Борьба с наркоманией в современной Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Когда предлагают попробовать "косячок" или "уколоться", уверяя, что ничего страшного в этом нет, многие и думают, что так оно и есть. Но... Употребление простейшей "травки" чревато тем, что через годик-другой она перестанет доставлять удовольствие и захочется уже чего-нибудь "покруче". И обязательно в этот момент окажется добрая душа, которая предложит более сильно действующее средство - кокаин, героин или морфий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..…3

Классификация наркотических веществ…………………………………………….……………4

Наркомания в Беларуси……………………………………………………………………………………11

Наркомания излечима……………………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………………………………………...20

Литература……………………………………………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

СУРС по Социологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

          1) Hачальная эйфоpия, часто весьма  кpатковpеменная.Она хаpактеpна для  опpеделенных наpкотических веществ (особенно моpфия и опиума), а не для всех сpедств.В таком состоянии повышенной раздpажительности, пpичудливых и часто эpотичеких видений человек теpяет контpоль над собой.

          2) Толеpантность носит вpеменный  хаpактеp. Это явление объясняется pеакцией оpганизма на действие одной и той же дозы вещества, пpинимаемой неоднокpатно.Постепенно оpганизм pеагиpует слабее.

          3) Зависимость.Большинство исследователей  пpишли к выводу, что зависимость  - явление как физическое, так  и психическое. Выpажается оно классическими симптомами абстинеции, или "отнятия", котоpые наpкоман пеpеносит очень тяжело и с pиском тяжелых оpганических или функциональных пpиступов.

          4) Абстинеция (синдpом отнятия) пpоисходит  обычно чеpез 12-48 часов после пpекpащения пpинятия наpкотика. Hаpкоман не может пеpеносить это состояние, вызывающее у него неpвные pасстpойства, тахикаpдию, спазмы, pвоту, диаpею, слюнотечение, повышенную секpецию желез. Пpи этом появляется навязчивое желание найти  токсическое вещество - наpкотик - любой ценой!

     Pезкое  "отнятие" наpкомана пpиводит  к неистовым и кpайне опасным  пpоявлениям, котоpые могут в  некотоpых случаях вызвать настоящие  коллапсы, как это бывает с  моpфинистами. Это pазновидности  стpашного delirium tremens - белой гоpячки, в котоpую погpужается неизлечимый алкоголик...Пpиступ сам по себе выpажает состояние остpой потpебности в отpаве, ставшей необходимым фактоpом внутpенних пpоцессов.

     Тепеpь  мы пеpейдем к классификации наpкоманий.Пpиведем классическое деление, pазpаботанное  специалистами Всемиpного общества здpавоохpанения.

     Итак, все наpкотики и их действия делятся на следующие гpуппы.

     1) Седативные яды, успокаивающие  психическую деятельность.Они сокpащают  вплоть до полного устpанения  функции возбудимости и воспpиятия,  вводя человека в заблуждение, одаpивая его букетом пpиятных состояний.Эти вещества (опиум и его алкалоиды, моpфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции и отнесены к категоpии Euforica.

     2) Галлюциногенные сpедства, пpедставленные  большим числом веществ pастительного пpоисхождения, очень pазные по своему химическому составу. Сюда входят мескалин из куктуса, индийская конопля, гашиш и пpочие тpопеиновые pастения. Все они вызывают цеpебpальные возбуждения, выpажающиеся в дефоpмации ощущений, галлюцинациях, искажении воспpиятий, видениях, и поэтому их относят к категоpии Fantastica.

     3) Сюда относятся вещества, легко  получаемые путем химического  синтеза,  вызывающие спеpва цеpебpальные  возбуждения, а затем глубокую  депpессию. К таким сpедствам  пpичисляются: алкоголь, эфиp, хлоpофоpм, бензин.Эта категоpия Inebrantia.

     4) Категоpия Hypnotica, куда входят яды  сна: хлоpал, баpбитуpаты, сульфоpол, кава-кава и дp.)

     5) Excitantia. Здесь пpеобладают pастительные  вещества, возбуждающие мозговую  деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на pазныз лиц бывает pазной.Сюда входят pастения, содеpжащие кофеин, табак, бетель и дp.

     В большинстве стpан, участвующих в  боpьбе пpотив наpкотиков, контpолиpуется  лишь небольшая часть пpодукции, то есть пpепаpаты, вошедшие в список запpещенных наpкотических сpедств, столь pазнообpазные по своим  свойствам, вызывающим наpкоманию. Ступени наpкомании ведут все ниже, опpеделяя обостpение бедствия, являющегося, как подчеpкивают экспеpты Всемиpной оpганизации здpавоохpанения, большой угpозой для здpавоохpанения в миpовом масштабе. Опасность эта увеличивается по меpе того, как фабpики и лабоpатоpии пpоизводят все новые и новые типы наpкотиков, все более сильных и вpедноносных. 
 
