Бедность как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 07:11, контрольная работа

Описание работы

В экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства. Сознательное регулирование экономической жизни государством стало реальностью после кейнсианской революции в экономической науке.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.89 Кб (Скачать)

 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

 

«Тема: бедность как социальная проблема»

 

 

 

                                                                                                                   Выполнил студент

Воронина  Нина Николаевна

Шифр 0708031007

Специальность 080504.65                                                                                     

                                                                                                                   Проверил

_____________________                                                                                                  

                                                                                                      

                                                                                               Оценка ________________________

 

         «_______»  _______________ 2012г.

 

 

 

КРОНШТАДТ 2012

 

 

В экономической литературе представлен довольно разнообразный  спектр мнений относительно возможностей государственного вмешательства в  рыночную экономическую систему. При  этом взгляды ученых существенно  менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства. Сознательное регулирование экономической  жизни государством стало реальностью  после кейнсианской революции в  экономической науке.

В процессе эволюции точек  зрений на вопросы регулирования  экономических процессов в западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции: кейнсианство и монетаризм. Кейсиансцы исходили из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие, а потому поощряется активное вмешательство государства в  экономику посредством дискреционной  фискальной политики. В основе концепции  монетаризма лежит положение  о том, что априори рынки конкретны  и рыночная система в состоянии  автоматически достигать макроэкономического  равновесия.

После возникновения развитого  рыночного хозяйства в обществе сложились различные способы  регулирования и приспособленный  им механизм управления: стихийно-рыночный и планово-регулируемый. На уровне микроэкономики в условиях рынка к настоящему времени сложился механизм планового  управления производством. В масштабе же макроэкономики, на уровне национальной экономики, долгое время преобладало  стихийное регулирование, где не срабатывали рыночные принципы. С  переходом к индивидуальной стадии производства, усложнением экономических  связей, все более настоятельной  становилась необходимость общенационального  регулирования всего процесса общественного  производства.

Представление о смешанной  экономике как экономике, составляющей рыночные основы и регулируемой государством, сформировалось в качестве особого  научного направления в рамках теории эффективного использования ограниченных ресурсов (9).

Нельзя не согласиться  с мнением Л. Абалкина, который  утверждает, что нет и не может  быть эффективной, базирующейся на современных  научно-технических достижениях  социально-ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в  мире нет (1).

Экономическая политика государства  является одним из важнейших понятий  экономической теории и необходимым  инструментом макроэкономического  регулирования. Как официальный  представитель всего общества, специально организованный устойчивый социальный институт, государство должно: обоснованно  формулировать экономические, социальные, духовные и иные потребности общества с учетом интересов будущих поколений; отражать эти потребности в соответствующих  экономических и политических программах; осуществлять увязку этих потребностей с наличными и перспективными ресурсами их удовлетворения; наконец, вырабатывать механизмы и создавать  условия для развития институтов, способствующих удовлетворению этих потребностей (6).

Главное назначение государства  в современных условиях, характеризующихся  усложнением внутренних и внешних  экономических связей, глобализацией  человеческих отношений состоит в регулировании этих процессов и адаптации их к динамичным изменениям в мировом развитии.

При этом подчеркнем, что  функции государства в современной  рыночной экономике есть отражение  переходных отношений (3). Роль государства  качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики  и в условиях функционирования уже  сложившейся, и отрегулированной экономики  рыночного типа. Но задачи государства  связаны не только с созданием  условий функционирования рынка  на всех этапах его деятельности, они  предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и  защите национальных интересов.

Государственное регулирование - это комплекс законодательных, исполнительных и контролирующих функций государства, направленных на приспособление и развитие социально-экономических основ общества к изменяющимся условиям, а также  процесс по организации общественного  воспроизводства, направленный на эффективное  использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения потребностей членов общества.

Государственные институты  должны быть достаточно сильными и  действенными, чтобы справиться с  поддержанием эффективного состояния  рыночного механизма, а это возможно при регулирующих государственных  рычагах, которые дополняют рынок  и конкуренцию. В результате хозяйственный  механизм современной смешанной  экономики выступает как единое целое, состоящее из рынка и нерыночного  регулирования.

Относительно степени  государственного регулирования и  государственного предпринимательства  существуют диаметрально противоположные  мнения. Илларионов А. (5), Ясин Е. (10) говорят  о том, что государство не должно присутствовать в экономике и  чем меньше государство, тем выше эффективность экономики, Абалкин  Л., Глазьев С. (2) - за необходимость  государственного регулирования. Разделяя мнение вторых можно согласиться  с тем, что государство может  занимать различные позиции по отношению  к рынку: «государство над рынком», «государство рядом с рынком», «государство внутри рынка». Соотношение этих форм будет зависеть от конкретного состояния  экономики данной страны в определенный период. Комплексный подход к системе  «государство - рынок» с целью поиска эффективного их взаимодействия на современном  этапе экономического развития и  на перспективу является необходимым.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы  и методы существенно различаются  по странам. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, размеры  страны, ее геополитическое положение, и многие другие факторы. Государство  оказывает влияние на экономику  посредством установления ставок налогов, акцизов и сборов, внешнеторговых пошлин, предоставляя займы и кредиты, выделяя средства на образование, науку, культуру, медицину, охрану окружающей среды и т.д. Государственное регулирование  экономики непосредственно связано  с экономической политикой и  направлено на ее реализацию. Для этих целей используется различный инструментарий: методы прямого и косвенного воздействия, административные и экономические  способы.

