Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы, ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:04, реферат

Описание работы

Б Цель данной работы – раскрыть влияние традиций, обычаев и нравов на жизнь человека, выделить основные ценности, накопленные поколениями. Тем самым определить, какая именно роль отводится Культуре, как историческому элементу жизни всего человечества.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность культуры………………………………………….4
Сущность культуры………………………………………………………5
Функции культуры……………………………………………………….7
2.1 Базисные элементы культуры…………………………………………8
2.2 Традиции………………………………………………………………….10
2.3 Обычаи……………………………………………………………………11
2.4 Нравы……………………………………………………………………..12
2.5 Ценности…………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

социол.tmp.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Базисные  элементы культуры:

традиции, обычаи, нравы, ценности. 
 

  Выполнил студент  2 курса

вечернего отделения  группы 78145

факультета 

Пандиной Елизаветы

Проверил: к. соц. н., ст. преп.

Вазь М.Ю

Дата сдачи________________

Оценка___________________

Подпись__________________

 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..3

    1. Понятие и сущность культуры………………………………………….4
    2. Сущность культуры………………………………………………………5
    3. Функции культуры……………………………………………………….7

2.1 Базисные элементы культуры…………………………………………8

2.2 Традиции………………………………………………………………….10

2.3 Обычаи……………………………………………………………………11

2.4 Нравы……………………………………………………………………..12

2.5 Ценности…………………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………….14

Список  литературы…………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Цель  данной работы – раскрыть влияние традиций, обычаев и нравов на жизнь человека, выделить основные ценности, накопленные поколениями. Тем самым определить, какая именно роль отводится Культуре, как историческому элементу жизни всего человечества. 

     Всё в нашей жизни изменяется столь  стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит  за новым поворотом колеса истории. И всё-таки есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что  создавалось веками, то, что свято  хранилось нашими предками и обегалось  дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно  традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности  и непосредственно в нашем  развитии. С другой стороны эти  слова могут вызвать представления  о силе прошлого, стремящейся подчинить  себе новое, молодое, задержать ход  развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних  и мудрых слов, забывая порой, что  обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют  общественные отношения, закрепляя  то, что было достигнуто веками поколениями  наших предков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Понятие и сущность культуры

     Слово «культура»  происходит  от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

     В настоящее время не существует однозначного общепризнанного определения культуры (по некоторым оценкам сегодня  имеется уже более тысячи её определений). Специалисты-культурологи до сих пор  не могут сформулировать такое определение  культуры, которое бы удовлетворило  если не всех, то хотя бы большинство  ученых.

     Культура  представляет собой способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в её материальных и  нематериальных продуктах, которые  приняты в социальных общностях  и передаются от поколения к поколению. Данное определение требует следующих  уточнений:

     - культура – сугубо  человеческий феномен,  а человек –  феномен культуры  (т.е. культура возникает и существует только в связи с человеческой деятельностью, присуща только человеку, животные культурой не обладают, а родившийся ребенок – лишь «кандидат» в люди, он формируется как человек, как личностью только в процессе освоения культуры – её ценностей, норм, идеалов).

     - культура в целом  и отдельные её  компоненты двуслойны  (т.е. за чувственно-материальным слоем предмета культуры всегда обнаруживается духовный слой).

     - чувственно материальный слой предмета культуры становится значащим в процессах духовно – творческой деятельности человека (т.е. внешняя сторона предмета культуры передает определенные духовные значения).

     - духовный слой  культуры – это  ценностно-смысловой  мир человека, его  картина мира  (все человеческие сообщества имеют свои собственные картины мира – своеобразные модели мира, которые человек ставит между собой и реальным миром, ценностно-смысловой мир культуры передается от поколения в поколение и определяет способ бытия и картину мира индивидов и социальных групп).

     - культура формирует  личности членов  общества, оказывает  влияние на формирование  индивидуальной картины  мира и тем самым  она в значительной  степени регулирует  их поведение  (т.е. картина мира – это контурная схема, которая опережает опыт, опережает его и управляет им). 1 
 
 
 
 

     1.2 Сущность культуры

     Понятие культура означает, по своей сути, все  то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические  средства и научные открытия, памятники  литературы и письменности, религиозные  системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т.д. Понять сущность культуры можно лишь через деятельность человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. 
Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам. 
Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит, истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы. 
В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются:

     - технологические (т.е. культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни). 

     - деятельностные (т.е. культура есть способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество). 

     - ценностные (т.е. концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее).

      
Все культурологи считают, что культурные процессы исследуются в главных  сферах жизнедеятельности человека.

       -Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение.

     - Культура социальная  - показывает процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства.

     - Культура духовная  – включает  в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

      
Сущность культуры, ее подлинный  смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом.  Что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы. Раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, а так же через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Функции культуры

     Культуру  изучают многие науки (философия, культурология, история, политология и др.) Но у  социологии существует свой ракурс изучения – исследование роли культуры, её функций  в формировании и развитии социальных систем.

     Культура  как социальный институт представляет собой многофункциональную систему.

     Основные  функции культуры:

     - гуманистическая (главная функция) — развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности.

     - познавательная  – накопление знаний, информации, образцов поведения, способов деятельности и мышления

     - практически –  преобразовательная  – определенные способы взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей

     - трансляция социального  опыта – передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта

     - регулятивная – на основе существующих ценностей и норм культура предписывает определенные способы поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением

     - социализации – воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс2 
 

                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 Базисные элементы культуры

Базисные единицы  культуры называются элементами, или  чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.

Совокупность  материальных создает особую форму  культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, храм, жилой дом и др.

Артефакты – отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность  нематериальных элементов образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и др.

Они – тоже результат  деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом  и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть, они существуют в нашем  сознании и поддерживаются человеческим общением. 

Информация о работе Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы, ценности