Болонский процесс, участие Украины в нем

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:14, реферат

Описание работы

С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Ещё одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных встреч министров образования были разработаны основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области европейского высшего образования.

Работа содержит 1 файл

Болонский процесс.docx

— 31.90 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра: «Учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Университетское образование» на тему:

«Болонский процесс, участие Украины в нем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1-го курса

дневного отделения

группа 05009Б

Моргуль Евгения Алексеевна

Преподователь: Дутова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк 2012

История

  Болонский процесс - создание единого европейского образовательного и научного пространства

Болонский процесс был  основан 19 июля 1999 года в городе Болонья (находится в Италии) подписанием  двадцати девяти министрами образования  от имени правительств своих стран  документа, который потом получил  название «Болонская декларация».

Этим действием большинство  из европейских стран объявили про  создание единой европейской образовательной  системы контроля качества знаний. В границах этой системы должны действовать  одинаковые условия признания дипломов об образовании, мобильности и трудоустройстве  граждан. Именно это, по мнению идеологов  Болонского процесса, может повысить конкурентоспособность образовательных  услуг и европейского рынка труда.

Реформы Болонского процесса

Основными документами Болонского процесса являются Великая хартия университетов (Болонья, 1988), Лиссабонская конвенция (1997), Сорбоннская декларация (Париж, 1998) и Болонская декларация (1999). Изучение документов по Болонскому процессу даёт возможность не только понять смысл  энтузиазма европейских стран, но и  предположить, зачем нужны реформы, которые внедряются в образовательной  системе нашей страны. 

Главными нововведениями являются:

  1. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах.
  2. Трехуровневая система высшего образования.
  3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS).
  4. Усиление мобильности студентов, преподавателей, администрации вузов.
  5. Контроль качества образования.
  6. Европейское приложение к диплому
  7. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней
  8. Автономность вузов в определении методики и содержания образования.
  9. Партнерство студенческих организаций и официальных образовательных институтов.
  10. Повышение привлекательности (промоция) и конкурентоспособности европейского высшего образования. для привлечения в Европу большего количества студентов из других регионов мира.
  11. Ориентация на трудоустройство выпускников.

Основные цели

С самого начала Болонский  процесс был призван увеличить  конкурентоспособность и привлекательность  европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко  определить уровень подготовки и  степень выпускников. Ещё одной  важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение  высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных встреч министров образования были разработаны  основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов  и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с  акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена  и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области  европейского высшего образования.

Для участников, которые  присоединились к Болонскому процессу ранее 2010 года, были поставлены цели:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
  • повышение престижности европейской высшей школы в мире;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
  • повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Создание Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей  Болонского процесса. Таким образом, мы можем теперь сказать, что Болонский  процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в  новую фазу, а именно консолидации и совершенствования, особенно в  свете очень разной реакции на реализацию Болонского процесса.

Украина и Болонский  процесс

19 мая 2005 года в норвежском  городе Берген на Конференции  министров стран Европы Украина присоединилась к Болонского процессу, обязавшись внести соответствующие изменения в национальную систему образования и присоединиться к работе над определением приоритетов в процессе создания единственного европейского пространства высшего образования до 2010 года.

Согласно Болонской декларации, которую подписала Украина, современное высшее образование должно иметь двухуровневую структуру (бакалаврат и магистратуру) и использовать кредитно-модульную систему ECTS. В Украине была разработана государственная программа развития высшего образования на 2005-2007 годы, и сразу же началось ее повсеместное внедрение в учебный процесс. Сегодня Украина стоит на пороге всемирной образовательной системы, определенной Болонской конвенцией, согласно положениям, которой в странах- участницах должны работать единые учебные стандарты. После присоединения в мае 2005 года к болонскому процессу в украинской системе образования возникли новые проблемы. Первоочередная задача для нашей страны – найти компромисс между традиционными формами обучения и новыми эталонами.

Чтобы процесс интеграции системы образования Украины  в Европу стал реальностью, нужно  провести серьезные реформы в  отрасли образования.

Украинское высшее образование  отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Европе традиционно очень высокий. Там знают и понимают, что одолеть образование способен не каждый человек.

Высшее образование способен получить едва один из десяти тех, кто  учился в школе, а к высшим квалификациям (на магистерском и докторском уровнях) доходит не больше 10-15 % выпускников бакалаврату. В Европе завершают среднее образование на высоком уровне лишь только те выпускники, которые намереваются поступить в высшие учебные заведения. Это приблизительно от 15 до 25% всех учеников средних школ.

Больше всего не устраивает заграничных работодателей в  подготовке наших специалистов – низкая действенность знаний. Действенность - это способность использовать приобретенные знания, умения на практике. За экспертными оценками, по этому параметру мы уступаем больше всего.

По европейскому стандарту  дипломированный специалист сразу  занимает

 рабочее место и  исполняет свои должностные обязанности.  Диплом гарантирует высокий уровень подготовки. Принимая специалиста, фирма уверена, что он подготовлен на должном уровне. Гарантия этого – высокое резюме университета. Если специалист не будет подготовлен должным образом, и фирма будет иметь к нему претензии, имидж университета может быть потерян навсегда, его рейтинг серьезно пострадает.

За рубежом принята  двухступенчатая система высшего  образования.

