Функции семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:44, лекция

Описание работы

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее ф-ции . Понятие " функции семьи " отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль,способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

Работа содержит 1 файл

Функции семьи понятия,виды.doc

— 314.00 Кб (Скачать)


1.Функции семьи: понятия,типы

Сущность семьи  рассматривается, прежде всего, через ее  ф-ции .  Понятие " функции   семьи " отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под  функциями   семьи  понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль,способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции   семьи  – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов Функции   семьи  историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями об-ва. Это обусловливает их хар-р и иерархию. Современной  семье  присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная  функции .

Нарушения  функций   семьи  — это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению  семьей  ее  функций . Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной  функции   семьи  может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешатель­ство других членов семьи и т. д.).

 Семья выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими яв-ся репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Исторические  типы , основанные на выделении  функции , преобладающей в семейной деятельности: 
1) патриархальная  семья  (основная  функция  – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного  типа , достижение экономического благополучия); 
2) детоцентристская  семья  (важнейшая  функция  – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе); 
3) супружеская  семья  (ее основная  функция  – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний  тип , пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует  семью  будущего.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным  функциям   семьи  можно отнести:

1.Начнемс репродуктивной  функции   семьи . 
Эта  функция  выполняет 2 задачи: общ-ную – биологическое воспроизводство населения и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе – удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, – это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности возд-вия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. "Муж и жен страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются". Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными ф-циями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Репродуктивная  функция   семьи  включает в себя элементы всех других   функций(пр: С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи – воспитательная. Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:
      1) детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям;
      2) профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги;
      3) прагматизм, т. е. воспитание, цель которого – выработка у детей практичности.) , т. к.  семья  участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и к-рным достижениям чел-ва, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением "воспроизведения в new поколениях различного рода биологических аномалий".

последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен  тип  многодетной  семьи , в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих 2х или 3х детей.

2. Cоциально-биологическая  функция   семьи .
В итоге естественно-биологические потребности ч-ка в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери – все это переходит в социально-биологическую  функцию  семьи . (Данная  функция , при рассмотрении основных  функций  социалистической  семьи , не выделена в отдельную  функцию , а, скорее, входит в состав предыдущей.).

Благодаря социально-биологической  функции   семья  как малая социальная группа имеет мех-зм самовоспроизводства, разрастаясь "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только саму себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общ-ва, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только чело-к, но и гражданин.

3. Социализации яличности.

Семья включает в себя всю систему общ-ных отношений – брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность яв-ся первичным элементом, опосредующим связь личности с общ-вом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и вкл. его в них с рождения. Отсюда следующая важнейшая  функция   семьи  – социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность ч-ка в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой чел-кой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые 5 лет в жизни ребенка особенно важны, т.к.именно на эти годы приходятся "сенситивные пики" развития, закладываются основы личности – память, интеллект, речь, мышление, эмоции, хар-р, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его "Сверх-Я".

Благодаря тому, что в семье складываются тесные и близкие отношения, какие могут существовать м\ду людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает". Дети по своему хар-ру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя к-рная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный хар-р, продолжается всю жизнь, пока живы родители – живут и дети.

4.Следующаяважнейшая  функция   семьи   экзистенциальная,  функция  социальнойиэмоциональнойзащитывоихчленов.
Известно, что сущность любого явления особенно ярко прояв-ся в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, ч-к зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье чел-к ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что чел-к нужен и дорог кому-то, что его любят и за него готовы отдать жизнь, порождает чув-во защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

5.Следующаяважнейшая  функция   семьи  – экономическая и хозяйственно-бытовая.
Суть этой  функции  с общ-ной т.з. заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общ-ва, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами  семьи  от других.

6. Социально-статусная  функция .
Эта  функция  связана с воспроизводством социальной структуры общ-ва, т.к. предоставляет определенный социальный статус членам  семьи .

7. Рекреативная ,восстановительная функция

.Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил ч-ка после трудового рабочего дня. Эта  ф-ция  недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими “+” влияние  семьи  на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

8. Досуговая функцияосуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая  функция  ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени, на удовлетворение потребностей членов  семьи  в общении, повышение уровня кул-ры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

В настоящее время заметно возрастает  ф-ция   семьи  по организации досуга и отдыха. Под досугом мы понимаем внерабочее (свободное) время, кот/ чел-к распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, средство восстановления физических и духовных сил ч-ка, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей м\ду ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг яв-ся как бы зеркалом зрелости ч-ка как личности: по хар-ру его досуга о человеке м-но сказать очень многое.

Досуг включает в себя чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

9.Воспитательная  функция .
В  семье  воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная  функция   семьи  имеет 3аспекта. 1ый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

2ой аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект 3ий – постоянное влияние детей на родителей (и др.взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной  функции   семья  обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

10. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной  функции   семьи .
Можно назвать следующие компоненты этой  ф-ции : посредничество  семьи  в контакте своих членов со СМИ (телевидением, радио, периодической печатью), лит-рой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на хар-р ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Если  семья  уделяет выполнению этой  функции  достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной  функцией  связывают (иногда даже считают см  функцией ) деят-ть по созданию психологического климата семьи , по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.

11. Сексуальная  функция   семьи 
осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовл. сексуальных потребностей супругов.

В. И. Ленин говорил о революции в области половых отношений, но, в то же время, дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаванием, экскурсиями, физическими упражнениями. Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации уже в самые 1ые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 г. вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа местожительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность.

Новый брачный закон не отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния. Отныне законной считалась лишь гражданская регистрация, причем как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно упрощались.

Информация о работе Функции семьи