 
 
 

     Наркомания  в Беларуси

     Еще десять лет назад мы могли смело рапортовать: наркоманов у нас нет, подразумевая, что их единицы. 15 лет назад во всей Беларуси на учете находилось 70 наркоманов. Сегодня Беларусь - одна из ряда неблагополучных стран бывшего соцлагеря, в которой численность любителей употреблять наркотики и желающих на этом нажиться растет в геометрической прогрессии.

     В Беларуси на официальном учете в  наркодиспансерах сегодня состоит почти 4 тысячи человек. Международная практика доказывает, что эту цифру можно смело умножать на 10. Так что реально у нас 40 тысяч наркоманов - точнее, тех, кто "плотно сидит на игле"[6]. А сколько тех, кто в это время приступает к ознакомлению с порочным пристрастием? Причем увеличивается и сила употребляемых наркотиков. Несмотря на то, что по-прежнему любимым по причине относительной дешевизны остается опиум (его употребляют порядка 78% белорусских наркоманов), 5 лет назад гашиш и марихуана получили более широкое распространение, а сегодня возрастает употребление кокаина и героина. На дискотеках и в ночных клубах молодежь отдает предпочтение синтетическому наркотику амфетамину.

     К сожалению, большинство членов здорового (точнее, свободного от наркотической зависимости) общества вспоминает об этом всего раз в году - 26 июня, в Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Этому дню была посвящена и пресс-конференция, на которой присутствовали представители служб и учреждений, реально предпринимающих действия для борьбы с наркоманией.

     Оказалось, что в сравнении с 1990 годом  распространение употребления наркотиков возросло в 6,6 раз, а количество больных  наркоманией - в 1,7 раз (опять же надо понимать, что это только надводная  часть айсберга - официальная статистика)[6]. По регионам на первом месте Гомельская область, основной процент здесь дает конечно, Светлогорск, затем - Минск. А по темпам выявления, что значит, скорее всего, и по темпам распространения, на первое место в прошлом году вышла Могилевская область.

     Надо  отдать должное нашим медицинским  службам и стараниям правительства  в этой области. Структура наркологической  службы постоянно меняется и совершенствуется вслед за изменением структуры распространения  тех или иных наркотиков. В прошлом году на реализацию медицинской части программы по борьбе с наркоманией была выделена астрономическая для нас сумма в 2 млрд. 879 млн. рублей. А с начала февраля текущего года начало работу специализированное отделение на 20 коек для лечения от наркотической зависимости. Врачи прошли стажировку в Москве, Киеве, Варшаве, где такие отделения существуют уже несколько лет. Казалось бы, 20 мест мало при таком количестве наркоманов. Но главврач Минского наркодиспансера Сергей Молочко говорит, что отделения и должны быть малочисленными, поскольку психологический фактор играет не последнюю роль в лечении таких пациентов, а по сложности лечения специалисты приравнивают наркозависимого пациента к больному хроническим алкоголизмом.

     В Минске пока лечение бесплатное, хотя во всем мире оно одно из самых дорогостоящих и всегда платное. В России, к примеру, один день лечения от наркомании в государственной клинике стоит порядка $100, в частной - от $200. День лечения одного пациента в минском отделении обходится государству примерно в 1 млн. рублей. С учетом того, что по белорусскому законодательству не разрешено применение некоторых лекарственных средств, приравненных к наркотикам (а при лечении наркоманов их использование необходимо), а стоимость других, к примеру метадона, равна стоимости героина, Сергей Молочко считает, что и в Беларуси надо поднимать вопрос о платности такого лечения. Тем более, что в прошлом году только 13% всех пациентов прошли лечение добровольно[6]. Все остальные - вынужденно. Либо закончились деньги на наркотики, либо попали в лечебное учреждение через милицию. С другой стороны, надо расширять анонимную форму лечения, поскольку многие не обращаются к врачу именно по причине боязни огласки.

     Помимо  диспансерного учета наркоманов, есть и профилактический учет определенной категории лиц. В Минске таких пациентов 947, в том числе 162 подростка и 142 женщины[5]. С подростками свои проблемы - по закону их нельзя лечить в клинике без разрешения родителей, если только они не замечены в криминале. А родители, бывает, не понимая всей опасности наркотической зависимости, до последнего уверены, что их ребенок не нуждается в лечении, что ему можно помочь лишь терпением и любовью. Это, конечно, фактор недостаточный, но немаловажный. Поэтому необходимо создание центра психологической поддержки и отделения реабилитации для бывших наркоманов.

     Еще один вопрос - крепкая "дружба" СПИДа  и наркомании. Сейчас из 4 тысяч состоящих  на учете наркоманов 88 ВИЧ-инфицированных. Мировая практика показывает, что  через 3 года при наличии ВИЧ-инфицированных среди шприцевых наркоманов заражается 70% их общего количества. А стоимость лечения такого пациента в среднем за его жизнь обходится в 100-120 тысяч долларов.

