Бедность как предмет социологического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Бедность - черта любого современного общества. Она считается самой социальной проблемой, сфокусировавшей в себе всю гамму социологических понятий и категорий.
В течение последних лет в нашей стране произошли экономические реформы, которые серьёзно изменили социальную структуру общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1.Теоретический анализ бедности
1.1.Понятие бедности. История изучения бедности........................3-6
1.2.Основные концепции изучения и измерения бедности………6-10
2. Бедность в современном обществе
2.1. Причины бедности……………………………………………...10-13
2.2. Бедность в представлениях россиян…………………………..13-17
2.3. Возможные стратегии сокращения бедности…………………17-20
4. Заключение…………………………………………………………….21-22
5. Список использованных источников………………………………....23

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 69.53 Кб (Скачать)

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

  1. Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности.
  2. Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения(престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.).
  3. Противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам.

Прежде  всего, следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности. В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения.

Одновременно  надо создавать условия  для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной  сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда  главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится в настоящее время в центре внимания Правительства России и Федерального Собрания Российской Федерации и пока не найдено приемлемого решения.

Еще одно направление  содействия сокращению бедности – это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др. меры.

Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного  населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения (инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.) и увеличения размера социальных льгот для бедных.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку  самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов. К таким категориям относятся Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, лица, получившие увечья и контузии при защите конституционного строя и правопорядка, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей. Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.

Важным  фактором бедности всех традиционно бедных категорий населения является низкий уровень государственных социальных трансфертов (пенсий, в том числе по инвалидности, стипендий, пособий по безработице, пособий на детей малообеспеченным семьям). Поэтому первоочередной и стратегической задачей в данном случае является рост размера пенсий и социальных пособий. Стратегия заключается в их доведении до прожиточного минимума, тактика предполагает поэтапную реализацию данного процесса.

В отношении инвалидов стратегической задачей является переход от материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и медицинской, социальной и трудовой реабилитации. Реализация такой политики связана с созданием рабочих мест для инвалидов, обучением инвалидов специальностям, которые позволили бы найти свое место на рынке труда при соответствующей поддержке со стороны государства и общества.

Кроме роста  государственных социальных трансфертов, повышение уровня жизни неполных семей связано с созданием условий для реализации профессионального потенциала женщин и нормализацией процесса выплаты частных трансфертов - алиментов. Меры, направленные против дискриминации женщин на рынке труда, скорее всего, следует отнести к числу перспективных. Они предполагают инвестирование в отрасли с преимущественной женской занятостью, развитие адекватной сегодняшним условиям сферы услуг и индустрии быта. Развитие сферы услуг, с одной стороны, создает рабочие места для женщин, с другой - позволяет работающим матерям сочетать производственную и бытовую занятость.

К числу следующих мер, и нацеленных на сокращение бедности одиноко проживающих пенсионеров, следует комплекс мер, направленных на обеспечение данной группы населения адекватным медицинским и социальным обслуживанием. Именно дискриминация лиц старших возрастов при доступности к услугам бесплатного медицинского обслуживания проявляется чаще всего. Здесь возможны два пути социальной политики. Первый предполагает признание приоритетности платных медицинских услуг и социального обслуживания. В таком случае прожиточный минимум пенсионера должен учитывать реальные потребности в медицинском и социальном обслуживании, а пенсия должна быть выше в 2-3 раза, чтобы пенсионеры даже при жестком режиме экономии могли оплатить эти услуги в соответствии с реальными нормативами потребления данной категории граждан. Второй путь предполагает систему институциональных и финансовых мер, направленных на реальное обеспечение бесплатного медицинского обслуживания для лиц старших возрастов. Этот путь представляется менее дорогим и, возможно, более эффективным. Но норматив потребностей населения в медицинском и социальном обслуживании должен быть приведен в соответствие с реальными потребностями пожилых людей, признанными социальной нормой для сложившегося уровня развития общества.

Предлагаемый  комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения, как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов. 
  
  
       
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ       

Бедность  значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Усиливается процесс социальной поляризации, расслоение общества на бедных и богатых. Подавляющее большинство граждан лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.      

Неспособность удовлетворить определенный круг минимальных  потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения  рода считается бедностью.      

Сравнительный анализ бедности в богатых и в  бедных странах способствовал  возникновению  концепции двойной бедности, согласно которой существует абсолютная и относительная бедность. Так же различают бедность «слабых» и «сильных».

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению  бедности исходят из трех основных концепций: абсолютной, основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; субъективной, базирующейся на оценках собственного положения самими людьми; относительной, предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установление единого минимального "порога бедности" по меньшей мере, проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны.

Именно  в последнее время российские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации, лишений и ограничений в социальной жизни, которые испытывает определенная доля населения. Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре.Именно концепция «Культура бедности» связывает бедность с особым образом жизни. Согласно концепции, изоляция бедных в обществе происходит через особую, передаваемую из поколения в поколение, культуру, которая, с одной стороны, представляет собой результат индивидуальных реакций на маргинальную позицию в обществе, а с  другой – относительно устойчивую, независимую от внешних условий рациональную  систему ценностей, норм и правил решения жизненных проблем.

В реферате выделены три основные причины возникновения бедности: политические (развал  СССР  и   коммунистической системы); экономические (переход к рыночной экономике, резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов, низкая заработная плата, безработица); культурные (идеология социального иждивенчества, сформировавшаяся в период социализма).

Бедность  ассоциируется в самосознании населения  России с совершенно  определёнными видами лишений. Решающую роль в причинах бедности россияне отводили макрофакторам (безработица, задержка зарплат, недостаточность социальных пособий и т.д.). Вторую по значимости группу причин бедности составляли личные проблемы – семейные несчастья, болезнь, наличие большого числа иждивенцев и т.д. И третью группу – социально - психологические причины (лень, инертность).

Борьба  с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

  • Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности
  • формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам
  • создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе
  • повышение роли профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников
  • рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников
  • увеличение занятости населения
  • совершенствование системы адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения и увеличения размера социальных льгот для бедных
 

  
  
  
  
  
       

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

    1. Александрова А., Овчарова Л., Шишкин С. Доходы населения и доступность социальных услуг // http://www.socpol.ru/publications/pdf/income.pdf, 2003.
    2. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета // http:// www.prpc.ru/discuss/pov_doc2.shtml, 2003.
    3. Васильева  Н.В.  Российская бедность как кризис // http://anthropology.ru/ru/texts/vasilyeva_nv/crisis_26.html#n4, 2002.
    4. Википедия, Свободная  энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Бедность
    5. Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Стратегии социологического исследования бедности //  Социологические исследования , 1999,  № 1, с.51.
    6. Гордон Л.А.  Четыре рода бедности в современной России  //  Социологический журнал, 1994, № 4, с. 25.
    7. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян   // Социологические исследования , 2004,  № 3, с. 17-21.
    8. Давыдова Н.М. Депривационный подход в оценках бедности  //  Социологические исследования, 2003,  №6,  с.88.

Информация о работе Бедность как предмет социологического анализа