Человек как социальное существо

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Сущность человека, как социального существа. Понятие целостности человеческой личности, его составляющие.

Содержание

Введение
1. Сущность и понятие человека, как социального существа
1.1 Кто такой человек?
1.2 Понятие целостности человеческой личности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 32.01 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                           ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                             СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                                                        ПЕНЗЕНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Реферат
Человек как социальное существо.
 
 
 
 
 
Пенза 2011г.

 

 
 
 

План 

Введение

1. Сущность и  понятие человека, как социального  существа 

1.1 Кто такой  человек?

1.2 Понятие целостности  человеческой личности

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Будучи социальным существом, человек, его организм не может избежать воздействия среды, экологических факторов, влияние  общепринятых закономерностей. НТП  и социальное развитие привели к  качественному изменению содержания процесса биологической адаптации  человека к окружающей среде. В прошлом  характер патологии определялся  патогенными природными воздействиями, сейчас – воздействиями от преобразованной  самим же человеком среды обитания, природы.

На протяжении многовековой эволюции человек испытывал  воздействие таких факторов, как:

  • гипердинамия (максимальная мускульная активность);
  • общее недоедание (калорийная недостаточность);
  • специфическое недоедание (недостаточность витаминов, микроэлементов);

Здоровье –  это комплексная, интегральная и  качественная характеристика организма  и личности человека. Здоровье является таким состоянием человека, которое  согласуется с характерными для  данного общества идеалами здоровья, развития и совершенствования человека.

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни  людей. Полнота и интенсивность  многообразных жизнепроявлений  человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его  качественной характеристики. Внешний  потенциал физической, психической  и умственной деятельности служит важнейшим  залогом полноценной жизни человека.

Здоровье выступает  в качестве одного из необходимых  и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и  общества.

Творчество –  это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что еще  не открыто, и результатом которой  является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым  создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью.

Работоспособность – это потенциальная возможность  индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности  в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий  деятельности и психофизических  ресурсов индивида.

Человек, его  здоровье, эмоции, творчество, работоспособность  – все это взаимосвязанные  факторы. Только человек здоровый духовно  и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.

Современное человечество представляет собой систему, основанную на все расширяющейся эксплуатации воды, биогенов, энергии, почвы и  других органических ресурсов.

Предмет курсовой работы – человек, как социальное существо.

Задачи работы:

Понятие сущности человека и его личности с позиции  психологии. 
 

1. Сущность и понятие человека, как социального существа

1.1. Кто такой человек? 

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства  посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную  тайну и составляет сущность человека. Нелегко представить себе, как  мучительно долго, через боль и трагедии истории продвигалось человечество к пониманию значительности и  значимости своей сущности.

До сих пор, обсуждая проблему уникальности человека, мы пытаемся отыскать какие-то необычайные  качества Адамова потомка (например, разум, сознание, творчество), некую  субстанцию, которая принципиально  отделяет человека от животного мира. Тайну человека, по-видимому, можно  раскрыть, если обратиться к изначальному противоречию между природностью и  социальностью человека. Человеческая натура – это не сумма врожденных, биологически закрепленных убеждений, но и не безжизненный слепок с матрицы  социальных условий. Это продукт  исторической эволюции и определенных природных механизмов.

Практические  потребности человека являются главным  стимулом его познания. Результаты мыслительной деятельности человека становятся всеобщим достоянием через его последующую знаковую или орудийную деятельность, в которых результат деятельности сознания опредмечивается. В исторически многовековом процессе осознания мира человеком были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления, но и созданы разнообразные методы познания, а также произошло обособление различных специфических форм познания, выделение их в отдельные области: культуру, искусство и т.п.

Человек – это  мерило всех ценностей, он является узлом  всех связей. Если же эти связи рвутся, значит, что-то испортилось в мире, надо искать, в чем причина, и пытаться убрать с пути все, что мешает человеку быть человеком. Гармония человеческих отношений важна и необходима каждому из нас. И силу, и мужество, и мудрость человек приобретает  в процессе социального «созревания», используя как свой собственный  опыт, так и знания, накопленные  его предшественниками.

Человек изучается  многими науками: медициной, химией, биологией, физиологией, филологией, философией и т.д. Человек – творец всего  комплекса материальных и духовных ценностей. На всех этапах общественного  развития он одновременно выполняет  функции главной производительной силы общества и носителя всех производственных и социальных отношений. Но только в  конце XX в., когда появилась реальная возможность уничтожения человеческой цивилизации, человечество пришло к  выводу, что высшей ценностью является человек. Именно от человека и его  поведения зависит в настоящее  время его жизнь и жизнь  на Земле. В целом же человек живет  ради будущих поколений: все остается людям.

