Беспризорные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Феномен беспризорности в современной России 6

1.2. Социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков 11

1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными детьми и подростками 16

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 27

2.1. Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков 27

2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей

и подростков 30

2.3. Технология социальной адаптации беспризорности среди детей

и подростков 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     Можно выделить следующие факторы семейного  неблагополучия, ведущие к беспризорности детей:

     1) социально-экономические факторы  (низкий материальный уровень  жизни семьи, плохие жилищные  условия);

     2) медико-санитарные факторы (хронические  заболевания родителей и отягощенная  наследственность, антисанитария и  пренебрежение санитарно-гигиеническими  нормами);

     3) социально-демографические факторы  (неполные и многодетные семьи,  семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками  и сводными детьми);

     4) социально-психологические факторы  (семьи с конфликтными отношениями  супругов, родителей и детей, педагогической  несостоятельностью родителей и  их низким общеобразовательным,  культурным уровнем, деформированными  ценностными ориентациями);

     5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический  образ жизни родителей, семейные  дебоши, проявления жестокости и  садизма, наличие судимых членов  семьи, приверженных к субкультуре  преступного мира) [22, c.54].

     Большинство из тех, кто по долгу службы работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал «на  улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.

     Профилактическая  работа с данной категорией несовершеннолетних ведется уже длительное время  и в целом ситуацию, обозначаемую ранее как эпидемия, удалось стабилизировать. Тем не менее, беспризорные дети по-прежнему остаются объектом пристального внимания со стороны государства и общества. Как социальное явление беспризорность несовершеннолетних рассматривается  в качестве угрозы обществу и национальному  будущему России. Речь идет не просто о  сиротах, малолетних преступниках или  беглецах, покинувших семью, а о социальном явлении, глубоко затрагивающем  все общество, имеющем драматичные  и непредсказуемые последствия.

     Проблемам профилактики беспризорности несовершеннолетних посвящены работы Г.К Миньковского [21], И. Г. Яковлевой, О.И. Величко [25], С.А. Беличевой, В.М. Фокина [14], Т.Д. Молодцовой. По мнению авторов, причиной беспризорности несовершеннолетних является ослабление института семьи в современной России, ограниченность её экономических, образовательных и культурных возможностей, а также педагогическая несостоятельность и некомпетентность родителей в воспитании детей.

     Внимание  специалистов, работающих на платформе  социально-криминологического подхода, направлено на изучение феномена преступности в обществе и его проявления среди  беспризорных детей. Значительная работа в этом направлении проделана  Г.А. Аванесовым, И.М. Гальпериным, А.А  Герцензоном, К.К. Горяйновым, В.Н. Еркаковой, Г. И. Забрянским, В.М. Кудрявцевым, Н.Ф. Крюковой, С.С. Остроумовым, Е. С. Пятаковым., А. М. Яковлевым и др.

     Социально-исторический подход к изучению беспризорности несовершеннолетних предполагает изучение явления в  контексте исторических процессов  в развитии общества. В этом направлении  работают А. Е. Базаров [12], М.Р. Зезина [18], А. Ю. Рожков, Н.В. Рябинина, Е.Г. Слуцкий и др. Особенно много работ посвящено рассмотрению беспризорности несовершеннолетних в первые годы советской власти.

     В нашей стране изучением проблемы детской беспризорности занимаются такие представители социологического подхода как B.C. Собкин, Н.И. Кузнецов, Е. Б. Бреева, С. Стивенсон, Н.М. Банков и  др., в работах которых приводятся данные о социальных характеристиках, параметрах жизни беспризорных, исследуются  причины, масштабы явления.

Однако  в целом социологические исследования, посвященные проблеме беспризорности несовершеннолетних в современном  российском обществе, носят эпизодический  и описательный характер. До сих  пор нет четкого представления  о численности беспризорных несовершеннолетних, распределении их по половозрастному  составу, степени вовлеченности  в школьное образование и т.п. Отсутствуют также точные данные о качестве социальной помощи, оказываемой  детям и их семьям.

     Вывод: главным фактором беспризорности является неблагополучие в семьях и учреждениях для детей сирот. В научной литературе, в том числе в социологических работах, проблеме детской беспризорности уделяется значительное внимание. Однако вследствие разноречивости мнений и оценок исследователей по данному вопросу, итоговые результаты исследований оказались во многом противоречивыми. 

     1.2. Социально-психологический портрет  беспризорных детей и подростков

     Число бездомных детей, не достигших 18 лет, по данным МВД РФ составляет более 2 миллионов, 80% из этого числа, повзрослев, становятся преступниками.

     В Федеральном законе «Об основах  системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершенннолетних» [7] приводятся основные понятия, относящиеся к детям в кризисной ситуации:

       Беспризорный - не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

     Существует  три  категории беспризорников:

     - те, кто, в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице; 
Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.

     - те, кто периодически живёт на улице; Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель.

     - те, кто ещё живёт (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице. Значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

     Проблема  детского бродяжничества характерна, прежде всего, для крупных городов  страны, которые становятся центрами обитания беспризорных детей из регионов.

     Уличные дети стремятся объединиться в группы, занимая определенные территории города. Из состава всех беспризорных 90% бродяжничают группами, которые в среднем составляют по 6-7 человек.

     Состав  групп разнообразен (встречаются  группы сверстников, разновозрастные  группы детей, дети и взрослые, в  т.ч. родственники, пары друзей/подруг, одиночки), но можно выделить ряд  доминирующих признаков.

     Средства  на жизнь беспризорные получают различными способами. Условно беспризорных можно классифицировать по тому, как они зарабатывают себе на жизнь.

     «Бутылочники», основные их доходы складываются из выручки от сданных бутылок.

