Чикагская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, доклад

Описание работы

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Американский историк социологии Деннис Смит в работе, посвященной этой школе, пишет, что «как сила, так и слабости Чикагской школы проистекают из столкновения между американским капитализмом и американским либерализмом» [3, р. 1]. Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане — на идеи реформизма, а в гносеологическом — на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой — Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете.

Содержание

Введение.
Глава I. Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы.
Глава II. Периодизация деятельности Чикагской школы.
Глава III. Город как объект исследования.
Глава IV. Концепция маргинальной личности.
Глава V. Символический интеракционизм и теория социализации Дж. Мида.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Периодизация деятельности Чикагской школы.docx

— 52.98 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение.

     Глава I. Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы.

     Глава II. Периодизация деятельности Чикагской школы.

     Глава III. Город как объект исследования.

     Глава IV. Концепция маргинальной личности.

     Глава V. Символический интеракционизм и теория социализации Дж. Мида.

     Заключение.

     Литература.

 

     Введение.

     Чикагская школа была первой институциональной  академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение  первой трети XX века Чикагская школа  и была в основном социологией  США. Американский историк социологии Деннис Смит в работе, посвященной этой школе, пишет, что «как сила, так и слабости Чикагской школы проистекают из столкновения между американским капитализмом и американским либерализмом» [3, р. 1]. Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане — на идеи реформизма, а в гносеологическом — на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой — Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете.

     Школа возникла на базе первого в США  департамента социологии, организованного  с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет  был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух  приоритета ценностей филантропии  и баптизма, а в практическом плане  преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать  установившимся образцам американского  образа жизни.

     Чикагская социологическая школа в период с 1915 года до начала 30-х годов сформировала интегральную и кумулятивную программу  проведения основанных на местных проблемах  исследований, которые произвели  в свое время очень сильное  впечатление. Несмотря на имевшиеся  в этой программе слабые места, она  стала важным этапом в институциализации социологии и эмпирических исследований и имела долгосрочное значение и влияние. Несколько меньшее значение как социологический центр имел в начале XX века Колумбийский университет, который приобрел международную значимость с 1940 года под руководством Пауля Лазарсфельда и Роберта Мертона.

     С деятельностью Чикагской школы  связано появление первого в  США специализированного социологического журнала в 1898 году (American journal of sociology), который значительно отличался по характеру как от «движения социальных опросов», характерных для британской эмпирической социологии, так и от голого, абстрактного теоретизирования. В журнале были широко представлены направления исследований, характерные для данной школы: жизнь этнических групп иммигрантов в США (японцев, чехов, итальянцев, шведов, немцев, евреев, китайцев, эстонцев); положение чернокожих американцев и отношение к ним, включая рабство, прессу, семью, теологические семинарии, предрассудки, расовое сознание и бирасовые организации; такие аспекты социологии семьи, молодежи и пола, как становление личности, социальная самоизоляция, игровые движения, дезорганизация семьи, женская мобильность, контроль над рождаемостью, межнациональные браки, развод, демографическое поведение.

     Главной своей практической задачей школа  с момента создания поставила  научное обеспечение решений, принимаемых  местными органами власти, в частности  муниципальными властями Чикаго. Вот  почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие  проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, напри-мep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим труппам. Так, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финнской общины в Мичигане, поселений меннонитов в Канзасе.

     Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл. Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли в становление школы также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.

     Школа существует и пользуется высокой  профессиональной репутацией и сегодня. Однако с конца 30-х годов она  теряет свое исключительное, монопольное  положение в социологической  науке США. Причинами этого стало, с одной стороны, развитие социологии в других центрах, а с другой —  уход а 1934 году тогдашнего лидера школы Р. Парка, возникшие разногласия относительно методов исследований и кризис концепции локализма как главного направления развития американской социологии. К тому времени в Чикаго не было общепризнанных крупных теоретиков ранга Сорокина или Лазарсфельда. В стране в это время значительное признание получили Колумбийский университет и Гарвард. Активно развивались социологические департаменты и в других американских университетах.

     Главная тематика Чикагской социологической  школы сегодня — урбанистическая  социология, проблемы социальной окружающей среды.

 

     

     Глава I. Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы. 

     С середины 10-х до середины 30-х гг. XX в. крупнейшим центром социологической науки в США стал социологический факультет Чикагского университета. Это был первый в мире социологический факультет, основанный еще в 1892 г. А. Смоллом. За четверть века здесь сформировались устойчивые традиции преподавания социологии и подготовки социологов-профессионалов, был издан первый американский учебник социологии («Введение в изучение общества» А. Смолла и Э. Винсента, 1894), основан первый американский социологический журнал («American Journal of Sociology», начавший выходить в 1895 г. и с момента основания до 1925 г. редактируемый А. Смоллом). Смолл, получивший образование в Германии и находившийся под сильным влиянием европейских социологов и экономистов (Г. Шмоллера, А. Вагнера, А Шеффле, а также К. Маркса), был страстным пропагандистом европейской социологии и всячески содействовал переводу и публикации трудов европейских ученых в США. Сам Смолл, повлиявший на общий интеллектуальный климат социологического факультета в Чикаго, настойчиво требовал сосредоточить внимание на «социальном процессе», подчеркивал первоочередное значение интересов и конфликтов между ними в обществе, считал главной задачей социологии — научную поддержку социальных реформ. Ориентация чикагских социологов на участие в реформах обеспечила им поддержку городских властей, которые столкнулись в начале века со множеством острейших социальных проблем и ждали от социологии практических рецептов их решения. В Чикаго, этом городе иммигрантов и столице американских гангстеров, который был в некотором смысле идеальным местом для проведения социальных исследований, на быстро развивающуюся социологию возлагались большие надежды.

