Биологические потребности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:49, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение человека в трех измерениях его существования: биологическом, психическом и социальном.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Человек как биопсихосоциальное существо…………………………….….4

2. Биологические потребности человека………………………………………7

Заключение ……………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………….…14

Работа содержит 1 файл

биологические потребности чела.docx

— 27.71 Кб (Скачать)

Обложка

 

 

 

 

 

 

БИОЛОГИЧЕСКИ  ОБОСНОВАННЫЕ ПОТЕРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение …………………………………………………………………………3

1. Человек как биопсихосоциальное  существо…………………………….….4

2. Биологические потребности  человека………………………………………7

Заключение ……………………………………………………………………..12

Список  литературы………………………………………………………….…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данного  реферата является рассмотрение человека в трех измерениях его существования: биологическом, психическом и социальном.

Биологическое выражается в  морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических  и некоторых других процессах  человеческого организма. 'Под психическим  понимается внутренний духовный мир  человека -- его сознательные и бессознательные  процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам  феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется  ли оно лишь биологическим закономерностям  или только социальным?

Любой категорический ответ  был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается  биологическому измерению (точнее, физиологическому), но содержание его, его конкретная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой  сферой, выступает как психическое.

Цели работы: рассмотреть  социоприродные измерения человека.

Задачи работы:

· Рассмотреть человека как  биопсихосоциальное существо;

· Рассмотреть человека в  его среде обитания;

· Рассмотреть человека как  личность;

 

 

 

 

 

 

1. Человек как  биопсихосоциальное существо

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют  лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы "спустимся" на уровень существования его  организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных  на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте  человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе  человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее  к его психофизиологической и  духовной структуре, то мы тем самым  переместимся в область социально-психологических  проявлений человека как личности. Организм и личность-- две неразделимые стороны человека. Своим организменным  уровнем он включен в природную  связь явлений и подчиняется  природной необходимости, а своим  личностным уровнем он обращен к  социальному бытию, к обществу, к  истории человечества, к культуре.

"Первая предпосылка  всякой человеческой истории  -- это, конечно, существование  живых человеческих индивидов.  Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию,-- телесная организация этих индивидов  и обусловленное ею отношение  их к остальной природе" '. Когда  же мы рассматриваем социальную  природу человека или говорим  о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического  компонента вообще, а только от  антропологических особенностей  его, от изучения его телесной  организации и некоторых элементарных  психических процессов и свойств  (например, простейших инстинктов) в  их сугубо естественнонаучной  специфике. Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного смысла химических реакций, протекающих в функционирующем живом организме,-- это задача специальных наук. При рассмотрении личности человека имеют в виду такие ее свойства, которые могут быть описаны в социальных или социально-психологических терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности. И телесная организация человека, рассматриваемая уже не с абстрактно-научной стороны, а как материальный субстрат личности, безусловно, не может не влиять на психологические особенности человека. Телесная организация человека, его биология рассматриваются поэтому уже как особый вид материальной действительности, имеющий тесную связь с социальным понятием личности человека.

Переход от "телесности" как объекта естественных наук к "телесности" как субстрату  социально-психологических свойств  человека осуществляется только на личностном уровне его изучения. Измерение человека с двух сторон -- биологической и  социальной -- имеет в философии  отношение именно к его личности. Биологическая сторона человека детерминируется главным образом  наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом  вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в  отдельности, а только их функционирующее  единство может приблизить нас к  пониманию тайны человека. Это, разумеется, не исключает, что в разных познавательных и практических целях акценты  на биологическое или социально-психологическое  в человеке могут несколько смещаться  в ту или другую сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться  совмещение этих сторон человека. Можно  и нужно исследовать, например, то, как проявляется природная, биологическая  сущность общественно развитого  человека или, напротив, социально-психологическая  сущность природного начала в человеке, но само понятие человека, его личности и в том и в другом исследовании должно основываться на понятии единства социального, биологического и психического. Иначе рассмотрение покинет область собственно человеческой сферы и примкнет либо к естественнонаучным и биологическим исследованиям, имеющим свою частную научную цель, либо к культурологии, отвлекающейся от непосредственно действующего человека.

Каким же образом в человеке объединяются его биологическое  и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории  возникновения человека как биологического вида.