Университеты готовят бакалавров (3-4 года ) и магистров (еще 1,5 – 2 года). Диплом бакалавра свидетельствует о полном высшем образовании. Кто желает продлить учебу, становится сначала магистром, а затем может получить научную степень доктора. Наши высшие учебные заведения сегодня обеспечивают четыре уровня подготовки специалистов с высшим образованием: заведения 1-2 уровней аккредитации готовят младших специалистов и бакалавров, в заведениях 3-4 уровней аккредитации готовят бакалавров, специалистов и магистров.

Следовательно, для внедрения  Болонского процесса нужно унифицировать образовательно-квалификационные уровни, перейти на двухступенчатую систему образования в соответствии с европейскими стандартами. Необходима  трансформация существующей в Украине системы высшего образования соответственно европейским требованиям, внедрение новых подходов и технологий учебно-воспитательного процесса.

Болонский процесс  в Украине – «за» и «против»

Положительные черты:

Во-первых, на начальном этапе  студенты слушают обзорный курс изучаемого предмета, знакомятся с историей развития, конкретным содержанием той или  иной научной дисциплины.

Во-вторых, на старших курсах студенты выбирают индивидуальную форму  специализации и их обучение начинает приобретать творческий характер –  написание научной статьи, эссе или  решения актуальной проблемы или производственной задачи. Студент получает научного руководителя, который корректирует творческий поиск студента в заданном направлении. Общение преподавателя и студента переходит от контроля к сотрудничеству – поощряется самостоятельная работа студента и его творческий потенциал.

В-третьих, характерно то, что  форма контроля студентов – тот  же экзамен – носит в корне  отличный характер и ориентирована  на творческую сторону деятельности сознания, а не на воспроизведение (зазубривание) материала. Студенту разрешается работа с источниками, пользование справочной литературой и т.п. Отпадает необходимость  в шпаргалках различной модификации, так как проверяется в первую очередь работа мышления, творческая способность анализировать, систематизировать, модифицировать эмпирический материал, полученный ранее, то есть производить  нечто новое, а не воспроизводить старое и давно усвоенное.

Однако следует обратить внимание на тот факт, что наряду с вышеизложенными позитивными  моментами, западной системе образования  присущи и ряд негативных особенностей.

Во-первых, излишняя формализация форм контроля: тестирование нивелирует личность, низводит творческую природу  мышления человека до положения придатка машины, которая оценивает коэффициент  интеллекта студента и ставит ему  отметку, которая зачастую становится отметиной в душе – студент  учится не ради знаний, а ради рейтинга или поощрительных стипендий.

Во-вторых, массовость набора в студенты приводит к «размыванию» творческих основ личности – отсутствует  стимул хорошо учиться. Поэтому всё  в большей степени западная наука  подпитывается «утечкой мозгов»  с Востока, в том числе и  из Украины;

В-третьих, утрата фундаментальных  знаний в области математики, физики, химии приводит к снижению мировоззренческого и научного кругозора студентов  и способствует превращению в  «одностороннего» человека, о чём предупреждал немецкий философ Герберт Маркузе в книге «Одномерный человек».

В целом западная система  образования ориентирована на переформирование человека – студента: он должен обладать набором положительных качеств  в области специализации и, как  всякий продукт производства, иметь  спрос на рынке труда. Поэтому  вряд ли западная система образования  способна создавать творческие личности в массовом порядке – для этого  должна быть иной социальная среда  обитания. Обобщая вышесказанное, следует сделать следующий вывод: креативный, творческий подход к обучению студентов очень трудно реализовать в условиях современного общества – это требует огромных капитальных затрат, творческих личностей в среде педагогов, а также самого главного – желания учеников стать творцами собственных жизней, что возможно только тогда, когда в обществе возникнет спрос на творческие, оригинально мыслящие личности. Без таковых личностей реформация в обществе затруднена, оно обречено на вечное отставание. Поэтому проблема выбора типа обучения превращается в один из основных критериев способности этого общества выжить и сохранить себя как социокультурный феномен в исторической перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Байденко В.И. Болонский  процесс. Курс лекций. - Изд-во  Логос - М.: 2004, 208с. 

2. Болонский процесс: нарастающая  динамика и многообразие (документы  международных форумов и мнения  европейских экспертов) / Под научной  редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с. 

3. Давыдов Ю.С. Болонский  процесс и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004

4. Добрынин М.А. Болонская  декларация как фактор формирования  европейского образовательного  пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. - 2006. - № 9. - С.103-108.

5. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов,  А.В. Петров, А.А. Цыб. Болонский  процесс в вопросах и ответах. - Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с. 

6. Шадриков В.Д. Государственные  образовательные стандарты высшего  профессионального образования  и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. - 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

  1. Что такое Болонский процесс?
  2. Назовите дату основания Болонского процесса
  3. Назовите несколько основных документов Болонского процесса
  4. Когда Украина присоединился к Болонскому процессу?
  5. Сколько уровней имеет система высшего образования?
  6. Что больше всего не устраивает заграничных работодателей в подготовке наших специалистов?
  7. Назовите место основания Болонского процесса
  8. Какие четыре уровня подготовки специалистов готовят наши высшие учебные заведения?

Информация о работе Болонский процесс, участие Украины в нем