Биолого-эволюционное направление в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:14, реферат

Описание работы

Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии.
дарвинизм - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй Мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.
Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.

Содержание

Введение 3
Спенсер 5
Социал-дарвинизм в социологии США 8
Социологические взгляды Альбиона Смолла 9
Социологические взгляды Уильяма Самнера 10
Беджгот 13
Гумплович 14
Ратценхофер 17
Заключение 20
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Биолого-эволюционное направление в социологии.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 3

Спенсер 5

Социал-дарвинизм  в социологии США 8

Социологические взгляды Альбиона Смолла 9

Социологические взгляды Уильяма Самнера 10

Беджгот 13

Гумплович 14

Ратценхофер 17

Заключение 20

Список  литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Одним из наиболее влиятельных  направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии.

дарвинизм - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.  
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй Мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.

Элементы социал-дарвинистской  теории используются различными консервативными  движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.

Социал-дарвинизм не создал научной школы или ярко выраженного политического течения. Данный термин сегодня используется в академической среде для описания антигуманистических и антисоциалистических тенденций в социально-экономической теории.

Дарвинизм - по имени английского натуралиста Чарлза Дарвина - в узком смысле - направление эволюционной мысли, приверженцы которого вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как фактору эволюции. В широком смысле нередко употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом.  
 
Традиционно считается, что дарвинизм противостоит ламаркизму (приверженцы которого считают, что главную роль в эволюции играют прямое приспособление к условиям окружающей среды и заложенное в организмах врожденное стремление к прогрессу).

Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей ведущих религий - (в основном, некоторых направлений протестантизма, православия, и ислама), поскольку с религиозной точки зрения телесная природа человека есть творение божье и неизменнa. Кроме того, дарвинизм обьясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это идёт вразрез со сравнительно недавним образованием мира, согласно буквальному прочтению канонических текстов большинства религий. Вместе с тем, в католичестве специальной папской энцикликой признано, что теория эволюции в целом верно трактует вопрос о происхождении тела человека.

В настоящий момент, хотя теория эволюции в научном мире общепринята, креационисты оспаривают её. Главные  аргументы против эволюции (отсутствие `переходных форм`, большая сложность  биологических структур и невозможность  их формирования за счет накопления малых  случайных изменений, `вредность` мутаций) были сформулированы еще в конце XIX - начале XX веков и с тех пор  практически не подверглись значительной модификации. По мнению ученых-эволюционистов, аргументы креационистов основаны на поверхностном знании основ химии, физики, геологии и биологии, а также  превратном понимании большинства  понятий эволюционной биологии.

Перенос представлений о  борьбе за существование и естественном отборе на область социальных отношений  получил название социального дарвинизма.

 

 

Спенсер

 

Основным идеологом и  создателем биолого-эволюционной социологии направления был Герберт Спенсер. 

Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает  к биологии, составляя с ней  физику организованных тел. Правда, Спенсер  помещает между ними психологию, которую  отвергал Конт, но это не оказало  заметного влияния на его научные  изыскания вообще и на концепцию  общества в частности. 

В его представлениях первое место принадлежало биологической  аналогии. Пытался объяснить явления, происходящие в общественной жизни. Так, работа Чарльза Дарвина о  естественном отборе и эволюции, породила множество биологизаторско - социальных концепций (в том числе социал-дарвинизм), также оказала влияние на Спенсера. Однако некоторые исследователи считают, что Спенсер пришел к своим мыслям независимо от Дарвина. 

Суть социал-дарвинистской  теории в том, что ее авторы переносили на общество и доводили до логического  конца принципы естественного отбора. Рассматривали его как универсальный  способ существования человеческого  общества. 

В целом, органическое направление  и социал-дарвинистская социология имеют много общего. Они обе  стремятся свести социальные явления  к явлениям чисто биологического характера, устраняя другие факторы  – психологический, политический, экономический  и т. д.  
Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма. 

Первый труд – «Социальная  статика». Предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е  годы выходят его работы: «Основы  начала» «Основание психологии»  «Основание биологии» «Основание этики» «Социология как предмет изучения» (1873 год)  
Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции. К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников. Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей.  
Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур. 

Центральное понятие мировоззренческой  концепции - понятие эволюции, которое  он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого  общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может  стать наукой только тогда, когда  признает идею природного эволюционного  закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы 

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества. 

Эволюция по Спенсеру достигается  средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и  специализации, от текучести к статике  и т.д. 

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории  человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат  три фактора: 

1) Однообразие создает  условие для нестабильности. Т.е.  процесс развития отягощается  особенностями самой социальной  жизни. В процессе развития  общества происходит резкая дифференциация. 

2) Существует тенденция  к углублению неравенства. 

3) Люди, занимающие одинаковое  положение, как правило, стремятся  к объединению, поскольку общество  начинает делиться на фракции.  В результате дифференциации  появляются границы. 

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение  к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам  приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным. 

