Фердинанд Теннис

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

О Теннисе и его вкладе в социологию

Работа содержит 1 файл

Ф.Теннис.docx

— 35.58 Кб (Скачать)

     Введение

     Фердинанд Теннис родился 26 июня 1855 г. вблизи городка  Ольденсворт, Шлезвиг, в семье богатого крестьянина. Молодой Тённис получил всестороннее образование. Он изучал философию, историю, классические языки и археологию, позднее также экономику и статистику в университетах Йены, Бонна, Лейпцига, Берлина и Тюбингена. В 1872 г. он поступил в университет в Страсбурге и завершил университетское образование в Тюбингене в 1875 г., защитив диссертацию по классической филологии. 
В дальнейшем его научные интересы охватывали достаточно широкий круг проблем социально-общественных дисциплин. 80-е-90-е годы были посвящены изучению социальной философии 18-19 веков. Результатом этих занятий явилась книга о Гоббсе, опубликованная в 1896 г., ряд важных статей о Лейбнице, Спинозе, Ницше, Спенсере, Марксе и др. Эти занятия не прерывались и позже. 
Изучение наследия Гоббса побудило Тенниса вплотную заняться философией истории и философией права.

     Также в начале восьмидесятых проявился  интерес Тенниса к социальной статике, в частности к проблемам  преступности, бедности, самоубийства и др. Наряду с эмпирической Теннис постоянно вел теоретическую  работу в области социологии: книги  «Мораль» (1909), «Критика общественного  мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс  и социальное развитие» (1926), «Введение  в социологию» (1931). 
Академическое признание пришло к Теннису довольно поздно, не смотря на его обширную деятельность. Лишь в 1913 г. он стал внештатным профессором университета в Киле. В 1910 г. во Франкфурте состоялось учредительное заседание немецкого социологического общества, одним из учредителей которого являлся Теннис. В 1921 г. он был избран его президентом и оставался в этой должности до разгона общества нацистами в 1933 г. Будучи социал-демократом, он выступал за Веймарскую республику и боролся с национал-социализмом, за что подвергся нападкам нацистов. 
Теннис умер в Киле 11 апреля 1936 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вклад Ф. Тенниса в социологическую  науку

     1.Предмет социологии

     Необходимо  начать с того, что Теннис понимает под социологией. "Социология, - пишет он, - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное"(1, с.207). Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомостью и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тип (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.  
 
Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это - "вещи", имеющие место только в
социальной жизни. "Они, - пишет социолог, - продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь - для мышления самих социально связанных людей...".(1, с.214) Эту "связанность" людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология.  
 
По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, что "если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием - и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее..."(1, с.213)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Общность и общество

     Теннис  одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических  понятий, выяснил, что за противопоставлением  общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Основная идея работы Ф. Тенниса «Общность  и общество» заключалась в  противопоставлении понятий общностных (gemeinschaftliche) отношений и связей, с одной стороны, и общественных (gesellschaftliche) — с другой.

     Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и  сохраняют собственную самоотождествленность  как сознательно (в силу следования традиции), так и бессознательно (в силу эмоциональных уз и благодаря  объединяющему влиянию общего языка).

     Теннис  различал следующие типы общностных отношений:

     1)родовые  отношения, какими в первую  очередь считаются собственно  родовые или кровно-родовые отношения; 

     2)отношения  соседства, характеризующиеся совместным  проживанием, свойственные брачной  и в узком смысле слова семейной  жизни, однако, в понятии имеющие  более широкий смысл; 

     3)отношения  дружбы, основывающиеся на сознании  духовной близости или родства.  Они приобретают особое социальное  значение, когда осознаются как  общая религиозная принадлежность, как «общность»  

     Иной  характер имеют отношения второго  рода, или общественные отношения. Их принцип и основа — рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Эти отношения имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного выше — общностного — типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами, даже между врагами, благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. В качестве индивидов в такого рода отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы или даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру.

     К числу методологических вопросов следует  отнести трудности перевода на русский  язык терминологии Тенниса. Центральное  понятие социологии Ф. Тённиса "Gemeinschaft" наши специалисты переводят либо как "община", либо как "сообщество". Если искать наиболее точный с филологической, корректный с логической и наиболее адекватный с социологической точки зрения перевод этого термина, то можно согласиться с вариантом А.Н. Малинкина, предложившего считать "Gemeinschaft" "общностью". Поскольку община означает местное самоуправление и церковный приход, то абстрактный и одновременно формальный смысл слова "общность" лучше соответствует духу тённисовской "чистой'', или формальной, социологии. В свою очередь А.Ф.Филиппов, разбирающийся во всех нюансах немецкой классической социологии, отвергает все варианты русского перевода и предлагает слово Gemeinschaft оставить в оригинальном написании, поскольку лишь так можно сохранить тот эмоциональный оттенок, душевную привязанность и теплоту, которые имеет немецкое слово.

     Другое  важнейшее для социологии Тенниса  понятие - "Gesellschaft" - единодушно переводится  как общество в значении крупномасштабной и сложно организованной ассоциации людей, объединенных социальными институтами, общественным разделением труда  и профессиональной специализацией, системой экономического обмена, бюрократической  иерархией и классовой стратификацией.