     Воришки – они в основном занимаются мелкими кражами: «обчищают» карманы у пьяных и спящих, грабят камеры хранения, ларьки. Их используют взрослые преступники, если нужно «постоять на шухере» или, за определенную плату, взять вину на себя.

     Рэкетиры  – вымогают деньги у сверстников  или у продовцов в ларьках.    

     Попрошайки  – это в основном дети от 6 до 10 лет. Кто-то околачивается в центре города, кто-то – в метро и на местах массового скопления, просто с протянутой рукой, или приставая к прохожим.

     Ко  всему прочему, «дети улицы» подрабатывают грузчиками, носильщиками, которые помогают донести багаж до вагона (иногда унося его насовсем), продавцами, которые занимаются перепродажей сигарет и мороженного, подсобными рабочими на рынках, стройках; моют и заправляют на бензоколонках автомашины, оказывают различную помощь и услуги водителям, сторожат машины; занимаются сбором бутылок, цветных металлов, бумаги, ловят животных, рыбу, собирают грибы и ягоды; занимаются уборкой мусора, помещений, моют полы, убирают снег и торгуют газетами, расклеивают объявления, работают у частников на огородах, сбывают краденое, участвуют в азартных играх и иных криминальных и полукриминальных делах (например, умышленно бросаются под машины с целью получения денег с водителей с помощью взрослых сообщников) и т.д. Некоторые специализируются на перевозки грузов между городами: сырья для наркотиков, награбленного или еще чего-нибудь [22, с. 54].

     Во  всем мире значительное число беспризорных детей вовлечено в проституцию (это относится к детям обоих  полов). Проституцией беспризорные начинают активно заниматься с 15 лет. При этом «секс за деньги» включает в себя и участие в порнографических видео- и фотосъемках, секс с партнерами своего пола, групповой секс, сутенерство и прочее.

     Для тех детей, которым улица стала  домом, найти безопасное место для  сна – целая проблема. Дети скапливаются в отапливаемых общественных местах, например, на железнодорожных вокзалах или теснятся вокруг труб центрального отопления. Некоторые находят приют в подземных отсеках городской отопительной системы, где относительно тепло и безопасно. Подвалы зданий, чердаки, коммуникации теплотрасс особенно привлекают зимой, а летом – городские парки, скверы служат местом временного обитания бродяг. Места дневного и ночного пребывания групп беспризорных чаще всего не совпадают.

     У большинства беспризорных наблюдается  психические расстройства, запущенные хронические заболевания. Основные виды заболеваний: простудные и бронхиальные, болезнь мочеполовых органов, желудочно-кишечные заболевания, болезнь печени, артериальные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, чесотка, лишай, аллергические заболевания, ревматизм, эпилепсия и иные психические  заболевания, венерические заболевания, разрушены зубы, хронические кровотечения, сахарный диабет.

     Психическое перенапряжение приводит к нервным  срывам, попыткам самоубийства. Среди  бродяг, доставляемых в социально-реабилитационные учреждения у 70% детей – нарушение  психики [15, с. 56].

     Дети  улицы во многих странах мира употребляют  разнообразные наркотики, чтобы  помочь себе справиться с жизнью.

     Вдыхание  паров клея, намазанного внутри пластикового мешка, или таких растворителей, как краска, тонким слоем пропитавшая  тряпку, приводит к притуплению холода, голода и чувства одиночества. Дети могут утратить ощущение реальности и испытать галлюцинации. Уличные  дети употребляют и другие наркотики  – cигареты, марихуану, алкоголь и фармацевтические препараты, например, микстуру от кашля.

     Беспризорные  активно участвуют в незаконной торговле наркотиками. В таких случаях  сбытчики наркотиков расплачиваются с  ними за «помощь»: деньгами, продуктами питания, наркотиками, предоставлением  места для ночевки, «крышей» (покровительством).

     Более половины детей улиц имели приводы  в милицию. Приводы беспризорных в милицию становятся частыми, начиная  с 11 лет.

     Внешний вид беспризорного ребенка: грязные  руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения, вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная  грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, обкусанные ногти пустой безразличный взгляд.

     Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным  запасом и обилием ненормативной  лексики. Речь несвязна и состоит  из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью.

     Внутренние  личностные качества резко отличаются от обычных детей. Беспризорники  это, как правило, недисциплинированные дети, часто грубые, резкие, лживые, озлобленные. Характерными чертами  поведения являются необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к  жизни на улице, часто наблюдается  резкая смена настроения и непредсказуемость  поступков. Как и все дети, подавляющее  большинство беспризорных имеют  мечты. В абсолютном большинстве  случаев – это созидательные мечты (создать семью, найти работу, помогать другим и т.п.), только потом уже мечтают отомстить своим родителям, родственникам, другим обидчикам [20, с. 42].

     Детская беспризорность –  это явление, связанное с особым социокультурным положением несовершеннолетнего, которое можно назвать экстремальным и маргинальным. Беспризорные дети – это чаще всего изгои семьи, школы, организованного социума, это жертвы отчуждения и отторжения их обществом. Находясь, длительное время в беспризорной среде, представленные самим себе, выживая за счет, средств полученных, как правило, незаконным путем, беспризорные дети вырабатывают свою философию жизни и образуют особую субкультуру, со своим специфическим набором ценностей и норм, вступающих в противоречие с теми ценностями и нормами, которые утверждаются как общее достояние в национальных, цивилизованных рамках [17, с. 87].

     Судьба  беспризорника трагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка  отличают неразвитость эмоциональной  сферы; задержка интеллектуального  развития, неустойчивость внимания. У  детей существует тенденция к  пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения  затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что  в это время происходит интенсивное  интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать  успешно лишь в тесном контакте родителей  и детей, однако этот контакт у  безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким.

Информация о работе Беспризорные дети