Гендер и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:11, статья

Описание работы

Политика и социальная сферы не разделимы. Политику осуществляют люди, определяющие ее смысл и назначение. Если гендер социальное понятие пола, то политика предполагает решение гендерных проблем не только с точки зрения поведенческих норм, характерных действий мужчин или женщин в обществе, то гендерно политический аспект ассоциируется, прежде всего, с понятиями социализации, то есть вхождение человека в общество, а главное – понимание общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

ГЕНДЕР И ПОЛИТИКА.docx

— 18.21 Кб (Скачать)

ГЕНДЕР И ПОЛИТИКА

Довыденко А.А., аспирант 
Одесский государственный экономический университет
 

 

В статье рассматривается проблема гендерного движения. 
Ключевые слова: политика, гендер, омбудсмен, женское движение, Верховная Рада Украины.

The problem of gender motion is examined in the article. 
Keywords: policy, gender, ombudsman, womanish motion, Verkhovna Rada of Ukraine.

Политика и  социальная сферы не разделимы. Политику осуществляют люди, определяющие ее смысл  и назначение. Если гендер социальное понятие пола, то политика предполагает решение гендерных проблем не только с точки зрения поведенческих норм, характерных действий мужчин или женщин в обществе, то гендерно политический аспект ассоциируется, прежде всего, с понятиями социализации, то есть вхождение человека в общество, а главное – понимание общественных отношений.

Одной из женщин – политических деятельниц прошлого Розе Люксембург принадлежит суждение о том, что «свобода есть всегда свобода  инакомыслия». Применительно к политическим оценкам гендерных проблем конца  ХIХ – начала ХХ века этот тезис можно расшифровать, как призыв иначе взглянуть на положение женщин в обществе, а значит обязательно решать извечную задачу равноправия мужчин и женщин. Не случайно Р.Люксембург вместе с другими, частности, К. Цеткин, добилась на 2-й Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене (1910) решение о праздновании Международного женского дня 8 марта. Это был смелый, решительный шаг, призывавший общественность того времени к решению «женского вопроса». Разумеется, само по себе празднование 8 марта до сих пор не решило окончательно всех вопросов женского неравенства, и все же…

Сама же Р. Люксембург (5 марта 1871 – 15 января 1918 гг), будучи яркой представительницей революционного марксизма активная деятельница международного, а также немецкого, польского рабочего движения, была женщиной, которой были не чужды не человеческие желания и стремления. Б. Орлов в своем выступлении «Цветы для памятника Розе Люксембург» (февраль 2004 года) приводит слова из ее личного письма своему другу: «Собственная маленькая квартирка, кое-какая своя мебель, своя библиотека, спокойная и регулярная работа, совместные прогулки, иногда опера, маленький, очень маленький круг знакомых… И, может быть, еще и такой маленький, совсем маленький ребеночек» [1, c. 157].

В общественно-политической жизни за прошедшее столетие многое изменилось. Но далеко не сразу и  все. Вот несколько фактов и цифр. Уже в новейшее время, с конца  ХХ столетия, появилась необходимость  введения на государственную должность  уполномоченного в делах гендерного равенства (омбудсмен). Впервые должность  омбудсмена, но по административным вопросам, была введена в Великобритании в 1967 году и только позже эти представители  власти стали заниматься гендерными вопросами. Сегодня омбудсменов  выбирают во многих странах: в Норвегии с 1978 года, в Швеции – с 1980, Финляндии  – с 1987, в Литве – с 1999, в  Германии – с 2001; в Словении –  с 2002 года и т.д. Как видим этот процесс только начинает набирать темп. В Украине такой институт имеет название «Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека» в соответствии с законом Украины от 13 ноября 1997 года. [2, c. 86]. Первым омбудсменом была избрана Н. Карпачева.

Женщины, участвуя в политике, далеко не всегда добиваются соответствующих политических и  государственных должностей. В мире есть страны, где в административных должностях женщины занимают более десяти процентов (Чехия, Словакия, Словения, Македония, Албания, Болгария, Эстония, Латвия, Киргизия). В то время как Украина имеет менее двух процентов, а в Кабинете Министров нет ни одной женщины-министра, за что уже подвергался критике нынешний глава Кабинета Н. Азаров.

Гендерная политика не существует сама по себе. Она является частью общей политики, осуществляемой государством. Но она представляется составляющей действующих норм, характеризует  уровень демократических преобразований в любом обществе. Поэтому сам  процесс гендеризации политики становится необходимой потребностью общественного развития Начиная с Великой Французской революции все последующие в той или иной степени принимали меморандумы, даже законы, касающиеся гендерной политики и прежде всего равноправие мужчин и женщин. Лозунги и призывы вдохновляли участников революций, но почти не осуществлялись в полном объеме в дальнейшем.

В Конституции  Украины (статья 24) записано: «Рівність прав жінки і чоловіка забеспечується ...». И далее перечисляются все сферы жизни и деятельности людей в обществе [3, c. 8]. Но достаточно взглянуть на динамику изменений количества женщин – депутатов в Верховной Раде Украины, чтобы увидеть явное нарушение этой статьи. За последние два десятилетия (в шести созывах Верховной Рады) соотношение депутатов –мужчин и депутатов –женщин колебалось от 1:12 до 1:32 . комментарии, как говорится излишни.

Очевидно, что  гендеризация политической жизни – это длительный и сложный путь. Процессы демократизации общества не может идти быстрее объективных обстоятельств. Но внедрение таковых в общественную жизнь не просто желательный, а абсолютно необходимый шаг, имеющий цивилизационные последствия не только для конкретной страны, но и для всего человечества.

Литература: 
1. Орлов Б.С. Социал-демократия: история, теория, практика. Работы 2000-2005 гг. /РАН ИНИОН. Отв. ред. Т.Н. Мацонашвили. – М.: Собрание, 2005. – 712 с. 
2. Шляхтун П.П. Парламентаризм: Словник-довідник. – К.: Парламентське вид-во, 2003. – 151 с. 
3. Конституція України. Прийнята на п`ятій сесії Верховної Ради України. 28 червня 1996 року. – Одеса: Маяк; РІНО, 1996. – 64 с. 

Информация о работе Гендер и политика