Индивидуумом  рождаются. Личностью становятся. Быть личностью – значит иметь активную жизненную позицию, осуществить  выбор, возникший в результате внутренней необходимости, уметь оценить последствия  принятого решения и держать  за него ответ перед обществом, в  котором человек живет. Быть личностью  – означает осуществлять вклад в  общество, в котором живешь и в  котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается  с судьбой страны. 

1.2. Понятие целостности человеческой личности

Человеческая  личность целостна. Это отражено даже в самом понятии «индивидуум», что в переводе с латинского означает «неделимый». Смысл этого понятия со временем менялся. В процессе антропогенеза человек постепенно утрачивал устойчивые связи с природой, свойственные животным. Оставаясь частью природы и подчиняясь ее законам, он в то же время выходит за ее пределы, поднимается над ее границами, противостоит ей как осознающий себя субъект. Однако именно разум позволяет ему понять трагизм своего положения, неразрешимость человеческой ситуации. Дисгармония человеческого существования порождает потребности, далеко выходящие за пределы животного происхождения:

  • в связи с другими людьми;
  • в самоутверждении;
  • в привязанности;
  • во внутренней целостности;
  • в основе ориентации;
  • в объекте поклонения и т.д.

Человеку нужны  некие идеальные объекты, цель, идея, которыми он мог бы всецело себя посвятить, и в этом бескорыстном служении реализовать свою сущность и обрести полноту бытия.

В мировом сообществе назрел мировоззренческий кризис. По мере того как наука все активнее превращалась непосредственно в  производительную силу, человек все  больше и чаще чувствовал себя повелителем  природы, относился к ней как  к средству. Но в азарте погони за тайнами атома, живой клетки, мощностью, скоростью, грузоподъемностью техники  как-то выпала из поля зрения простая  истина: за все надо платить. Зловещие черты кризиса начали проявляться  тогда, когда интенсивность геологической  деятельности стала соизмеряться с  динамикой процессов, происходящих миллионы лет в биосфере. Это отразилось и на отдельной личности: перестав осознавать себя целостным микрокосмосом, личность деградирует, отчуждается  от общества и природы.

Целостность общечеловеческого  сознания, целостность восприятия человека как составной части единого  универсального организма должны стать  не только предметом осмысления каждого  человека, но и мировоззренческой  основой каждого, соединяющей разум  и чувства.

Идея целостности  должна стать непреодолимой преградой  на пути сползания к кризису, пронизывая общее и частное, большое и  малое, бесконечную Вселенную и  точку пространства.

Проблема целостностного мироздания порождает, по существу, проблему универсального знания, о котором  говорил еще Сократ, а впоследствии Аристотель: «Знание обо всем имеет  тот, кто в наибольшей степени  обладает знанием общего». 

Заключение

Во-первых, человек  всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в  постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. У  каждого человека есть свои резервы  здоровья. То есть здоровье – это  количество резервов в организме, это  максимальная производительность органов  при сохранении качественных пределов их функций.

Во-вторых, изучение различных свойств личности выявило  важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности  личности в раскрытии своих собственных  возможностей.

Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

1. Творить может  любой человек, который имеет  определенные знания,

 владеющий  приемами творчества, располагающий  определенными условиями, обстановкой.

2. Человек творит  неосознанно. Он – гений природы.

Таким образом, творчество – это создание на основе того, чего еще не

 было. С психологической  точки зрения, творец нового всегда  обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким  мышлением.

 Разносторонние  потребности, высшая критичность,  большая сила воображения позволяют  ему преодолевать все препятствия  на пути реализации творчества.

В-третьих, труд – это процесс, совершающийся  между человеком и природой, в  котором человек своей собственной  деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой  и природой. Можно выделить следующие  стадии работоспособности:

   - врабатывание;

   - оптимальная работоспособность;

   - некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

   - конечный «порыв».

В зависимости  от видов труда, индивидуальных способностей, состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться  вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности  стадий работоспособности – один из показателей организации процесса деятельности.

В-четвертых, духовный уровень человека – самый несовершенный. Духовная оболочка нашей планеты  только частично будет соответствовать  понятию «ноосфера». «Духовная оболочка»  понимается как часть структурного уровня фундаментального равновесия, является строго определенным понятием. Духовную оболочку можно считать  устойчивой частью ноосферы, ее основой. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Асмолов А.Г.  Психология индивидуальности: Методологические  основы развития личности в  историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 95 с.

2. Знак вопроса. 1989. №10.

3. Знак вопроса. 1991. №7.

Информация о работе Человек как социальное существо