В результате дифференциации центральное значение приобретает  политика, политическая система, а основной вопрос - о власти.  
Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество. 

Спенсер не дал формального  определения науки. Он видел социологическую  науку как науку о надорганическом развитии, которая не только описывает процессы социальной жизни, но и формулирует законы.  
Главная цель - установление законов развития науки. 

Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему наднаучных категорий - понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом.  
Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов. 

Основание социальной науки  Спенсера строилось на огромном этнографическом материале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким образом, материал, который использовал Спенсер для доказательства своих идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода.  
Идея закономерной эволюции общественной жизни 

Процесс социальных изменений  совершается по естественным законам  независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.  

Социал-дарвинизм в социологии США

 

Основные представители - А.Смолл (1854-1926) и У.Самнер (1840-1910). Их основные работы – «Общая социология» (1905 год, А.Смолл) и «Обычай» (У.Самнер 1906 год). 

Становление социологии в  США как самостоятельной области  научных знаний относится к 70 годам XIX века. Социология явилась теоретическим  отражением неудовлетворенности различных  слоев американского общества социальным устройством. Социология выступала  выразителем идей реформирования общества. Социология также выступала в  роли социального критика. Критика  формировалась на фоне процессов  и подвижек, происходящих в США - индустриализация, урбанизация, иммиграционные процессы. Все это отложило свою специфику на формирование социологии в Америке. 

Одна из важных особенностей институционализации социологии в  США - ее становление происходило  с поддержкой со стороны политической и деловой элитой страны. Социология рассматривалась властными и  бизнес – кругами как определенный барьер радикальным идеям – марксизму и социализму. 

Социология была быстро внедрена в систему высшего образования, во многом благодаря реформе структуры самого образования (шло ослабление позиций церкви в школе - секуляризация). Лидеры социологического образования в США в это время – социологические факультеты в Чикагском (открыт в 1892) и Колумбийском университетах (1894). 

Социологические взгляды  Альбиона Смолла

 

Чтобы существовать, люди должны приспосабливаться к меняющимся условиям. Географическая среда и  биологическая природа формируют  у человека свои собственные потребности, которые принимают форму интереса. 

Понятие интереса по Смолу- главное в социологии, как в физике понятие атома. Весь жизненный процесс, рассматриваемый в социальной фазе – процесс развития, приспособления, удовлетворения интересов.  
Разделяет интересы на шесть групп: 

1) Интересы, касающиеся здоровья 2) Благосостояния 3) Общения 4) Познания 5) Красоты 6) Справедливости 

Их комбинации дают ключ к пониманию индивида и общества.  
Смолл придавал значение не только природе и географической среде, но и внутреннему миру человека. По Смолу, как только индивид обретает сознание, он становится носителем идей, верований, чувств, предрассудков и т. д. Сознание того, что человек принадлежит к определенной группе, порождает групповое сознание. Эти идеи нашли отражение в социальной психологии. Начиная с 20 годов XX века идет процесс тесного взаимодействия между социологией и социальной психологией.  
По политическим взглядам Смолл был либералом, критиковал монополистические традиции, призывал ограничить право наследования (очевидно, для того, чтобы не появлялись люди с огромными состояниями, нажитыми не ими), хотел, чтобы трудящиеся и вообще граждане участвовали в управлении предприятиями и всем обществом. Смолл не разделял идеи марксизма, однако высоко ценил роль Карла Маркса в развитии социальных наук. 

Социологические взгляды  Уильяма Самнера

 

Самнер – наиболее влиятельный  социал-дарвинист. Своеобразно интерпретировал  в своих трудах идеи протестантской этики и принцип естественного  отбора. 

Наиболее ярко идеология  социал-дарвинизма проявилась в его  сочинениях 70 х годов. Т.к. эволюция происходит не по желанию людей, поэтому  глупо и абсурдно проектировать  модели общества, считал Самнер.  
Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. Капитализм – единственно здоровая система, а богатые – продукт естественного отбора. 

В 1906 году выходит в свет его работа «Обычай», которая представляет интерес с социологической точки  зрения. Основные положения работы:  
1) Руководствуясь инстинктами, человек вырабатывает наиболее выгодные методы поведения. 2) В результате повторения, эти формы закрепляются и входят в привычку. В социальных группах эти привычки становятся обычаем 3) Обычаи первоначально складываются в умах наиболее прогрессивных и сильных людей, потом из - за подражания распространяется на всю группу, и становятся обязательными. 4) Затем, освященные религиозными табу, при-обретают значение нравов. 5) Наиболее важные обычаи, лежащие в основе групповой солидарности, объективируются в социальные институты, имеющие не только теоретическую основу, но и определенную инфраструктуру, поддерживающую идеи. 

Уильям Самнер одним из первых поставил вопрос о происхождении  обычаев и норм социального поведения. Выяснил механизм их функционирования и попытался понять их в связи друг c другом и в целом. Самнер заложил начало социального анализа социальных норм и указал на их роль в социальной жизни. 

Информация о работе Биолого-эволюционное направление в социологии