Большие социальные группы

Автор: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:51, реферат

Описание работы

В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией, являющихся основами для соответственно малых и больших гроупп. Например, некоторые группы подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой

Работа содержит 1 файл

БОЛЬШИЕ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Случайная толпа  обладает наиболее неопределенной структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявлять большую сплоченность. 

Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся  и относительно структурированное. В данном случае толпа "обусловлена" в том смысле, что поведение  ее членов находится под воздействием определенных, заранее обусловленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д. Все это - виды обусловленной толпы.  

Экспрессивная толпа - это социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д. 

Действующая толпа. Под термином "действующая" подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов действующей толпе придается большее значение, чем всем другим видам толпы.  

Одной из важных форм действующей толпы является сборище -эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является линчующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Люди, входившие в линчующую толпу, в обыденной жизни могут ничем не напоминать члена жестокого активно действовавшего сборища.  

Другая важная форма действующей толпы - восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.  

Механизмы образования  толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов. Некоторые теоретики определили поведение толпы (особенно действующей) как продукт групповой "инфекции", в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. Впервые системную версию этой теории предложил в 1895 г. французский ученый Густав Лебон. Согласно его версии, "коллективное устремление", появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Лебон полагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе. Таинственные импульс и сила составляют "коллективные устремления" толпы. Однако они действуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособленной культурой, которые почти никогда не "заражаются" "коллективным устремлением". Наиболее же подвержены "инфекции" люди из низших слоев общества с нечетко выраженной индивидуальной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее устремлениями.  

Теперь уже  известно, что идея "коллективного  устремления" ошибочна. Поведение  толпы - это сумма поведения ее отдельных членов, и не может быть независимо существующего и неизвестно откуда появляющегося "общественного устремления". 

Другим направлением изучения толпы стала теория "возникающих  норм", разработанная американским социологом Ральфом Тернером в 1964 г.. Согласно этой теории, поведение толпы  является уникальным феноменом, заключающимся  в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Тернер считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют различные мотивы и установки. Одни члены являются импульсивными участниками, другие - пассивными созерцателями, третьи высказывают мнение и дают советы и т.д. В ходе взаимодействия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые нормы. Творцами этих норм будут немногие, наиболее активные личности. В том случае, если эти нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их место приходят новые активные люди. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствуют быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному контролю за их соблюдением со стороны большинства. Таким образом, действия личностей в толпе становятся однонаправленными и относительно упорядоченными, толпа начинает действовать. 

Исследования  последних лет показали, что теория "возникающих норм" в целом  верно объясняет процессы, происходящие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.  

Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского "социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами". Однако в этом определении не указывается основная отличительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.  

Итак, социальные круги - это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги - это общности дискутирующих людей.  

Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми  социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям:  

1) общая заинтересованность  в теме дискуссии - так образуются, например, кружки по интересам,  круги футбольных болельщиков,  обсуждающих итоги матча, собрание  на улице людей, обсуждающих  политические события, и т.п.;  

2) принадлежность  к определенной субкультуре - например, деловые круги (объединяющие  бизнесменов), круги высших слоев  общества, круги профессионалов, обсуждающих  специфические, узко-профессиональные  вопросы, и т.д.  

Существуют несколько разновидностей социальных кругов, в основном представленных в классификации Я. Щепаньского.  

Контактные круги - это социальные общности людей, постоянно  встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие  общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Границы таких общностей крайне неопределенны и размыты, их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются. Возникновение таких кругов характерно для вновь созданных студенческих групп, когда их члены начинают искать общие темы и интересы, образуют небольшие кружки, быстро возникающие и также быстро распадающиеся.  

Профессиональные  круги, или круги коллег, - это  социальные общности, члены которых  собираются для обмена информацией  исключительно по профессиональному  признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, от участников профессиональных кругов требуется выполнение определенных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.  

Дружеские круги - это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.  

Статусные социальные круги - социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые статусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно трудно-доступными для индивидов, имеющих другой статус. 

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга (они получили название "лидеров мнения"). 

Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому, что они  являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги - это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко это наблюдается в политике, при образовании политических партий. Первоначально в данном случае возникает некоторая идея преобразований, служащая достоянием нескольких членов. В ходе бесед идея подхватывается другими личностями и служит той базой общей заинтересованности, на которой базируются социальные круги. В процессе обмена мнениями, дискуссий появляются лидеры мнений, с помощью которых идея оформляется и становится частью общественного мнения. Овладевая умами, идея призывает к действию, и постепенно из социального круга выделяется активная социальная группа, для которой данная идея служит стимулом к действию. Образовавшаяся группа выделяет из своей среды лидеров-организаторов взамен лидеров мнений. Группа постепенно приобретает черты формальной организации и превращается в политическую партию. Таким образом, изучая социальные круги, можно прослеживать процессы образования активных социальных групп и социальных институтов. 

Итак, квазигруппы  могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то коротко это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.  

  

Информация о работе Большие социальные группы