Балльно-рейтинговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В сентябре 2003 г. в Берлине Россия подписала Болонскую декларацию. Этой декларацией были провозглашены три основные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность, востребованность на рынке труда. Были определены принципы и методы достижения поставленных целей, а именно: введение общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании; введение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавр, магистр); внедрение системы кредитов, или зачетных единиц; обеспечение сопоставимого качества образования. Сегодня с Болонским процессом непосредственно связан целый ряд российских вузов и среди них – Альметьевский государственный нефтяной институт.
В настоящее время внедрение балльно-рейтинговой системы связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовки квалифиц

Содержание

ГЛАВА 1. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы:
теоретико-методологический анализ…………………………….4
1.1 Описание проблемной ситуации……………………………………….........4
1.2 Определение объекта и предмета СИ…………………………………….....9
1.3 Определение цели и задач СИ……………………………………….……...9
1.4 Формулировка гипотез……………………………………………………...10
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий….11-12
1.6 Обоснование выборки………………………………………………………12
1.7 Обоснование методов сбора социологической информации…………….13
1.8 Календарный план ………………………………………………………….13
Метод обработки данных……………………………………………..……13
ГЛАВА 2. Отчет по проведенному социологическому
исследованию……………………………………………………….14
2.1 Таблица результатов социологического исследования…………...…......14
Описание и интерпретация результатов исследования по задачам..........22
Выводы по гипотезам……………………………………………...….........34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………....…...412.
5 Методические рекомендации………………………………………….…...42
2.6 Практические рекомендации…………………………………………........42
2.7 Приложение 1.Анкета……………………………………………….…......43
2.8 Приложение 2.Интервью……………………………………………….......49
2.9 Список литературы………………………………………………….….......55

Работа содержит 1 файл

КурсоваяБРС.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

 

Содержание

 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    ГЛАВА 1. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы:  

                       теоретико-методологический анализ…………………………….4

    1.1  Описание  проблемной ситуации……………………………………….........4

    1.2  Определение  объекта и предмета СИ…………………………………….....9

    1.3  Определение   цели и задач СИ……………………………………….……...9

    1.4  Формулировка  гипотез……………………………………………………...10

    1.5  Теоретическая  и эмпирическая интерпретация  основных понятий….11-12

    1.6  Обоснование  выборки………………………………………………………12

    1.7  Обоснование  методов сбора социологической информации…………….13

    1.8  Календарный  план ………………………………………………………….13

    1.   Метод обработки данных……………………………………………..……13

    ГЛАВА 2. Отчет по проведенному социологическому

                      исследованию……………………………………………………….14

    2.1 Таблица результатов социологического исследования…………...…......14

    1.   Описание и интерпретация результатов исследования по задачам..........22
    2.   Выводы по гипотезам……………………………………………...….........34
    3.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………....…...41

2.5 Методические рекомендации………………………………………….…...42

    2.6   Практические рекомендации…………………………………………........42

2.7   Приложение 1.Анкета……………………………………………….…......43

2.8  Приложение 2.Интервью……………………………………………….......49

    2.9   Список литературы………………………………………………….….......55

Введение

 

В сентябре 2003 г. в Берлине  Россия подписала Болонскую декларацию. Этой декларацией были провозглашены три основные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность, востребованность на рынке труда. Были определены принципы и методы достижения поставленных целей, а именно: введение общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании; введение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавр, магистр); внедрение системы кредитов, или зачетных единиц; обеспечение сопоставимого качества образования. Сегодня с Болонским процессом непосредственно связан целый ряд российских вузов и среди них – Альметьевский государственный нефтяной институт.

В настоящее время  внедрение балльно-рейтинговой системы связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовки квалифицированных специалистов. Стало очевидным, что классическая форма экзамена зачастую нерезультативна, т.к. объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знания всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, происходит усреднению студентов, занимающихся регулярно и тех, кто готовится от случая к случаю,  только в период сессии. Кроме того, внедрения балльно-рейтинговой системы требует реализации Болонского соглашения, что делает этот процесс неизбежным.1

 Балльно-рейтинговая  система рассматривается в настоящий момент как переходный этап от существующей в России системы аудиторных часов и номенклатуры дисциплин в учебном плане к единой системе «зачетных кредитных единиц», которая начинает доминировать в Европе.

