Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить человека как биосоциальную систему.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть понятия «человек», «индивид», «личность»;
охарактеризовать биологическое и социальное в человеке;
выявить взаимосвязь биологической и культурной эволюции человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятия «человек», « индивид», «личность». Структура природы человека......4
Биологическое и социальное в человеке………………………..………………….8
Биологическая и культурная эволюции человека……….…..…………………..10

Заключение.…………………………………………………………………….………….…....12

Список литературы………………………………………….………………………………….13

Работа содержит 1 файл

человек биосоц существо.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     Биосоциальность создает целостность человека. Социальное вырастает из природного, в нем  всегда сохраняются живые начала, данные природой. Социальное — это  качественно новое состояние  жизни, ее регуляции.

     Человек, как и все другие живые существа - часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции.

     Как и всякое живое существо, человек  является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает [5, 128].

     Человеку, как и животному, свойственны  инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

     Но  природа человека не заключается  лишь в его биологической жизнедеятельности. Он как бы выходит за пределы своей  биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как "Кто я?", "Для чего я живу?", "Что я должен делать?" и других. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

     Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

     Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.

    1. Биологическая и культурная эволюции
 

     Человек как биосоциальное существо является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т. д.), тоже имеет биологическую основу [1, 137].

     Первый  вопрос, который в связи с этим возникает: продолжается ли биологическая  эволюция человека после возникновения 30—40 тыс. лет назад Homo sapiens? Другими  словами, как культурная организация жизни людей, включая способы производства, развитие трудовой деятельности, образ жизни и т. д., может влиять на биологическую эволюцию человека и влиет ли она на нее вообще?

       Строго говоря, эволюция человека  происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

     Врождённые  или унаследованные качества сказываются  на способностях и характере человека как личности. Вместе с тем, в отличие  от животных, человек имеет высокоорганизованный мозг, мышление и членораздельную  речь.

     Человек способен изготовлять орудия труда и использовать их неоднократно, как средства производства материальных благ.

     Человек способен к творческой деятельности, целенаправленной и сознательной. Животные подчиняются инстинкту. Деятельность человека носит сознательный волевой  характер. Человек сам моделирует своё поведение и выбирает себе социальную роль. Человек имеет возможность предвидеть последствие своего действия. Например, если ученик не сделал домашнее задание, то он понимает, что, если его спросят на уроки, ему поставят плохую оценку.

     Таким образом, создавая орудия труда и преобразовывая условия своего существования, человек способен творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни. Биологические стороны жизни человека испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития общества [3, 102].

     Природа существует и развивается по собственным  законам, которые человек не может отменить. Однако своей деятельностью он создаёт «вторую природу», надстроенную над естественной средой обитания.

     В процессе своей деятельности человек  преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные, духовные блага и ценности. Осуществляя преобразование, человек творит вторую природу, то есть культуру.

     Люди, человеческое общество являются как  преобразователями природы так  и творцами, создателями культуры. Главное качество человека — общественное (социальное), и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества. То есть человек является продуктом биологической социальной и культурной эволюции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Появление человека - огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в  процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых  существ. Человеческий организм, как  и все живые организмы, нуждается  в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растёт, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм - область изучения биологических наук.

     Биологическое выражается и в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в  нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности.

     Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий.

     Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

     Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности. Биологическая  сторона человека детерминируется  главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума [1, 214]. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек биосоциальная система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

     
  1. Волков  Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / Под ред. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд-е. – М.: Гардарики, 2005. – 512 с.
  2. Зборовский Г.Е. Общая социология. – Екатеринбург, 2003.
  3. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 536 с.
  4. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М.: Приор, 1997.
  5. Общая социология: учеб. пос. / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2003. – 344 с.

Информация о работе Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции