования, использованный в нашей работе, является анализ документов. Целью моей курсовой работы является выяснение, как повлияла трансформация российского общества на семейно-брачную реальность, отношения в молодой семье.

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1. Гендерная роль в семье

 

1.1 Становление понятия  гендер

Одной из самых  молодых и интенсивно развивающих  дисциплин в исторической науке  является гендерная история. Гендер представляет одну из основ стратификации общества по признаку пола. Различия между двумя терминами «sex» ( биологический пол) и “gender” (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони. В качестве первичного, наиболее абстрактного, и до сих пор признаваемого исследователями, определения гендера мы возьмем определение, принадлежащее Энн Оукли : (« Пол, гендер и общество», 1972) : « Пол» является словом, которое соотнесено с биологичесими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответсвтующая разница в воспроизводящей функции. «Гендер» (gender) между тем есть предмет культуры: он соотрнесён с социальной классификацией на «маскулинное» и «феминное» постоянство пола должно быть признано, но так же должно быть (признано) разнообразие гендера.[2,c.13] Психология, история, социология, этнография были первыми дисциплинами, подготовившими обоснование категории гендера как междисциплинарного понятия, сделали его респектабельным в системе научного знания.  Гендер- это отражение жизни в мире, где все мы женщины или мужчины. В каждодневной жизни через культурные нормы формируется образ и учится роль «настоящей женщины» и « настоящего мужчины».  Женщинам в мире отводится пассивная роль, мужчинам активная. Ученые рассматривают гендерные отношения, т.е. отношения между мужчинами и женщинами, как часть социальной организации. Исследования показывают, что всегда существовала « гендерная асимметрия», то есть мужчины занимали доминирующее положение в политике, праве, образовании, сексуальных отношениях. Вместе с тем в некоторые периоды, например в отдельные периоды древней истории, в раннее  средневековье, асимметрия гендерной системы была гораздо слабее, чем в эру прогресса нового времени, когда во многих случаях в буржуазных семьях существовали патриархальные отношения. В качестве примера можно проанализировать положении женщин в Древнем Риме, когда, официально не занимая никаких должностей, они оказывали серьезное влияние на государственную политике.        Опыт XVIII века в России уникален: в течении более   семидесяти лет женщины осуществляли высшую власть в государстве. Оформилась целая эпоха, сложилась политическая традиция. Столь долгое присутствие женщин на российском троне было естественным результатом преобразований Петра I в сфере власти. Женщины-императрицы, несмотря на их слабости и противоречия, смогли стать достойными продолжателями политики Петра I. Гендерная культура императриц стала основой их политики. В это время из «пустяков», элементов частной жизни, забав и праздного на первый взгляд времяпровождения вырастали целые палаты культуры, формировались предпосылки и механизмы дальнейшей модернизации. Норма и стереотипы женского поведения меняются от эпохи к эпохи. В настоящее время женщины добились значительных успехов на пути социального выравнивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Гендер и семья

Семья как  первичный социальный институт играет важнейшую роль в жизни государства. А.Г.Харчев,  российский социолог, определяет «семью» как основанное на браке  и кровном родстве объединение  людей, связанное с общностью  быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт.[3,c.32] Существующие в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующей в разных обществах. Именно поэтому в современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Термин       « гендер» (от англ. «социальный пол») вошёл в обиход из социологии и психологии и означает социально ролевой статус человека: социальные возможности каждого пола в образовании, профессиональной деятельности, семейные роли. [4,с.9]Так как гендер – не природная данность, а социальный конструкт, гендерная принадлежность предполагает самопознание и самоопределение, гендерную идентичность. Концепция гендера ставит в центр проблемы не женщин и мужчин, а отношения между полами. Именно эти отношения в наиболее развернутой форме отражены в семье. Традиционно женщине приписывают такие качества, как слабость(«слабый пол»), пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине – совсем другие: силу, активность, рациональность. Своё значительное отражение в семейной сфере находят гендерные стереотипы. «Гендерные стереотипы» - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Так согласно исторически сформировавшимся патриархальным стереотипам, которые не смотря на общественный прогресс и тенденции к равноправию, ещё имеют место, мужчин принято оценивать по трудовым и профессиональным успехам, а женщину – прежде всего по наличию семьи и детей. Недаром существует поговорка: «для женщины семья – вторая работа, а для мужчины работа – это вторая семь».[5.] Принято считать, что женщина остается дома, следить за домом и детьми, пока муж зарабатывает на жизнь. Поэтому возникает вопрос: «Если женщина работает также вне дома, то как это влияет на гендерные роли в распределении домашних обязанностей?». Многие социологи в последние десять лет сосредоточили своё внимание на вопросе о том, как мужчины и женщины «создают гендер» ( Играют гендерные роли ) в общественном мира работы и политики, и в частном мире своей собственной семьи. Гендерная роль понимается как выполнение определённых социальных предписаний- то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, её кормильца и носителя социального статуса, а женщина –хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей.

