Биография Тойнби

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:15, доклад

Описание работы

Английский историк, социолог и крупнейший представитель философии истории. Тойнби окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего мира, профессором Лондонского университета (1919-1924) и Лондонской школы экономических наук (1925-1955), автором множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлеченного в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на международных конференциях во время первой и второй мировых войн), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 33.00 Кб (Скачать)


(1889-1975) 
Английский историк, социолог и крупнейший представитель философии истории. Тойнби окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего мира, профессором Лондонского университета (1919-1924) и Лондонской школы экономических наук (1925-1955), автором множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлеченного в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на международных конференциях во время первой и второй мировых войн), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления.


'Изучение истории' - главный труд Тойнби. В отличие от позитивистов он считал, что историческое познание не может быть сведено к сбору, сопоставлению, систематизации фактов. 'Необходимо объединить историю и социальные науки в едином понимании человеческих дел'.


Тойнби отвергает и видение истории как линейного движения 'от Сотворения к Концу Света', и истолкование истории как восхождения по пути совершенствования человеческого рода, и позитивистское представление о чередовании эпох сжатия и рассеивания структурных элементов, образующих общество, и, наконец, попытки свести всю историю человечества к истории европейских народов как единственных носителей прогресса и цивилизации.

Античная цивилизация - вот 'экспериментальная' модель, которую Тойнби, знаток классической древности, считал ключом к пониманию всей истории. Общей истории человечества, утверждал историк, не существует. Носителями исторической жизни являются замкнутые, не зависящие друг от друга общества. Они различаются неповторимым своеобразием культуры, духовной жизни, высшее воплощение которых - религия. Каждое такое общество - самостоятельная цивилизация. Тойнби рассматривал возникновение и рост цивилизаций как проявление сверхприродной космической силы, приводящей в движение косную материю. В каждой цивилизации эта сила проявляет себя через 'творческое меньшинство', ведущее за собой остальных. 'Именно отдельные люди, а не человеческие общества 'делают' человеческую историю'. Тойнби уподоблял цивилизации живым организмам, считая, что каждая проходит в своем развитии пять стадий: рождение, рост, надлом, или катастрофу, разложение, гибель. 

Совершив полный круговорот, цивилизация сходит с исторической сцены. У теории круговорота Тойнби есть горячие поклонники и непримиримые противники. При всей ее спорности в трудах ученого получили отражение определенные реальные процессы, собран колоссальный фактический материал. Взгляд Тойнби на мировую историю глубоко гуманистичен, ибо, констатируя интеллектуальное неравенство людей, он решительный противник расизма с его утверждением превосходства одних и неполноценности других народов, каждому из которых он в конечном счете отводит свою роль в судьбах по самой природе равноценных цивилизаций.
Философию истории Тойнби (ее порой именуют историософией) можно считать грандиозной гипотезой, сочетающей научные достижения с подходами, лежащими за пределами науки и обладающими своим смыслом. Не случайно взгляд на историю человечества как на историю цивилизаций получает все более широкое признание. Несомненная заслугаТойнби в том, что он больше других историков способствовал этому.

 

 

Парижской мирной конференции. В 1919-1924 годах был профессором Лондонского университета, в 1925-1955 годах преподавал в Лондонской школе экономических наук. В 1925-1955 годах Арнольд Тойнби был одним из руководителей Королевского института международных отношений; составлял (совместно с В.М.Баултером) ежегодные обзоры политических событий в мире.
Первый труд ученого был опубликован в 1915 году, а мировую известность Арнольду Тойнби принесла работа "Постижение истории" (1934-1961). В этом капитальном двенадцатитомном труде он выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, причем движущей силой их развития считал "творческую элиту", отвечающую на различные исторические "вызовы" и увлекающую за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации. Прогресс человечества, по А.Тойнби, заключается в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества ученый видел в духовном обновлении.
Среди других работ А.Тойнби - книги "Эллинизм", "Ганнибалово наследство".



Информация о работе Биография Тойнби