Безнадзорные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются жители г.Иваново и жители Ивановской области, предметом исследования являются факторы влекущие безнадзорность детей. Цель данного исследования- выявить причины безнадзорности детей, и определить меры по профилактике безнадзорности детей. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач

Узнать отношение жителей г.Иваново и Ивановской области, к безнадзорным детям.
Определить по какой причине дети становятся безнадзорными.
Изучить последствия такого образа жизни детей.
Определить эффективность работы по профилактике с безнадзорными.
Оценить эффективность мер государственной поддержки семей с детьми.
Выявить осведомлённость населения об организациях оказывающих помощь безнадзорным детям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I.Социальная защита детства…………………………………………………………………………….5
1.1 Историческое и современное состояние проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………………………………….5 1.2 Причиы безнадзорности детей……………………………………………….8 1.3Система социальной защиты детства в Р.Ф………………………………...14
1.4 Социально-демографическая сущность детства..…………………………19
1.5 Детство как объект изучения……………………………………………….23
1.6 Социальная политика в области защиты детства………………………….28

Работа содержит 1 файл

безнадзорные дети.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 Введение

    Актуальность  темы. В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи. Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от "трудных" детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение степени е общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней.

Под детской  безнадзорностью понимается - отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно – в безразличии родителей, воспитателей к детям. Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.

     Успешность  социально-педагогической поддержки  ребенка, подростка, попавшего в  трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения  социальных проблем, возникающих в  ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.

   Объектом  исследования являются жители г.Иваново  и жители Ивановской области, предметом  исследования являются факторы влекущие безнадзорность детей. Цель данного  исследования- выявить причины безнадзорности детей, и определить меры по профилактике безнадзорности детей. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач

  1. Узнать отношение жителей г.Иваново и Ивановской области, к безнадзорным детям.
  2. Определить по какой причине дети становятся безнадзорными.
  3. Изучить последствия такого образа жизни детей.
  4. Определить эффективность работы по профилактике с безнадзорными.
  5. Оценить эффективность мер государственной поддержки семей с детьми.
  6. Выявить осведомлённость населения об организациях оказывающих помощь безнадзорным детям.

Гипотезы  исследования

1.Дети  становятся безнадзорными из-за  отсутствия семейного внимания  и семейного благополучия.

2.Существующие  меры поддержки в целом улучшают  положение безнадзорных детей        

Методы  исследования анкетирование (использовалось так как в короткие сроки позволяет собрать объективную информацию), анализ документов.

 

            I .Социальная защита детства.

1.1Историческое и современное состояние проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Во времена  Советского союза профилактике правонарушений, и, прежде всего правонарушений несовершеннолетних и молодежи, придавалось большое значение не только на словах. В эту деятельность было включено множество государственных и общественных организаций. Партийные с советские власти в центре и на местах курировали и направляли эту активность. Проводилась масштабная и во многих отношениях эффективная работа с лицами, склонными к противоправному поведению. Меры строгого контроля в сочетании с необходимой социальной помощью чаще всего приводили к желаемому результату.

     Большое внимание уделялось планированию профилактических мероприятий на всех уровнях: начиная  от районного вплоть до общесоюзного. В рамках системы МВД была создана  специализированная профилактическая служба. Советы профилактики существовали на всех крупных и средних производственных предприятиях. Межведомственные комиссии, призванные координировать работу в городах и районах, республиках, действовали, как правило, при соответствующих исполкомах и Советах министров.[16,c 92]

     Однако  в тот период многие научные выводы и рекомендации несли на себе жирную печать прежней партийной идеологии и политики, которые сегодня отвергнуты нашим обществом. Существовало не оправданное реальным потребностям массовое отвлечение людей рабочего места для всякого рода дежурства по охране порядка, а в действительности, - для искусственного создания доказательств "массовости народного движения". Таким образом, правильно было бы говорить о двуедином подходе к оценке прошлого опыта профилактической деятельности и возможностям его рецепции для нужд современного общества. С одной стороны, есть немало оснований против механического копирования советской системы профилактики, против идеализации накопленного опыта. С другой, как уже подчеркивалось, откровенно нигилистическая позиция была бы ошибочной. В то же время из того научного багажа, опята профилактической работы, что заслуживает сегодня быть востребованным.[4,c117-118]

     Есть  достаточно оснований полагать, что  в настоящее время криминологическая  обстановка в нашей стране такова. На фоне крайне неблагоприятных тенденций преступности, расширения масштабов профессионализации, вооруженности, технической оснащенности криминала, повышения степени тяжести совершаемых преступлений использования "силовых методов", представляемых государством для целей борьбы с преступностью, несомненно, становится первоочередной задачей. Профилактическое направление всегда было и навсегда останется в ряду наиболее значимых в деятельности государства и общества, направленных на борьбу с преступностью. Это в особой степени относится к предупреждению преступлений со стороны молодых людей, которые в силу своего возраста оказываются более восприимчивыми к мерам профилактики и к тому же являются предметом особой заботы общества.

Системный общегосударственный подход в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.[9,c 41]

     Острота социальных проблем детей и молодежи в России требует разработки эффективных  социально-педагогических комплексных  технологий их разрешения. Поэтому  в российском социальном законодательстве отражен системный общегосударственный подход в организации работы с несовершеннолетними группы риска, определены субъекты социальной и профилактической работы. В Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [ФЗ № 120] определены группы детей - объектов профилактической работы, а именно:

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию со стороны его родителей, законных представителей либо должностных лиц.[15, c 402-404]

     Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном  положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает анти общественные действия.    Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, либо жестоко обращаются с ними.

 

1.2.Причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  
Система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, а антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении. Признаки социально опасного положения и трудной жизненной ситуации в текстах основных российских законов совпадают.[7,c193]

     Трудной жизненной ситуацией считается такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью; сиротство, безнадзорность; малообеспеченность; безработица, отсутствие определенного места работы, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.  При этом несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов.[12,c49-51]

     На  формирование девиантного поведения  влияют следующие факторы риска:             - Криминальный - преступление против нравственности; принуждение детей со стороны родителей к попрошайничеству, эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения. Продажа алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической продукции.

- Семейный  фактор - нарушение функционирования  семьи, когда родители, опекуны,  близкие родственники не обеспечивают  надлежащего воспитания и содержания  и содержания ребенка, необходимого  психологического комфорта в семье.

- Объективная  ситуация, вызывающая трудности  в воспитании, содержание и осуществление  контроля в семье со стороны  родителей. 

-Детский  фактор - патологические девиации  характера некоторых детей, склонность  к потреблению психоактивных  веществ, самовольным уходом из дома или учебно-воспитательного заведения и другими формами отклоняющегося поведения.

- Молодежный  фактор - развитие асоциальных подростковых "субкультур"

- Организационный  фактор - недостатки в работе системы  образования, служба занятости несовершеннолетних и молодежи, подразделений ОППН и других государственных структур.[2, c183-184]     Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска. В этих условиях актуальной задачей становится формирование государственной политики профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде. [9, c41].           Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению "лже героев" зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семья, компания сверстников).[2, c183-184]       В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:

Информация о работе Безнадзорные дети