Брачный выбор как предмет социологического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:13, доклад

Описание работы

В данной работе рассмотрены теории выбора брачного партнёра, а также проанализированы результаты социологичесских исследований.

Работа содержит 1 файл

Брачный выбор.docx

— 18.96 Кб (Скачать)

    Брачный выбор – субъективное предпочтение брачного партнёра в рамках брачного круга. На него влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические  критерии. Брачный выбор указывает на индивидуальный поиск будущего партнёра, совокупность предпочтений, предрассудков и убеждений, с которым подходят к оценке достоинств кандидата и его выбору.

    Нормативные установки, определяющие выбор брачных  партнёров, чрезвычайно разнообразны у многочисленных народов, составляющих мировое сообщество, а также они  изменялись в различные исторические периоды. И поэтому важным моментом выступает то, что свободный личный выбор вступающих в брак является безусловной нормой лишь в современных демократических обществах. Во всех остальных выбор партнёров, так или иначе, диктуется или контролируется родителями будущих супругов, их семьями, родственными группами, какими-то другими группами или лицами, руководствующимися экономическими, престижными, политическими, династийными и иными мотивами, не всегда согласующимися с интересами и желаниями мужчин и женщин, готовых к вступлению в брак. При этом особенно часто и значительно ограничивается волеизъявление женщин.

    Подтверждением  тому, что брак не всегда является частным  делом заключающих его индивидов, является, например, мусульманский  мир, где перед вступлением в  брак юноша и девушка общаются очень мало, а то порой и вообще этого не делают. Молодые люди не общаются друг с другом, не устраивают свиданий, тем более не допускается  добрачная близость. Поэтому выбор  брачного партнёра производится чаще всего родителями, особенно если речь идёт о девушке. Согласно исламу предложение  о вступлении детей в брак может  исходить как от семьи юноши, так  и от семьи девушки, но обычно предложение  делает юноша. Это происходит благодаря  контактам его родителей, других родственников или близкий друзей с родителями девушки. Брак не может состояться без согласия и одобрения её отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеться до брака, хотя ислам и даёт на это право. Но даже в том случае, если они встречаются до брака, это должно происходить только в присутствии родителей или других людей, поскольку согласно исламу мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке, запрещается находиться наедине друг с другом.

    Ещё одним примером, где исключается  индивидуальный выбор, продиктованный личностными предпочтениями, является традиционное общество. В традиционных обществах решающее слово в выборе брачного партнёра для своего ребёнка  остаётся за родителями, которые намечают кандидатов за несколько лет до бракосочетания, а то и самого рождения своего ребёнка. В этом случае брак является предписанным статусом. Родителями определяются размеры выкупа или приданного, день свадьбы, местожительство супругов, ритуал бракосочетания и многие другие аспекты супружеской жизни.

      А вот ещё одно подтверждение обусловленности брачного выбора  уже экономическими соображениями. Русские крестьяне смотрели на брак как на хозяйственную сделку, подчиняя соображениям экономического характера всё остальное. Сложная система брачных норм регламентировала брачный выбор и возраст вступления в брак, оказывала влияние на брачные связи различных территориальных групп и календарное распределение браков, определяла форму заключения браков и характер брачных торжеств. Знакомство молодёжи предбрачного или брачного возрастов осуществлялось, как правило, в рамках одной или нескольких близко расположенных друг к другу деревень или сёл. Игры на поляне, вечёрки, постоянное общение друг с другом сближает молодёжь. В летнее и весеннее время молодые люди знакомились при выполнении некоторых домашних работ: на уборке урожая, сенокосе, где обращали внимание на распространённость, сметливость будущей невесты или жениха. В осеннее и зимнее время основными местами встреч молодёжи были посиделки, которые чаще собирали девушек. Они ходили по очереди друг к другу для совместного выполнения работ и развлечений. На посиделках девушки проводили длинные зимние вечера, а иногда и ночи. Здесь они пряли, шили, вязали, пели песни. Парни также объединялись в группы из пяти-шести человек и навещали девушек. Посиделки рассматривались крестьянами как места выбора невест и предбрачных знакомств. Не меньше возможностей для знакомств создавалось на праздниках во время хороводов и гуляний на Масленицу, Пасху, Троицу. Престольные и другие праздники считались смотринами невест. Свахи наблюдали за девушками-невестами, собирали о них необходимые сведения. Поэтому самой востребованной невестой считалась в первую очередь трудолюбивая девушка, которая бы смогла вести домашнее хозяйство, выполняя все обязанности по дому, воспитывать детей и предоставлять своей семье комфортные условия жизни и труда.