Человек появился на Земле  в результате длительной эволюции, приведшей к изменению собственно животной морфологии, появлению прямохождения, освобождению верхних конечностей  и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие головного  мозга. Можно сказать, что его  морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного существования. Таким образом, на определенном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, трудовой деятельностью, общением и  формирующейся духовностью, как  бы "перевел стрелки" с биологического развития на рельсы исторического становления  собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек  как биосоциальное единство. Человек  и рождается как биосоциальное  единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными  анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в  условиях социума, то есть генетически  они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный -- не "табула раза", на которой среда "рисует" свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем  особой способности к подражанию взрослым -- их действиям, звукам и т. п. Ему присуще любопытство, а  это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка -- это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может  взять кисть, краски и начать рисовать. Но не это сделает его настоящим  живописцем. Точно так же и с  сознанием, которое не является нашим  природным достоянием. Сознательные психические явления формируются  прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое  внутрь биологии индивида, которая  в таком преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности. "

 

2. Биологические  потребности человека

 

Биологические потребности  человека - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Потребности человека делятся  на несколько групп:

• элементарные потребности: пища, одежда, жилище, воздух,вода;

• вторичные потребности  в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора;

• псевдопотребности, т.е . потребности  в предметах роскоши и следовании каким-то привычкам.

    Различают также  базовые и важнейшие биологические  потребности человека, а также  псевдопотребности. 

    Базовые биологические  потребности. К ним, помимо  пищи, воздуха, воды, одежды и жилища, можно отнести более сложные,  но необходимые для человека  условия: 

• безопасность;

• тепловой, акустический, электромагнитный комфорт;

• состав воздуха, не приводящий к физиологическим или генетическим аномалиям и неприятным ощущениям;

• питьевая вода, не только не загрязненная и не угрожающая здоровью, но и приятная на вкус;

• сбалансированность питания, включая калорийность пищи, обеспечивающей энергетические потребности человеческого  организма, а также наличие незаменимых  элементов пищи, таких, как незаменимые  аминокислоты, витамины, жиры, белки, углеводы;

• определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т. е. экологическая  чистота;

• продолжение рода и  получение сексуального удовлетворения. Важнейшие биологические потребности.

    Важнейшие биологические  потребности.К ним относятся: 

• полноценный сон и  отдых, т.е . релаксация;

• защита от заболеваний  и антропогенных загрязнений;

• пространственный комфорт (определенное место в пространстве для каждого человеческого существа — жизнь без переуплотнения);

• комфорт природной (биогенной) среды, причем необходима именно та природная  среда, к которой исторически  адаптирована данная группа людей;

• ландшафтная природная  среда (определенная высота над уровнем  моря, наличие или отсутствие определенных ветров, диапазон колебаний температуры  и влажности атмосферного воздуха  и т. п.);

• подвижность и труд (гиподинамия — одна из базовых  причин многих типичных болезней городского населения);

• информация, необходимая  для здоровья и развития мозга (причем немаловажны и объем, и качество этой информации);

• биолого-социальный климат, т. е. определенное положение в иерархической  структуре общества.

    К естественным, эволюционно сложившимся потребностям  относят и потребность в сопереживании,  т. е. одной из эмоциональных  основ поведения человека в  социуме, а также наличие индивидуального  участка в труде и жизни. 

    Из перечисленных  потребностей видно, что многие  из них на первый взгляд  кажутся присущими лишь человеку, но насамом деле являются биологически  обоснованными и эволю­ционно  сложившимися. Поэтому они свойственны  не толькочеловеку, но и другим  живым существам, особенно высшимживотным, родственным человеку.

    Осознание своих  истинных потребностей очень  важно для человека, ибо в соответствии с ним человек выстраивает свою субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также представления об успехе в жизни и о комфорте опираются наестественные потребности и стремление к их реализации, тогда гарантирован успех не только в социальной, но и в личнойжизни: ощущение счастья, комфорта и т. д.

    Псевдопотребности.  Если биологические потребности  не реализуются, то они заменяются  псевдопотребностями, например, в  агрессии или лидерстве путем  агрессии, либо в предметах роскоши.  Подобная псевдокомпенсация в  конечном счете ведет не только  к асоциальному поведению человека, но также и к нарушению многих  экологических законов, т. е.  правил поведения человека в  природе. 

     В физиологическом плане потребности человека и возможность их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь являются очень важной составляющей мысли­тельного процесса — интеллектуальной деятельности человека. Эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведет к постоянному стрессовому состоянию человека.

Подчиняясь зову своей  природы, человек побуждается к  действиям, направленным на немедленное  удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности - это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны  человеку так же, как и всему  роду животных.

Информация о работе Биологические потребности человека