     Помимо  этих объективных условий, расцвету социологии в Чикагском университете способствовала уникальная интеллектуальная атмосфера, которая сложилась там благодаря небывалому сосредоточению выдающихся личностей (не только на социологическом, но и на других факультетах). Среди них следует назвать Ч.Х. Кули, Дж- Г. Мида, Дж. Дьюи, У. Томаса. Влияние прагматизма и интеракционизма – как косвенное, связанное с естественной пространственной близостью, так и прямое в частности, Мид читал студентам-социологам курс социальной психологии, входившей в число обязательных для них учебных дисциплин) – обусловило включение в сферу внимания чикагских социологов таких нехарактерных для позитивистской науки тем, как природа социального взаимодействия, механизмы социального поведения, человеческое Я.  В работах У. Томаса получила развитие концепция установки и социальной ситуации; при этом в ситуацию включалось определение ситуации действующим лицом. Такая переориентация на интерпретативный подход к человеческому поведению имела следствием важные методологические новации, среди которых в первую очередь необходимо назвать использование биографических документов. Новые методы были успешно опробованы в исследовании У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», опубликованном в 1918—1920 гг [2, с. 343].

     Деятельность  Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г.,

     Уникальное  сочетание условий — крепкая  институциональная база, рост авторитета социологии в американском обществе, финансовая и моральная поддержка социальных исследований, атмосфера научного поиска, нахождение в точке пересечения множества интеллектуальных влияний — способствовало развертыванию в Чикаго обширной программы городских исследований, на базе которой сложилась группа ученых, вошедшая в историю под именем Чикагской школы. 
 
 

 

     

     Глава II. Периодизация деятельности Чикагской школы. 

     Американский  исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы.

     Первое  поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой  войны. Его бесспорным лидером был  А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». В 1825 году он основал «Американский журнал социологии» и был его редактором на протяжении трех десятилетий. Долгое время это был единственный социологический журнал в США и один из лучших в мире. С его помощью А. Смолл значительно расширил интерес к социологии в академических кругах и среди широкой публики, а также много сделал для повышения уровня социологической литературы. 
В 1905 году он был одним из организаторов Американского социологического общества и был его президентом в 1912 и 1913 гг. До своего ухода на пенсию он активно работал в зтом обществе, издавал «Ежегодные протоколы» (Annual proceedings) общества. В 1929 году его избрали президентом Международного института социологии. 
Хотя сегодня Смолла больше помнят как энергичного организатора социологической науки, чем теоретика, тем не менее развиваемые им идеи являются ярким выражением основных направлений развития социологической науки его времени. Этот период характеризовался переходом от первоначального акцента на относительно статичные социальные структуры к динамичному и функциональному анализу социальных процессов. Если в своем учебнике в 1894 году он уделял много места органистическим аналогиям, то в поздних работах он становится одним из наиболее влиятельных в США разработчиков концепции социального процесса. Базовым сырьевым материалом социального процесса является, по Смоллу, деятельность группы. Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, и неизбежный конфликт этих интересов придает динамику социальному процессу. Формируя концепцию социального конфликта, Смолл (опирался на работы Маркса, Вагнера, Шеффле, Гумпловича. В то же время он полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают под авторитетным контролем государства, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов[3,с.256]. 
В 1893 году Смолл предложил развернутую схему человеческих интересов, возникающих в сопоставимых формах групповых проявлений. Разрабатывая эту схему, он использовал в ней и идеи Густава Ратценхофера, австрийского социального дарвиниста. Это влияние заметно также и в работе Смолла «Общая социология» (1905). 
В обществоведении влияние Смолла распространялось за пределы социологической науки.

     С ним тесно сотрудничали ведущие  профессора других департаментов Чикагского университета:

            Джон Дьюи (Окончил Вермонтский университет (1879). Был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904—1930). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой)[3, с. 258].

           Джордж Герберт Мид (Родился в штате Массачусетс, США. Учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где испытал сильное влияние В. Вундта. Хотя он никогда не имел ученой степени, преподавал социальную психологию в университете Чикаго с 1892 г. до конца жизни. Здесь, в Чикагском университете, через Р. Парка, бывшего студента Зиммеля, познакомился со взглядами Зиммеля, что оказало сильное влияние на его теоретические воззрения. Не имея формального статуса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти) [3, с. 258].

           Торстайн Веблен (30 июля 1857, Като, шт. Висконсин — 3 августа 1929, Менло-Парк, шт. Калифорния — американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890—1892), Чикагском (1892—1906), Стэнфордском (1906—1909) университетах, в университете штата Миссури (1910—1917)) [3, с. 258].

           Эти теоретики имели огромное  влияние на своих современников.  Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США.

           Самой большой заслугой первого  поколения является установление  тесных связей с городским  правлением Чикаго и со всеми  его административными службами. Именно эти социологи убедили  людей, принимающих решения на  разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное  решение острейших городских  проблем возможно только на  основе глубокой профессиональной  социологической проработки этих  проблем с учетом как возможных  альтернатив существующих решений,  так и с анализом вероятных  долгосрочных и среднесрочных  последствий каждого из вариантов  решений.

Информация о работе Чикагская школа