Девиантное поведение подростков в информационном обществе

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 19:43
Автор: b********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (69.43 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

курсоваяБучацкий.docx

  —  72.19 Кб

Наркомания и токсикомания. Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков – опиума, гашиша, кокаина – сопровождается тахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами.Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т.е. наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей [3].

Наркомания имеет социальные причины  и последствия. Для преступных элементов  это самый легкий путь добывания  денег. Злоупотребление наркотиками  ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических  заболеваний. Экономике общества и  его моральным устоям наносится  материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются  преступления, так как в состоянии  «ломки» наркоман способен на любое  преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается  на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду  семьи. Наркоман по мере развития болезни  деградирует как личность, так  как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны  семьи и общества, когда подросток  попадает под влияние так называемого  авторитета неформальной группы. Предложение  попробовать «травку» следует, как  правило, после психологической  обработки новичка.

Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физическая зависимость проявляется  в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром  – «ломка», т. е. организм уже требует  новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.

Токсикомания – заболевание, вызванное  потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов (больные  называют их «колесами»), кофеина, полученного  из крепкого чая – «чифиря», вдыханием  ароматических веществ бытовой  химии [16]. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении наркоманов и лиц распространяющих наркотические вещества не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи. Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками распространения наркомвнии, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания. Необходима именно система мер, направленных на реабилитацию лиц с девиантным поведением, их поддержку и социальную защиту.

Как справедливо считает Кичева И.В., чтобы навести терминологический порядок в определениях феномена «девиация», в многозначном гнезде существующих понятий требуется выделить общее значение.

Дезаптация как нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних/внутренних причин может быть рассмотрена в качестве базового понятия, объединяющего все вышеперечисленные определения отклоняющегося поведения человека.

Однако, как показал анализ литературы по интересующей проблематике, остается прежним название групп лиц с  нарушениями состояния и поведения. Привыкнув к словам «трудные, трудновоспитуемые, группы риска», многие исследователи  не считают необходимым заострить  внимание на том, что в современной  педагогической ситуации в помощи и  поддержке нуждаются дети и подростки  с разными нарушениями адаптации. Для преодоления указанной установки  предлагается ввести более широкое  определение групп с нарушением приспособительных механизмов: «социально неадаптированная молодежь» (СНАМ).

В связи с этим может быть значительно  расширен количественный и качественный состав групп социально неадаптированной молодежи, в их числе: молодые люди из различных культурно-этнических сред (мигранты, этнические группы, цыгане) и социально благополучных/неблагополучных семей (инвалиды, оставшиеся без родительской поддержки и места жительства, группы риска, одаренные).

Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных и неблагополучных  семей с выраженными симптомами социальной дезаптации, среди них: так называемые группы риска (молодежь девиантного поведения); сироты, оставшиеся без родительской поддержки, опеки; брошенные дети при живых родителях; бомжи без определенного места жительства. Особого внимания заслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из стран ближнего Зарубежья.

 Следует также обратить внимание  на одарённых детей из общего  числа с нарушениями социальной  адаптации и инвалидов. Предрасположенные  к спонтанности и творчеству, молодежные группы могут социализироваться  как с позитивными, так и  отрицательными установками. Среди  обычных детей предстоит произвести  отбор детей с задатками-склонностями  к техническому творчеству, к  трудовой деятельности, нацеленных  на приобретение рабочих специальностей. Многочисленна группа ребят, имеющих  коммуникативные навыки и педагогические  способности.

В группе социально неадаптированной молодежи основной акцент смещается  на подростков и юношей. Они объединены в маргинальную группу, члены которой  испытывают повышенную потребность  в соответствии (идентичности) и  активном влиянии на социальную ситуацию. Повышенная потребность в соответствии является объективной характеристикой  общества, обусловленная ранним и  быстрым взрослением этой группы молодежи. Однако потребности в достаточной  степени не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются  «отрицательные идентичности».

Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выделены социальные уровни: семьи, сверстников, школы, предприятий, общественных организаций; описаны их психологические  представления подростков, а также  установлено отношение молодежи к группам сверстников. В каждой из перечисленных социальных групп преобладают негативные установки на восприятие подростково-юношеского возраста. Родители рассматривают своих повзрослевших дочерей и сыновей детьми, которые нуждаются во взрослой опеке. Сверстники сформировали стандартный образец удачливого, сильного, богатого и умного подростка. Каждый, кто не подходит под образец, изгоняется из сообщества или становится объектом насмешек и издевательств. Средняя и высшая школа не может преодолеть установку на отличника, усидчивого и прилежного в добывании книжных знаний. Предприятия рассматривают молодых людей в качестве бесплатной рабочей силы, будущего трудового резерва страны. Государственные и общественные организации, а также СМИ и рекламные компании предпочитают экспериментировать с данной категорией лиц. Молодежь может служить «пушечным мясом» в военных событиях или может быть вовлечена вразного рода политические, религиозные и другие игры взрослых. Вместе с тем подростки и юноши обладают наличными потребностями в соответствии с перечисленными социальными группами. По отношению к родителям они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чувствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со своими сверстниками. У подростков и юношей выражены потребности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему.

К сожалению, у подростков и юношей формируются отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении  и деятельности. По отношению к  родителям они не хотят следовать  их советам. Нереализованные надежды  взрослых, зависть со стороны стареющих  родителей, сосредоточенность на быстром  и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности.

