Бомжи как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

Бомжи - социальное явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.
Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Работа содержит 1 файл

Бомжи.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

Бомжи - социальное явление, присущее человечеству на всем протяжении его  существования. Но особенно широко оно  распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех  или иных странах.

Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими социальную проблему бомжей, для многих стран в настоящее  время являются:

· недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

· низкий доход многих семей и  отдельных граждан;

· социальное здоровье общества (наличие  душевнобольных, лиц с отклонениями в поведении, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение  лиц, вышедших из мест заключения);

· слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам и т. д.

В нынешних условиях в качестве важнейших  факторов роста числа бомжей в  России можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь  образованных государств, межнациональные  конфликты, разгул рыночной экономики, «дикого» капитализма.

Одной из причин бездомности в России являлось наличие прописки, правила регламентации которой были введены постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше - отменить ее или оставить.

Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние  годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов. Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные  махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности  милиции в борьбе с бродягами, попрошайками, проститутками, жуликами. Хотя, конечно же, эти проблемы только милицейскими методами решить невозможно.

Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без  права на владение ими и под  угрозой немедленного выселения; и  как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос.

В России к числу бомжей можно  отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает  в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос.

Бомж - лицо без определенного места  жительства. В последние годы их число в России резко увеличилось. Главное место их пребывания - вокзалы  больших городов.

Оставшиеся без крыши над  головой в силу обстоятельств  или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность  получить жилье, устроиться на работу толкает часть таких людей  на преступления (случайные заработки  и попрошайничество, не выход из положения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях.

Несколько лет назад бомжей подбирала  милиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них сами «сдавались» и  с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили, лечились. Но и этой привилегии их лишили в последние годы: из Уголовного кодекса изъята статья 209 - за бродяжничество. В России торжествует демократия!

Ряды бомжей пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Точной официальной статистики о количестве бомжах в стране нет. Объясняется это отсутствием  хорошо поставленного учета и  сложностью положения самого объекта, не поддающегося подсчетам и однозначным  оценкам со стороны разных организаций  и ведомств. Так, милиция фиксирует  и подсчитывает число задерживаемых  бомжей, медики - количество обращающихся в учреждения здравоохранения, благотворительные  организации. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, сегодня в России насчитывается 3,3 млн. бездомных. В целом по стране полностью бездомных взрослых людей 2,2% от всего населения.

2. Социальное дно современного  российского общества

2.1 Анализ социального дна современного  российского

общества

Бомжи - это по существу социальное дно общества. Отсутствие у человека постоянного жилья еще не делает его бездомным

Типичным признаком относимых  к бомжам является разрыв прежних  родственных и дружеских отношений. Это означает, что бомжи отторжены  от своих первичных социальных групп, «выпадают» из этих общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Индивид, оказавшийся за пределами  первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические  черты поведения, характерного для  бомжей, он интериоризует нормы и ценности, принятые среди категории населения. С целью изучения социального положения, проведенным в начале 2002 г., были охвачены все бездомные.

Анализ показал, что абсолютное большинство бездомных - мужчины - 179 человек (87%), и лишь 24 человека (13%) - женщины; по этнической принадлежности 198 человек  назвали себя русскими, 4 - бурятами и 1 - якутом; около половины бездомных - бывшие заключенные; жителей Улан-Уде оказалось 66 человек (30%), остальные приезжие, причем 41 человек (20%) - из сельской местности Бурятии, 102 человека (50%) - из сопредельных или отдаленных регионов; в возрастном отношении 165 человек (80%) - от 40 до 50 лет; 19% от 30 до 40 лет; 2 человека (1%) - старше 50 лет. Большинство бездомных ранее работали в промышленности, в сфере услуг, на транспорте; все имели низкий квалифицированный, образовательный уровень; 95% - выходцы из малообеспеченных семей с низким социальным статусом; все словесно выражали крайне негативное отношение к современному социально-экономическому положению России и желали восстановления социалистических порядков; все считали себя обманутыми в ходе приватизации жилья, на словах выражали желание работать, если бы такая возможность была предоставлена; почти все называли себя квалифицированными работниками - «мастерами на все руки».

2.2 Пути и механизм преодоления  проблемы бомжей

Для решения проблемы бомжей необходимо принимать меры глобального, стратегического  характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики.

Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты  территориальных перемещений населения  в новых, еще до конца не оформленных  условиях государственности.

Разрабатывается долговременная программа  «Миграция», в соответствии с которой  беженцы расселяются по заблаговременно  отобранным регионам, где заранее  продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты (жилье, транспорт, медицинское  обслуживание, культурная сфера и  т. д.), рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения  средств мирового сообщества, правительственных  и неправительственных организаций.

Бомж - это человек, лишенный порой  не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места  работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут  на работу) и т.д. Не говоря уже о  душевном комфорте, нормальном самочувствии.