     Согласно концепции Ф. Тенниса, в общности господствуют непосредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты. Общество типа " Gemeinschaft " придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, а "Gesellschaft " - юридическим законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей, то для второго характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей. В обществе типа "Gemeinschaft " культура формируется на основе религиозных ценностей, а в "Gesellschaft " - на светских. Главными социальными институтами в " Gemeinschaft " являются семья, соседи и община; в "Gesellschaft " складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

     Ф. Теннис использует термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между  традиционным и современным обществом  на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (общность) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) - к индустриальному городскому обществу.

     Основные  различия между ними состоят в  следующем:

     1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут  в соответствии с общинным  принципом и мирскими ценностями, а общество типа Gesellschaft основано  на стремлении к личной выгоде;

     2) Gemeinschaft придает основное значение  обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах;

     3) Gemeinschaft предполагает ограниченную  и неразвитую специализацию, в  то время, как в Gesellschaft проявляют специализированные профессиональные роли;

     4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft - на светские ценности;

     5) в основе Gemeinschaft лежит семья и  община, а в основе Gesellschaft - крупные  корпоративные и ассоциативные  формы объединения людей.

     Термин "Gemeinschaft" применяется у Тенниса  по отношению к таким разным социальным единствам, какими выступают семья, корпорация, церковь, сельское товарищество, родовая, деревенская, политическая, христианская и городская общины. Все они - сплоченные совокупности, социальные солидарности, образованные на основе естественных человеческих отношений. В общность, строго говоря, не вступают - в ней  оказываются автоматически, хотят  того или нет. С общностью люди связаны родовыми узами, избегнуть  которых они не могут. Индивид  естественно принадлежит к своей  семье, своей деревне, своей родине, своей расе - и принадлежность эта  природная, непроизвольная.

     Общество  представляет собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре и  вступлении членов. В него входят свободно, по собственной воле - но могут и  не входить. Общество - продукт целиком  и полностью искусственный. В  природе оно естественным образом  не возникает и не существует. Его  намеренно создают, затем часто  изменяют, модифицируют, подправляют, переделывают.

     Таким образом, эти два рода отношений и связей — общностные и общественные — характеризуют не только отношения людей друг к другу, но и отношение человека к обществу. В общности социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из совокупности частей. Различие общности и общества — это различие органической и механической связи составляющих социальное целое частей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Два типа воли

     Тённис  предлагает искать причины внешних  реальных социальных явлений именно в сознании людей.

     По  существу в этой системе понятий  нет никакого "психологизма": Тённис работает именно с социальной волей. Он определяет это понятие таким  образом: "Простое и однозначное  проявление социальной воли - решение, принимаемое сообща каким-то числом людей".(6)

     Теннис  именует волей и то, что на современном  языке называют мотивацией. Человеческая воля - начало энергетическое, движущее, побуждающее. Человеческую волю Тённис определял как способность хотеть (Wollen) или способности мочь (Konnen).

     Воля  лежит у истоков воспитания и  нравственной сферы личности. Многие чувства можно и нужно воспитывать, например, чувство порядочности, чувство  долга, чувство уважения к старшим. Тренируют и воспитывают также  силу воли.

     Тённис  предложил различать два типа воли, по поводу перевода которых у  специалистов единого мнения нет. Первый тип воли - Wesenwille - переводят как  инстинктивную, сущностную, естественную, органическую. В англоязычной литературе она передается сочетанием essential will, которое можно трактовать как сущностную, субстанциональную, главную. Второй тип воли (Kurwille) переводится как инструментальная, рациональная, избирательная, целеориентированная и др. На английском языке чаще всего ей находят эквивалент в выражении arbitrary will, которое можно понимать как избирательную, случайную, произвольную (либо своевольную), непостоянную, деспотичную.

     Естественная  воля (Wesenwille) является выражением инстинктивных  потребностей, привычек, убеждений  или склонностей. Она же "сущностная воля". Это "психический эквивалент тела". В тесной связи с естественной волей рассматриваются все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения, реализующиеся в наших действиях и поступках. Вообще-то правильнее было именовать ее не сущностной, а субстратной или субстанциональной волей за ее сырой, природно-инстинктивный характер. Слово "сущность" придает ей непозволительную философскую глубину и рефлексивность, которых у естественной воли нет. В социологии ей в параллель можно привести прирожденный (предписанный) статус, который наличествует у человека в силу происхождения, но не личных усилий и стремления продвинуться.

     Для естественной воли, например, не существует разделения на цель и средства. Она  «инкорпорирована в действие необходимым  образом... ее можно мыслить себе только как сосуществование или последовательность переживаний бытия, стремлений к деятельности в их целостности и взаимосвязи... ». Субъекты данного типа социальной воли принимают решения «по чувству», по какому-то цельному образу, в котором скрыто множество предшествовавших жизненных ситуаций и уже принятых когда-то решений. Это не просто «безмолвное» чувство, это - чувство-идея

Информация о работе Фердинанд Теннис