 По мнению  Ф.А. Мустаевой существует три типа молодых семей. Первый тип- традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную ( или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формально, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Второй тип- супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Тип лидерства – демократически: совместный или разделенный по сферам жизнедеятельности семьи. Третий тип- молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим. Первые год-два совместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. При этом перед супругами стоит задача формирования структуры семьи, распределения ролей между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей.[6.с.76-78]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.3 Трансформации гендерных ролей в семье.

 

 

Во всем мире, включая постсоветское общество, семья-главная жизненная ценность и для мужчин и для женщин. Процессы глобализации мира и социальной трансформации на постсоветском пространстве не обошли стороной и семью. С одной стороны, семья по-прежнему- это важнейший институт в обществе, в котором мужчины и женщины выполняют социальные роли, предписанные им культурой. С другой стороны, выполняемые мужчинами и женщинами семейные функции, не остаются неизменными. В 90-ые гг. XX в. , с разрушением «советской идентичности» ситуация в отношениях между полами начала быстро меняться: человек «государственный» вытесняется человеком «примитивным», происходит активизация женщин в публичной сфере ( в бизнесе, политике), включение мужчин в приватную (участие в воспитании детей, включение в бытовую деятельность), само «разграничение государственной и частной жизни становится более четким, авторитарно-иерархические отношения между полами, подчинение одного пола другому уходит в прошлое». Крайне противоречивые процессы российской истории в 90-ые гг. так или иначе сказываются на тех нормах и ценностях, которые определяют повседневную жизнь индивидов. Общество на какой-то момент оказалось в состоянии культурной и ценностной неопределенности, размытости перспектив социального развития. Кризис традиционных ценностей образовал некий вакуум, и началось переосмысление супружеских отношений не являются здесь исключением. В настоящее время, адаптируясь к социальным переменам, семья претерпевает существенные изменения. Вместе с тем возникает спекулятивный вопрос о кризисе семьи, вызванный по большей мере социальным страхом смены патриархального устоя равноправием.