К бомжам требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может  работать с ними (особенно с некоторыми категориями, категориями, такими, как  люди, опустившиеся на «дно»). От социального  работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь  найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая  элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

На современном этапе развития российского общества государство  призвано осуществлять меры по ограничению  роста числа бомжей, создавать  условия приобщения их к посильному труду. Думается, что необходимо предоставлять  бомжам пищу, одежду, ночлег, медицинскую  помощь, бесплатные юридические консультации и т.д. В средних и высших учебных  заведениях нужно расширять подготовку квалифицированных социальных работников, специализирующихся на работе с бездомными. По линии общества Красного Креста организовано бесплатное питание в некоторых столовых, раздача одежды. Осуществляются другие мероприятия, которые несколько облегчают положение бомжей.

Кардинальное решение проблемы бомжей возможно только на путях глубоких преобразований всей социально-экономической  сферы, общего подъема жизненного уровня народа.

Самое же главное в решении рассматриваемой  проблемы - это преодолеть системный  кризис в стране, проводить такую  социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев. [4]

Заключение

В данной работе мы рассмотрели наиболее важные проблемы, теоретические вопросы, связанные с бомжами. Бомжи - это  социальная группа общества, характеризующаяся  отсутствием жилья, дома. Это люди, не имеющие пристанища - ни собственного, ни служебного, ни арендованного родственниками, друзьями, знакомыми. Именно этот признак  отличает бомжей от социально близких  слоев общества. В лучшем случае бомжи могут пользоваться жильем эпизодически и в любой момент рискуют остаться без него.

До сих пор проблемы социальной помощи столь многочисленной, разношерстной, никем не защищенной и не дифференцируемой группы населения на государственном  уровне, по сути, решаются или решаются вяло, локально, без координации  усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет сколько-нибудь четко сформулированной государственной политики по отношению  к бомжам. Все это не может не развивать у них комплекса  неполноценности, принадлежности к  изгоям, которым никогда не сблизиться с нормальным «большинством».

Идею полной и поголовной интеграции представителей бездомного маргинального  мира в обычную социокультурную жизнь, трактуемую как максимальная степень реализации демократических принципов, вряд ли можно считать непреложной. Нельзя забывать, что бомжи должны не только обеспечиваться правами, но и, как все законопослушные граждане, выполнять определенные обязанности в отношении окружающих, общества в целом. Они не могут и не должны существовать исключительно за счет нормальных членов общества - их времени, усилий, налогов. А потому одной только декларации прав недостаточно. Условием правильной сбалансированности нормальных и маргинальных сил в обществе является наличие в нем институциональных структур, которые предназначены не столько карать или миловать, сколько оказывать помощь и содействовать социализации и адаптации без всякого деления на «достойных» и «недостойных». Функционально это выражается в создании институтов, ориентированных не на пассивное приспособление представителей маргинальных групп (в данном случае - бездомных) к получению этой помощи, а на активное освоение и использование ими социокультурных навыков, прежде всего приобщения к труду. Стремление государства проводить «социальную реабилитацию» исключительно авторитарными и карательными методами до крайности минимизирует возможности бомжей. Полностью победить бездомность невозможно, но снизить её до социально терпимого, приемлемого уровня вполне реально, а для этого нужна политическая воля.

 

Теме  «Социальная реабилитация лиц без  определенного места  жительства»

      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Социальные  истоки и причины  бродяжничества  и бездомности…………….5

2. Организация, формы и методы  социальной работы с лицами  бомж…………9

2.1 Организация  работы с лицами  бомж………………………………………….9

2.2 Формы и методы социальной  работы с лицами бомж……………………...10

3. Социальная  работа с бездомными……………………………………………..15

4. Примерное  положение об  учреждениях социальной помощи  для лиц без определенного  места жительства и занятий…………………………………….18

4.1. Общие  положения ……………………………………………………………18

4.2 Организация  деятельности  учреждения …………………………………….19

4.3 Имущество  и средства учреждения  ………………………………………...21

4.4 Условия  приема и содержания  в учреждении  ……………………………...21

4.5 Права  и обязанности лиц,  пребывающих  в учреждении…………………...22

4.6 Управление  учреждением …………………………………………………....23

5.Социальная  работа с лицами  бомж в г.  Дальнереченск……………………....24

Заключение………………………………………………………………………...26

Список  используемой литературы……………………………………………….28

      Введение 

     В последнее время  вызывают серьезную  озабоченность  проблемы, связанные  с появлением  в России значительного  числа  лиц без определенного  места  жительства, не имеющих постоянных  средств к существованию, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

     После отмены в  1991г. статьи 209 УК РСФСР «Систематическое  занятие бродяжничеством и попрошайничеством», предусматривавшей уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы, как несоответствующей нормам о правах человека, проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезный характер. Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества»  от 2 ноября 1993г. положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и занятий.

     Существование в России  граждан без определенного   места жительства (бомж) рассматривается   ныне как сложное социальное  явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления. Данная ситуация с начала 90-х годов перестала считаться в основном проблемой органов правопорядка, к ее решению подключены различные государственные структуры, в том числе и социальные службы. 

 Откуда берутся лица без  определенного места жительства?  Что заставляет таких людей  скитаться по дорогам России, жить в подвалах, вагонах или  вовсе под открытым небом? В  эту категорию граждан, как  правило, вливаются: 

Информация о работе Бомжи как социальное явление