Усугубляются отношения со сверстниками. Страх в получении отрицательных  эмоциональных неудач сильнее, чем  отрицательный опыт. Жизненная философия  молодежи проста и ужасна: нельзя быть изгоем. Так, приобретенные в сегодняшнее  время болезни анорея (недоедание ради похудения) и булимия (переедание) являются для подростков способом самоутверждения в компаниях сверстников.

Молодежь предъявляет претензии  средней и высшей школе за то, что в них отсутствует единство теоретической базы и практических источников реализации накопленного багажа знаний. Потому, как правило, у большинства  подростков преобладают негативные установки на образование. Некоторые  группы рассматривают образование  как промежуточный этап на жизненном  пути. Усугубляются ощущения своей  ненужности в подростковых группах  при удовлетворении потребности  в экономической деятельности. С  одной стороны, школа не обеспечивает достаточных условий для дополнительного  заработка. С другой, как считает  многочисленная группа исследователей, предприятия безжалостно эксплуатируют  труд повзрослевших детей. Известные  требования руководителей, нанимающих молодых людей на работу: обязательное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка и непременно стаж работы не менее 5 лет — усиливают  негативные установки молодежи на бесперспективность своей трудовой и профессиональной деятельности. Правда, некоторые социологи  и психологи полагают, что молодежи следует подчиниться правилам и  регламентациям в обществе, с тем, чтобы в будущем занять вою  социальную нишу.

Следовательно, развиваясь в информационном обществе, подростки оказываются безоружны под мощным воздействием СМИ и рекламы, анонсирующими жестокость и насилие. Как уточняют исследователи, подростки с высокими когнитивными показателями выступает в роли пассивных потребителей средств массовой информации. Не исключено, что они принимают безоговорочно правила игры, моделируют своё поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране [8].

Таким образом, неблагоприятные условия  в семье и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные с  этим неудачи в учебе, неумение строить  взаимоотношения с окружающими  и возникающие на этой основе конфликтные  ситуации, различные психофизические  отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой  острой формы девиантного поведения подростков.

 

 

 

2.2.Девиантное поведение  подростков на примере наркозависимости в Украине

За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой  области медицины — психиатрии, социо-философии, перешла в разряд обще социальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Употребление человеком наркотических веществ имеет очень древнюю историю. Однако распространение такого заболевания как наркомания вплоть до XX века не представляло такой зловещей социальной проблемы.

Информационный взрыв, обусловленный  развитием средств информации, упрощение  международных связей и совершенствование  транспортных средств, открытые границы, либерализация торговли и финансов сегодня кроме положительных  последствий имеют и негативные. Это прямо соотносится с проблемой  распространения наркотиков. Ни одна нация или народ, где бы они  ни жили, и как бы ни прочны были демократия и государственный строй, не обладают иммунитетом к пагубным последствиям злоупотребления наркотиками и  последствиям наркобизнеса. Особенно уязвимы, в этом отношении оказываются  страны со слабой социальной и государственной  организацией. В России и Бангладеш  проблема нелегального оборота наркотиков и распространение злоупотребления  ими совпали в 90 годы.

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем  в мире. Количество наркоманов постоянно  растет, а среднийвозраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. 
В этой ужасной мировой статистике Украина проходит отдельной строкой. Количество наркоманов в стране увеличивается на 5-10% ежегодно. По некоторым данным, из 46 миллионов жителей - почти полтора миллиона - употребляют наркотики. И подавляющее большинство пристрастились к отраве еще в школьном возрасте - просто из любопытства или, как говорят, -  за компанию. Легкость, с которой можно достать зелье, удивила даже президента страны. По этому поводу два месяца назад он  провел специальное совещание с силовиками. И поручил пресечь нарко-трафик, который проходит по территории Украины[9].

Сравним официальные отчеты МВД  Украины о наркоманизации нашего общества за разные годы, начиная с 2001-го. Подчеркнем, что это — официальная статистика, не всегда корректно отражающая действительность. Более 98.000 лиц, систематически употребляющих наркотики (статистика службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД (БНОН) по состоянию на 1.01.2001 года), состоит на учете в Украине. Латентность — пяти — семикратная (по экспертным оценкам), т.е. реальное число наркоманов в Украине — 500-700 тысяч[9].

Таблица 1

Количество состоящих  на учете потребителей наркотиков

Год

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Количество потребителей

55766

63450

68803

75497

86553

91241

Несовершенно летних 

2030

2337

2876

3469

4076

5321

Описание работы
Объектом нашей работы являются подростки в возрасте от 12 до 14 лет, проживающии в г. Одессе.
Целью нашей работы является выявление самой распространенной формы проявления девиантного поведения среди подростков.
Для реализации поставленной цели нами были выделены следующиизадачи:
проанализировать социологические концепции девиации;
выявить основные формы девиантного поведения;
описать формы девиации в информационном обществе;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические предпосылки девиантного поведения в информационном обществе
7
1.1.
Сущность девиации как социального явления
7
1.2.
Социологические теории девиации
10
Выводы к первому разделу
16
РАЗДЕЛ 2. Девиантное поведение подростков в информационном обществе.
17
2.1.
Анализ форм проявления девиантного и деликвентного поведения подростков
17
2.2.
Девиантное поведение подростков на примере наркозависимости в Украине
24
Выводы ко второму разделу
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