 Однако Болонская декларация еще не обладает всеобщей обязательностью, она лишь приглашает к вдумчивому взвешиванию всех плюсов и минусов образовательной интеграции. Несомненно одно: все мероприятия в рамках Болонского процесса направлены, в первую очередь, на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки студентов, для повышения конкурентоспособности молодых специалистов с высшим образованием на рынке труда. А значит у Болонской системы в России есть будущее и перспективы.

Подписание Россией  Болонской декларации подталкивает и наш институт рано или поздно включиться в этот процесс, но использование опыта других российских вузов, поможет нам менее болезненно перейти к новой образовательной системе.2

Глава I Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы: теоретико-методологический анализ.

    1. Описание проблемной ситуации

 

Экспериментальное внедрение балльно-рейтинговой системы  оценки знаний студентов позволило  на практике выявить как ее достоинства, так и недостатки. Достоинства балльно-рейтинговой системы в том, что она действительно мобилизует студентов на работу в течение всего семестра, а не только в период перед экзаменами. По мнению преподавателей, заметно повышается как общая посещаемость студентов, так и их активность во время занятий. Четкое расписание возможных видов работ и их стоимостной оценки в баллах позволяет студенту самостоятельно определять темп и интенсивность работы в течение семестра, исходя из желаемой оценки на экзамене (зачете). Также повышается объективность оценки труда студента со стороны преподавателя, т. к. степень работы студента в семестре становится более прозрачной. Однако у балльно-рейтинговой системы в том ее виде, в каком она внедряется сегодня, обнаружились и недостатки.3 Необходимо более детально рассмотреть систему оценки знаний студента на дифференцированном и недифференцированном зачете; разработать единое программное обеспечение для организации сбора, обработки и хранения полученных в рамках ведущегося эксперимента данных и т. д. Содержанием следующего этапа эксперимента является коррекция организации учебного процесса исходя из полученного опыта, адаптация рабочих программ учебных дисциплин с учетом требований балльно-рейтинговой системы. Что касается мнения и оценки студентов как второй равноправной стороны эксперимента, то по окончании семестра был проведен опрос с целью выявления отношения и степени удовлетворенности студентов их участием в эксперименте и его итогами. В целом студенты отметили полезность и значимость балльно-рейтинговой системы в этом плане.4

Общие положения о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов АГНИ5.

  • Положение о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов (далее – РС) разработано в соответствии с Программой развития инновационного образования в Альметьевском государственном нефтяном институте на период 2005-2010гг., принятой на Ученом совете АГНИ 25.10.2004г.
  • Рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов – система организации процесса освоения основной образовательной программы по специальностям высшего профессионального образования (далее – ООП). При этом проводится регулярная оценка знаний и умений студентов с помощью контроля результатов обучения.
  • Целью внедрения РС является:
      • повышение качества обучения за счет активизации работы преподавателей и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;
      • обеспечение мотивации студентов к овладению учебным материалом, к саморазвитию и самореализации;
      • повышение интенсивности труда студентов в течение всего учебного года;
      • осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими основной образовательной программы по направлению (специальности);
      • объективность оценки знаний, умений и навыков студентов.

    1.4. Основные  принципы РС:

      • структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули;
      • интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;
      • рейтингование достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов к освоению ООП, а также для своевременной коррекции содержания и методики преподавания;
      • регулярность и объективность оценки результатов работы студентов и преподавателей;
      • строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студентами, преподавателями, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом).

    1.5. Для эффективного  функционирования РС необходимо  наличие:

      • современного комплексного учебно-методического обеспечения по каждой из реализуемых ООП;
      • нормативных и инструктивно-методических документов по применению РС;
      • материально-технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных обучающих технологий и информатизацию всех процессов в функционировании РС.

    Рейтинговая система  оценки качества учебной работы студентов

    2.1. Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами.