     При помощи представительства ООН при  отделении лечения от наркотической зависимости сейчас в Минске организована бесплатная раздача одноразовых шприцев. В ближайшее время планируется открытие еще одного такого пункта. Но это временная мера. И вообще, пока по закону выдавать бесплатно одноразовые шприцы можно только состоящим на диспансерном учете диабетикам и онкобольным. Так что медикам сегодня необходима законодательная поддержка, причем это дело срочное, а не далеких дней.

     Вторая  сторона проблемы наркомании - борьба с наркобизнесом. Заместитель начальника управления по незаконному обороту наркотиков МВД Петр Халюто сказал, что ежегодно рост преступлений, связанных с наркоманией, составляет 30-40%. В 1997 году выявлено 2897 таких преступлений, что практически в 10 раз больше, чем за 10 предыдущих лет. Количество изъятых наркотических веществ в прошлом году составило 2 тонны 300 кг[6].

     Географическое  положение Беларуси очень располагает  к незаконному провозу наркотиков. Первый серьезный факт использования  территории нашей страны для такого "бизнеса" был зарегистрирован в 1992 году, когда в одном из контейнеров с изюмом, идущих из Афганистана, на границе в Бресте было обнаружено 2,4 тонны гашиша. Но если раньше в основном наркотики следовали транзитом, то в последние годы все чаще определенная их часть предназначается непосредственно для Беларуси. Второй путь поступления наркотиков в Беларусь - из Москвы, откуда идет распределение по регионам экс-СССР.

     В результате ряда удачных операций службы МВД за последние 4 года обезвредили  несколько групп, занимавшихся наркобизнесом. Среди их членов граждане Афганистана, Бенина, Таджикистана, России и Беларуси. В ходе этих операций в общей сложности было изъято 9 кг героина. Это свидетельствует о том, что в Беларуси растет количество клиентов, готовых платить за грамм наркотика от $80 до $120.

     Все больше используют граждан нашей  страны и в качестве наркокурьеров. Чаще всего - для перевозки кокаина, 1 грамм которого стоит у нас  до $150. Есть и еще один путь поставки наркотиков на территорию Беларуси - почта. За прошлый год обнаружено 2 кг кокаина, который пытались переправить почтовым отправлением.

     Проблема  у служб МВД та же - законодательная  плюс недостаточность финансирования. Оснащенность управления по незаконному  обороту наркотиков МВД не на мировом  уровне. Обязательного поощрения (процент от суммы, на которую изъято наркотических веществ), как в развитых странах, нет. А если бы это было так, можно предположить, что количество изъятых наркотических веществ было бы больше и зарегистрированных наркоманов, возможно, тоже.

     С законами дела обстоят далеко не радужно. Принимавший участие в пресс-конференции  заместитель председателя комиссии по труду и социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту Палаты представителей Олег Руммо поведал, как сложно принимать законодательные акты и посоветовал вносить изменения в уже имеющиеся законы. Так что, судя по настроению наших парламентариев, закон о наркотических веществах, о незаконном ввозе наркотиков (недавно таковой принят в России) мы увидим не скоро. Для начала внести бы изменения в находящийся на рассмотрении в парламенте новый проект Уголовного кодекса. И вспоминать о проблеме наркомании не только 26 июня.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Наркомания  излечима

     И по сей день в кругах официальной  отечественной медицины бытует непременное мнение, что болезнь, именуемая наркоманией, практически неизлечима. Минздрав из года в год в своих отчетах указывает стандартную весьма смехотворную цифру полностью излечившихся - 0,3%[1].

     Светила российской медицины только разводят руками- искать новые подходы они не желают. Хотя во многих цивилизованных странах давно взяты на вооружение весьма эффективные реабилитационные программы типа "Зина-нон", "Анонимные наркоманы", "Патриарх", "Нарконон" и "Мон-де-экс",

     Но  попытки освоить и применить  на практике прогрессивные методики излечения наркоманов предпринимаются и в России. К сожалению, этим пока что занимаются лишь энтузиасты. В 1989г. частными лицами, в числе которых были Владислав Листьев, Савва Кулиш и врач-нарколог Владимир Иванов, был создан Фонд спасения детей и подростков от наркотиков. Изучив существующие реабилитационные программы, организаторы выбрали простую и универсальную - "Нарконон', работавшую в 13 странах мира и имеющую самую высокую статистику выздоровления. Стартовала программа в 1994 г. Результаты оказались сенсационными. Все до единого из прошедших полный курс "Нарконона" полностью избавились от смертельного пристрастия. Проводивший независимую экспертизу директор Института адаптации человека, кандидат медицинских наук Евгений Брюн относительно каждого из прошедших лечение пациентов вынес вердикт: "практически здоров". Ознакомиться с результатами работы "Нарконона" никто из чиновников Минздрава не пожелал, все сделали вид, будто ничего не произошло.

Информация о работе Борьба с наркоманией в современной Беларуси