    Вместе  с тем нельзя отрицать, что объективно и универсально, независимо от желания  родителей и остальных нормативных установок, нависающих над людьми, существующее избирательное половое влечение, индивидуальная половая любовь повсюду складываются на реальных отношениях людей, и брак по индивидуальному чувству иногда бывает возможен вопреки самым жёстким нормам.

    Брачное поведение – это поведение, целью  которого является удовлетворение потребности  в браке, поведение, связанное с  выбором брачного партнёра (т.е. с  брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнёра так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнёр (партнёрша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

    Признаки, по которым происходит брачный отбор, можно  разделить на первичные (индивидуально присущие) и вторичные (коллективно приобретённые). К первичным относятся антропологические характеристики брачного партнёра – рост, вес, возраст, красота, обаяние, манеры держаться, внешний вид, аккуратность и т.д. Они выделяют одного человека в огромной массе людей и заставляют обратить внимание на него брачного партнёра. Как только, допустим, мужчина поразился красотой женщины, он делает второй шаг – знакомится. И лишь позже – на третьем шаге или даже четвёртом – он интересуется её социальным происхождением. К вторичным следует относить национальность, расу, социальный класс (сословие, касту), гражданство, место жительства и др. Их индивид получает как представитель той или иной социальной группы, но они не характеризуют его исключительно личные достоинства. Допустим, красивые люди есть как среди бедных, так и среди богатых. Красивая женщина привлекает как бедных, так и богатых мужчин, и большинство из них готовы закрыть глаза на социальное происхождение красавицы.

    Обычно  брачный выбор происходит сперва в рамках круга первичных, а затем вторичных черт. То есть вначале партнёры оценивают внешнюю оболочку своего партнёра, через призму таких характеристик, как внешний вид, привлекательность, рост, манера одеваться, пропорции тела, манера говорить и вести себя. Но нередко этот порядок нарушается, и с самого начала отбор заворачивается из числа социально и экономически приемлемых факторов, а затем уже учитываются первичные качеству, в ряду которых могут находиться психологические характеристики. Можно привести огромное количество таких примеров. Например, когда родители детей, когда те находятся ещё чуть ли не в младенческом возрасте, определяют своему ребёнку его будущего мужа или будущую жену. В такой ситуации их в принципе не волнует личностная совместимость, возраст, личные симпатии и желания будущих супругов. Они исходят из чисто из прагматических соображений, оценивая социальных статус, экономическую стабильность, престижность будущего брака. На этом примере видно, что вторичные, то есть социальные факторы, не только выходят на первый план, но и то, что первичные признаки практически нивелируются.

    Когда родители осуществляют брачный выбор  за детей, подбирая им пару, они руководствуются  совсем иными, чем сами дети, критериями. Родители оценивают претендентов с  моральных, экономических и статусных  позиций, выбирая в пользу высокого уровня культуры, материальной обеспеченности, образованности, занимаемого в обществе положения. Сами дети, а чем моложе возраст, тем ярче проявляется тенденция, выбирают себе партнёра чаще всего по биосексуальной привлекательности, общности взглядов, возможности проводить с ним время.

    Но  в современном демократическом обществе на первое место выходят психологические, культурные и антропологические критерии выбора, в то время когда в значительной мере утрачивают значение  экономические, социальные, этнические и религиозные барьеры. Также значительно расширились возможности выбора спутника. Но, несмотря на это, общая тенденция свидетельствует о том, что брачный выбор делается в определённом довольно тесном социальном кругу. И, тем не менее, довольно сложно предсказать окончательный результат выбора, потому что человек так и не научился контролировать свои чувства, порой совсем неоправданные.

    Поэтому многие исследователи интересовались, и по сей день интересуются, тем, на основе каких выборочных критериев  люди вступают в брак, и почему себе в супруги они отбирают именно этих мужчин и женщин, которые впоследствии становится их мужьями и жёнами. На основе многочисленных исследований и научных изысканий разными  учеными из разных стран мира были разработаны и описаны теории выбора брачного партнёра. С некоторыми из этих теорий, на мой взгляд, самыми интересными и разработанными, я предлагаю ознакомиться в этой работе.

      Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

Информация о работе Брачный выбор как предмет социологического анализа