Все развитые страны, несмотря на свою "рыночность", пользовались и пользуются всеми методами для  реализации стратегических целей. Разные страны используют различные средства, которые можно условно разделить  на три основные группы: государственное  предпринимательство, финансовое и  кредитное регулирование, прямое административное регулирование (4).

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический  регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной  службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто  экономическое, в том смысле, что  он косвенно сказывается на поведении  субъектов хозяйственной системы.

В то же время экономические  и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу  выборов субъектов, которые сохраняют  за собой право на свободное принятие рыночных условий. Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу  экономического выбора, а порой сводят ее нулю. Это случается там, где  администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты  тотальности.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую  свободу, вполне оправданы, если они  используются в тех случаях, когда  максимальная свобода одних субъектов  оборачивается тяжелыми потерями для  других субъектов и рыночного  хозяйства в целом. Существуют области, где приложение административных методов  эффективно и не противоречит рыночному  механизму. Например, контроль монопольных  рынков, разработка экономических стандартов и их контроль, определение и поддержание  минимально допустимых параметров благосостояния населения и др.

Между тем ясно, что коренное изменение дел в любой стране, возможно лишь при условии принятия государством на себя принципиально  большей ответственности за трансформационный  процесс и формирование социально  ориентированной рыночной экономики. Многие объективные трудности построения в России «новой экономики» в течение  многих лет дополнялись субъективными  причинами, в числе которых видное место занимают допущенные ошибки в  области государственного регулирования  экономики. В России в настоящее  идея регулирования экономики стала  важнейшим звеном в продолжение  реформ и дальнейшем обновлении общества. Это ориентация обусловлена не только нынешней ситуацией в обществе, она  опирается и на опыт развитых стран  мира, в экономике которых государство  играет значительную роль. Даже в тех  странах, где наиболее прочны либеральные  традиции, рыночные отношения сочетаются с государственным вмешательством в экономику. Все социально-экономические  достижения развитых европейских стран  стали возможны на основе такого сочетания.

Государство должно, прежде всего, заботиться о поддержании  рыночной конкуренции, предотвращая монополизацию. Оптимальная степень государственного вмешательства в рыночную экономику  в российских условиях не может быть определена примерно, ее можно найти  только опытным путем (8).

Опыт всех развитых и успешно  развивающихся стран демонстрирует, что бизнес самостоятельно не в состоянии  проводить структурные реформы, выравнивать экономические и  социальные различия, диспропорции и  перекосы, находить баланс между частными и общественными интересами, естественными  и вновь создаваемыми преимуществами национального производства. В этих целях Правительство должно проводить  такую хозяйственную политику, которая  бы гибко сочетала рыночные механизмы  и государственное регулирование  в сфере производства, накопления капитала, инвестиции, занятости, спроса на жизненно важных направлениях. Необходимо активно, творчески использовать весь арсенал средств, испытанных отечественной  и зарубежной практикой. Успех экономической  политики определяется тем, насколько  эффективно она сочетается с действиями государства в таких сферах, как  бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, финансовая, внешнеэкономическая, научно-техническая, региональная, социальная.

В современных условиях экономическая  роль и функции государства усложнились  настолько, что управлять без  единого комплексного подхода просто невозможно. Повысить роль государства  в российских условиях значит:

  • фактически уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития;
  • способствовать эффективному управлению существующей государственной собственности;
  • задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;
  • формировать социальные стабилизаторы общественного развития;
  • защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей.

Ключевой проблемой формирования современной модели национальной экономики  является организация модели эффективного уклада, ориентированного на развитие личности. Социально-экономическая  реконструкция экономики, не полагающаяся на спонтанность возникновения и  функционирования рынка, требует активной деятельности государства. При этом укрепление институтов государственной  власти как практическая задача должно выводиться из объективных положений  по развитию рыночной экономики и  ориентироваться на критерий экономической  и социальной эффективности. Меры государственного регулирования должны охватить не только решение экономических проблем, но и комплекс социально-психологических  национальных особенностей.

Как отмечает В.Коков, решение  проблемы создания эффективной рыночной экономики возможно лишь с опорой на государство и посредством  его активной экономической роли (7).

Государственное регулирование  обеспечивает формирование конкурентоспособных  хозяйственных организаций, способных  работать на внутренних и мировых  рынках в условиях жесткой состязательности, концентрировать ресурсы на перспективных  направлениях обновления производства, поддерживает частные инициативы по освоению элементов современного и  новейшего технологического укладов, стимулируя инновационную активность. Оно должно способствовать проявлению конструктивных возможностей рынка, одновременно нейтрализуя его деструктивные  функции и при этом учитывать  российскую специфику. Совершенствование  экономического механизма хозяйствования предполагает расширение масштабов  государственной поддержки в  осуществлении совокупности экономической  деятельности страны. А с учетом предстоящего вступления России в ВТО  необходима разработка целевой программы  поддержки отечественных промышленных товаропроизводителей, сельскохозяйственных в особенности, на уровне государственного протекционизма.

Информация о работе Бедность как социальная проблема