Функции и роль семьи в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Проблема процессов изменения роли семьи в современных условиях всестороннего реформирования российского общества, становления демократического, правового государства не только чрезвычайно актуальна, но и отличается определенной сложностью, как в теоретическом, так и практическом отношениях.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Основные понятия темы. Подходы к понятиям………………………...........4

2. Функции и роль семьи в современном обществе…………………………...10

Заключение………………………………………………………………….……15

Литература……………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат.семья.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Таким образом, выделяемые Э. И. Сокольниковой функции направлены на воспитание членов семьи, формирование морально-нравственных ценностей семьи и обеспечение духовного и культурного развития каждого члена семьи.

 ∑Н. И. Семечкин считает, что существует только три основных функции семьи:

1. Социальная функция – рождение  детей, семейное воспитание, привитие  нравственных ценностей;

2. Защитная функция – защита  от воздействия психологических  нагрузок;

3. Экономическая функция – организация  быта, потребление материальных благ, занятие производительной деятельностью.11 Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что семья – это важнейшая ячейка общества, без которой не возможно его существование. Она выполняет главнейшие функции, которые способствуют развитию и процветанию общества.

∑О. М. Здравомыслова считает, что современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:

1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. 
2. Сексуально-эротическая — функция, обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.

3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.

4. Воспитательная — состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. 
5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья. 
6.  Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.12 Иными словами, выделенные выше функции обеспечивают удовлетворение важных жизненных потребностей: материальных, физиологических, индивидуальных и других. Простыми словами, потребности в пище, рождении детей, в уважении, признании, выполнении социальных норм и самореализации.

∑Л. Б. Шнейдер считает, что основными функциями семьи являются:

1. Репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

2. Регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

3. Образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

4. Рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

5. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.13 Таким образом, Л. Б. Шнейдер выделяет функции, которые направлены на удовлетворение как материальных, так и моральных потребностей человека.

∑С. В. Дармодехин выделяет основные роли семьи:

1. Семейное воспитание - более или менее осознаваемые  усилия  по  воспитанию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены  на  то, чтобы   младшие   члены   семьи   соответствовали   имеющимся   у    старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

2. Репродуктивная - включает в себя  воспроизводство  в  детях  численности  родителей,  т.е. принимает  участие   в   количественном   и   качественном   воспроизводстве населения.

3. Хозяйственно-потребительская - охватывает различные аспекты семейных отношений.  Это  ведение  домашнего хозяйства,  соблюдение  домашнего бюджета,  управление   семьей,   проблема женского труда

4. Восстановительная - состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга  и отдыха, семья становится  оздоровительной средой,  где любой член  семьи вправе надеяться на  заботливое  отношение  родных  и  близких.14 Таким образом, семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества.  Это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря, семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.

Поводя итоги, можно сказать, что человек  приобретает  ценность  для  общества  только  тогда,  когда становится  личностью,   и   становление   ее требует   целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с  ее  постоянным  и  естественным характером воздействия  призвана  формировать  черты  характера,  убеждения взгляды и мировоззрение ребенка.  Поэтому  выделение  воспитательной  функции семьи как основной имеет общественный смысл. Для  каждого  человека  семья  выполняет  эмоциональную  и   рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций.  Уют  и тепло домашнего очага, реализация потребности  человека  в  доверительном  и эмоциональном  общении,  сочувствие,  сопереживание,  поддержка  -  все  это позволяет человеку быть более стойким  к  условиям  современной  неспокойной жизни. Иными словами, общество не могло бы состоять из отдельных, живущих сами по себе людей. Нужен институт, который смог бы реализовать потенциал к развитию общества, этим институтом и стала семья. 

Заключение

 

Семья - это один из механизмов самоорганизации общества, с работой  которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Основными функциями  семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения, являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт семьи выполняет весьма значительные  функции в жизни общества. Функции семьи в ходе истории изменяются, как  изменяется  и  сама  семья. Так, в период, когда семья  отличалась  примитивной  организацией, ее функции не обособлялись резко  от  общественных, так как  слабо  у вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в  рамках семьи. Позже семья  становится  «малым  обществом»  и  в  значительной  мере освобождает человека от зависимости  от  общества  в  целом  (патриархальная семья). В результате опять происходит  значительное  переплетение  функций семьи и общества, и последнее  берет  на  себя  значительную  часть  функции семьи.

Роли семьи в современном  обществе тесно связаны с функциями. Они направлены на социализацию личности, формирование таких личностных качеств  как ответственность, заботливость, сопереживание, удовлетворение моральных и материальных потребностей, воспитание новых членов общества и становление представителей новых поколений как личностей, формирование морально-нравственных ценностей членов семей, культурное и духовное развитие личности.

Семья имеет важное значение для государства и общества в  целом, так как является источником его внутреннего развития.

 

 

Литература

 

  1. Бинеева Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации. - 2001. - 350 с.
  2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - 1998. –300 с.
  3. Дармодехин СВ. Семья и государство. - 2000. – 125 с.
  4. Добрович И. А. Семейная политика. – 1999. – 150 с.
  5. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996.- 200 с.
  6. Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. - М., 2003. – 160 с.
  7. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. - 2003. – 170 с.
  8. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее революция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. - 2001. - С. 32.
  9. Семечкин Н. И. Социальная психология. - 2004. - 400 с.
  10. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. - М., 2000. – 90 с.
  11. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие. - 1998. – 140 с.
  12. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании // Концептуальные основы социальной психологии. - 1995. – 550 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании // Концептуальные основы социальной психологии. -1995. – С. 405.

2 Дружинин В. Н. Психология семьи. - М, 1996.- С.46.

3 Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. - М., 2000. - С. 48.

4 Добрович И. А. Семейная политика. – 1999. – С. 56.

5  Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. - 2003. – С. 95.

6 Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие. -1998. - С. 36.

7 Бинеева Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации. -2001. - С. 100.

8 Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - 1998. – С. 291.

9 Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее революция в условиях перехода к          постиндустриальному обществу. - 2001. - С. 32.

10 Сокольникова Э. И. Семья как царство любви и добра. - М., 2000. – 45 с.

11 Семечкин Н. И. Социальная психология. - 2004. - С. 121.

12   Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. - М., 2003. – С. 67.

13 Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений. — М., 2000. — С. 132-133.

14 Дармодехин С. В. Семья и государство. - 2000. – С. 35.

 


Информация о работе Функции и роль семьи в современном российском обществе