Человек существо социальное

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Эти слова знакомы нам еще из школы, из учебника по зоологии. Как известно любые социальные существа объединяются для выживания в стаи, косяки, группы, прайды, колонии, рои, муравейники и т.д. Все эти объединения и есть своего рода толпы. Люди не исключение, они тоже образуют сообщества. Само это слово означает, что люди общаются друг с другом, т.е. «со» - «общаются». При этом во всех видах объединений есть свои определенные законы, которые выполняют все его члены. Почему? А потому, что тогда станет невозможным действовать как единое огромное существо с большими возможностями и выжить, защищаясь от врагов. Любой «отступник» будет отвергнут из «коллектива» и неминуемо погибнет. Это жестокий закон любого объединения живых существ в природе.

Содержание

Человек существо социальное. 2
Как выжить в толпе 8
Механизмы управления толпой 10
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: 12
ОПЫТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ 23
ОПЫТЫ С ГРУППОй СТУДЕНТОВ 28

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 50.75 Кб (Скачать)

Специалисты по борьбе советуют также защитить грудную клетку, сцепив ладони в замок перед грудью.

В уличной толпе не лучше. Людская река неукротимо потащит  вас по улице. Пытаясь выбраться  на периферию ближе к боковым  улицам и переулкам, необходимо держаться  все же подальше от любых стен и  выступов, особенно от металлических  решеток. Вас могут прижать к  ним и протащить, нанеся множество  травм. Ни в коем случае нельзя останавливаться (даже если получили травму) и тем  более нагибаться (чтобы поднять, что-либо) - затопчут. Упал - вскакивай, береги руки - отдавят, в противном  случае надо свернуться клубком, закрывая голову руками. Если увидел людей, не потерявших голову и способных защитить детей  и женщин, то возможно лучше присоединиться к ним и спасаться вместе. Специалисты  советуют построиться клином, с детьми внутри, оценить направление и  двигаться по нему в сторону. Люди, пережившие хоть раз такой стресс, вряд ли захотят еще раз оказаться  в подобной ситуации.

Если случайно оказался на крупных стихийных митингах или  сборищах нельзя высказывать свое мнение вслух. Оно может не совпасть с  мнением и настроением толпы, вызвать её ярость. Не советуют смотреть людям в глаза, давая повод  вступить с вами в контакт, и тем  самым вызвать агрессивное поведение. Толпа всегда ищет жертву. Необходимо медленно и незаметно выбраться из толпы, пока она не начала каких либо действий. Существует множество более безопасных методов узнать, увидеть государственных деятелей и других известных людей, заинтересовавшие события или концерт и т.д. Конечно, совсем избежать появления в толпе невозможно, поэтому и были разработаны меры безопасности поведения в толпе. Но если ваше появление в толпе целенаправленно и имеет определенную цель, то тогда необходимо вооружиться знаниями о том, как управлять толпой.

 

Механизмы управления толпой

Разработкой механизмов управления толпой в первую очередь заинтересованы правящие слои населения, для которых  жизненно необходимо сохранить как  власть так и богатства. Над исследованиями за поведением толпы и их лидерами работали целые коллективы социологов и психологов. Поэтому нам остается только ознакомиться с ними и кратко изложить. В основу таких разработок ложатся свойства и характеристики толпы. Тогда действиями лидеров толпа будет делать то, что ей скажут и не будет представлять на этот момент опасности. Чтобы убедить толпу, лидеру сначала надо понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что он разделяет их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы.

Особую роль играет речь лидера. Было замечено, что желающий увлечь толпу, должен использовать сильные  выражения, преувеличивать, утверждать и многократно повторять одни и те же выражения и никогда  не пробовать доказывать. Тогда идея внедряется в умы и в самые  глубокие области бессознательного, то есть воспринимается как доказанная истина. Этот прием применяется лидерами толпы.

Чтобы контролировать поведение  толпы необходимо пробудить осознание  людьми своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение, а также не позволять людям  собираться в большие толпы, расформировывая  их на ранней стадии образования. Эту  функцию выполняют органы охраны правопорядка.