 Социолог  Арли Хокшилд  также исследовала  проблему гедерных ролей, и  напасала одну из наиболее  популярных и влиятельных книг  за последние десять лет, по этому вопросу «Вторая смена». Она брала интервью у пар, в которых муж и жена работали вне дома, и спрашивала их о том, как они распределяли обязанности по дому. Исследуя этот вопрос, она пришла к выводу, что существует три типа ответа на этот вопрос: традиционный (  тех, кто придерживается традиционных взглядов и полагают, что дом- это в основном владение женщины), эгалитарный (что ведение домашнего хозяйства и забота о детях должны равно распределяться между мужем и женой), и смешанный тип (кто думает и так, и так). Некоторые мужчины и женщины описывают традиционный тип, но ведут себя, как бы повел себя эгалитарный тип людей. Хокшилд назвала расхождение между представлениями и поступка « семейные мифы». Так же Хокшилд обсуждает « гендерные стратегии». Существуют стратегии, которые мужья и жены используют, чтобы сохранить гендерные роли в соответствии со своими представлениями. Например, одна женщина чувствовала себя очень перегруженной работой в доме и за его пределами. Нуждаясь в большей помощи мужа, она привела его на кухню, делая вид, что ничего не смыслит в приготовлении определенных блюд, и говоря ему, что у него получается гораздо лучше. Таким образом, его мужское «Я» не пострадало от работы на кухне. В заключении Хокшилд сделала вывод что, не смотря на то, что многие мужчины и женщины в России хотят приспособить свои представления к этим изменившимся обстоятельствам, они скорее создают стратегии и семейные мифы, чтобы достигнуть иллюзии о предпочтительном для них гендерном мире. Социальный прогресс с его демократизацией отношении полов, стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместными обучениями и работой изменяют и нормативные представления о мужских и женских  гендерных ролях. Изменение в социальном положении женщин ведет к распаду семьи ( утрата функций ) и вызывает целый спектр социальных проблем: преступность, бедность, падение морали. Поскольку семья является местом усвоения моральных норм, постольку её распад ведет к отмене норм. Глубокое преобразование в России привели к ломке старых брачно-семейных ценностей и стереотипов- трансформации и практическому кризису патриархальной семьи. Дж. Плек в своих работах начала говорить о расщепленности, или фрагментарности, гендерных ролей. Не существует единой мужской или женской роли. Гендерные отношения в современной российской семье находятся в состоянии трансформации. Наряду с советской моделью контракта «работающей матери», формируется новый тип семьи- бикарьерная семья, в которой работают оба супруга, претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной сфере. В такой семье снижается уровень мужского доминирования, в меньшей степени присутствует экономическая зависимость женщины. Вопросы распределения обязанностей и ответственности решаются на основе договоренностей.[6,c.123-129] Результаты всероссийского исследования «Семья. Демография. Социальное здоровье населения РФ», проведенного в 2006 г., показали, что ролевая структура семьи находится в стадии изменения: наблюдается увеличение симметричности в распределении семейных обязанностей между мужем и женой, изменение представлений о лидерстве в семье. Это подтверждается мнением значительной части россиян о том, что главы семьи вообще не должно быть – важные решения следует принимать совместно, мелкие – в соответствии с существующим разделением обязанностей. Изменились и взгляды на понятие «кормилец семьи» : так, если « кормильцем» определяет себя мужчина, то практически единственным основание для этого служит то, что он имеет доход выше, чем жена; если «кормильцем» называет себя женщина, то это значит, что она, имея более высокий заработок, нежели муж, осуществляет и функцию распределения совокупного семейного дохода. Однако по-прежнему женщины оказываются в сложной ситуации, когда им необходимо выполнять несколько социальных ролей одновременно: роль кормильца, роль жены и матери. Данные исследований доказывают: несмотря на то, что в современной семье гендерные роли не столь жестко регламентированы, как  в патриархальной, в реальности женщины по-прежнему продолжают выполнять основную работу по дому. Гендерные отношения внутри домашних хозяйств, в основном, строятся по схеме «мужчина –добытчик семьи», а женщины считаются работниками «второстепенной значимости». У них ограниченные возможности добиться карьерного роста, и они по-прежнему несут двойное бремя профессиональной занятости и домашних обязанностей. Большинство мужчин и женщин в России убеждено в том, что главенство  в семье не зависит от экономического вклада супругов, и, как правило, именно женщина распоряжается деньгами. Жена может иметь не только собственные профессиональные интересы, но и стремиться к карьере. Но материнские обязанности считаются безусловным приоритетом для женщины-матери, которая должна на неопределенное время («пока ребенок маленький») оставить работу и даже мысли о карьере. Тем не менее бытовые обязанности супруги должны делать поровну, поскольку признается, что ведение домашнего хозяйства – тяжелая работа, а брак должен основываться на взаимном уважении супругов, доверии и поддержке.

Информация о работе Гендерная роль в семье и материнстве