Специалисты советуют следующие  методы контроля над стихией толпы:

Ш переориентирование внимания людей, составляющих толпу. Они распадаются на отдельные группы, при этом восстанавливаются личностные черты людей, и они снова контролируют свое поведение. Толпа перестает быть активной и рассеивается;

Ш изоляция лидеров толпы, тогда толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости и тут же проводить мероприятия по рассеиванию толпы;

Ш по громкоговорящему оборудованию отвлечь внимание толпы на объявления о привлечении к ответственности участников, ссылаясь на видеосъемки скрытыми камерами, называя мнимо известных участников перечисляя фамилии, имена, отчества, наиболее распространенных в данной местности. Затем используя формы приказов и обещаний подменить роль лидера, ликвидируя активность толпы и принять меры по ее рассеиванию.

Только зная психологию толы, власть внушенных ей идей можно руководить толпами. Надо отыскивать то, что может  произвести на нее впечатление и  увлечь ее.

Конечно, все изложенное не означает, что человек увидевший активную толпу должен бросаться спасать людей. Он попросту будет уничтожен толпой. Эту функцию выполняют специально подготовленные профессионалы.

Каждому человеку, а особенно находящемуся на государственной  или просто руководящей работе, необходимо знать и точно определять тип  толпы, ее идеи и эмоции, направленность действий, учитывая степень активности толпы и ее лидеров. Это позволит грамотно использовать методы контроля

над стихией  толпы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы  воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия - это заражение, он представляет собой  передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной  сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Эффект зависит  от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей  должно быть достаточно большим, чтобы  возникало чувство единства с  толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный  характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90%  эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость - степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации,  различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц с слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.

Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы. Выделяют три основные формы внушения:  
1)гипнотическое внушение (в состоянии гипноза); 
2)внушение в состоянии релаксации - мышечной и психической расслабленности;  
3)внушение при активном состоянии бодрствования человека. Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится,  для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на - новую  информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, - мыслителя) и "апелляция ко всем" ("большинство людей считает, что...") снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:  
1)убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;   
2)она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;  
3)необходимо анализировать факты, известные слушателям;  
4)убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие - могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника  информации:  
1)слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;  
2)создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если оратор допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут;  
3)сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается  лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. 
Может быть применена и другая стратегия, когда  вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко - вспомни о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение - метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.  
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации. Тезис - это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод - это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому  она может быть приведена для  обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация - логическое рассуждение совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные. В ряде случаев возможен эффект бумеранга - когда убеждение приводит  к  результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит:  
1)когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией и с самого начала  оратор это показывает, но не обладает должной авторитетностью, вескими аргументами и аудитория заграждает себя "фильтрами", не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции;  
2)в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу, создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается;  
3)если воздействие осуществляется на фокальную установку.

Степень эффективности воздействия  информации на установки человека зависит  и от параметра первичности-вторичности  информации (первая поступившая информация о каком-либо новом событии, факте  воспринимается легче,  доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому человеку. 
Повторяемость информации  может вызывать коммулятивность - постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными - иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации. 
Важным социально-психологическим  феноменом  является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.  Условия подражания:  
1)наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку - объекту подражания;  
2)меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;  
3)ясность, выразительность, привлекательность образца;  
4)доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;  
5)сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же). Подражание - важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще и взрослым в определенной степени. Молодежь подражает прежде всего тому,  что социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам кино, моды), хотя социально незначимым или даже социально негативным по своей сути.

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение  механизмов регуляции поведения  и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:  
1)вербальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (тут влияют уровень самооценки,  широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);  
2)невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника);  
3)вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (так, изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности могут изменить человека, его состояние и поведение); 4)регуляция степени и уровня удовлетворения  потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Информация о работе Человек существо социальное