    2.1.1. Рейтинг по зачетным дисциплинам формируется из баллов текущих и промежуточных контролей успеваемости, проводимых в течение семестра и не должен превышать 60 баллов.

    2.1.2. Рейтинг по экзаменационным дисциплинам не должен превышать 100 баллов в семестр.  Он формируется из следующих составляющих:

    - баллов текущих  и промежуточных контролей успеваемости, проводимых в течение семестра – до 60 баллов;

    - экзаменационной  оценки – до 40 баллов.

    2.2. При изучении учебной дисциплины количество дисциплинарных модулей может быть не менее двух и не более четырех в один учебный семестр. Примерное распределение баллов за работу студента в учебном семестре см. в Приложении 2.

    Проведение  текущего контроля и выставление  в ведомость баллов за дисциплинарный модуль производится в период с 25 числа текущего по 5 число следующего месяца.

    2.3. Виды учебной работы студентов и их оценка.

    2.3.1. Практические (семинарские) занятия оцениваются преподавателем по результатам проводимых опросов, промежуточных тестов и коллоквиумов, решения задач и т.д. Проведение занятия должно быть организовано таким образом, чтобы на каждом занятии каждый студент группы мог заработать баллы.

    В зависимости  от количества занятий в семестре по решению кафедры оценки могут  выставляться непосредственно в  баллах за каждое занятие, а потом  суммироваться.

    В деканат подаются данные о числе баллов, округленные до целого числа. 
    Результаты подведения итогов текущей успеваемости в каждой контрольной точке должны в обязательном порядке доводиться до сведения студентов.

    2.3.2. Лабораторные занятия. Каждая кафедра перед началом занятий четко определяет количество лабораторных работ, которые студент должен выполнить. Проведение занятия должно быть организовано таким образом, чтобы на занятии каждый студент  группы имел возможность выполнить лабораторную работу, а на следующем занятии защитить отчет по данной работе. Количество баллов, набранных студентом за тот или иной период, определяется так же, как и для практических занятий.

    2.3.3. Занятия по дисциплине «Физическая культура». Итоговая оценка успеваемости студентов оценивается в 100 баллов. Для получения зачета студент должен набрать не менее 60 баллов. В зависимости от количества занятий в семестре по решению кафедры оценки могут выставляться непосредственно в баллах за каждое занятие, а потом суммироваться. Кроме того, должны предусматриваться дополнительные баллы за участие студента в соревнованиях различного уровня.

    2.3.4. Самостоятельная работа. В балльной форме оцениваются такие виды самостоятельной работы как выполнение домашних заданий, написание рефератов, участие студента в научно-исследовательской работе и т.д. Максимальная сумма баллов за самостоятельную работу определяется кафедрой.

    2.3.5. Курсовые проекты и работы. Курсовые проекты и работы оцениваются по 100-балльной шкале. Текущая работа над курсовым проектом (50 баллов) оценивается руководителем по следующим позициям:

    • Постановка задачи – до 5 баллов;
    • Выбор и обоснование путей ее решения – до 15 баллов;
    • Анализ решения и оценка его качества (глубина проработки вопросов, наличие творческого подхода, использование информационных технологий и др. – до 30 баллов.

    Кафедра определяет максимальное количество баллов, которое  может набрать студент к тому или иному контрольному сроку, и  время защиты курсовых проектов или  работ. Защиты должны быть проведены  до начала последней учебной недели текущего семестра. За несвоевременное выполнение курсового проекта могут быть введены штрафные баллы (до 20).

    Защита курсовых проектов или работ (50 баллов) проводится в организуемых на кафедрах комиссиях. Оценка производится по следующим позициям:

    • Качество выполнения чертежей и иллюстраций – до 10 баллов;
    • Качество анализа используемой литературы – до 10 баллов;
    • Полнота и качество выполненной работы – до 10 баллов;
    • Использование современных информационных технологий – до 10 баллов;
    • Умение студента ориентироваться в теоретическом материале работы и доходчиво ее доложить – до 10 баллов.

    3.3.6. Учебные практики. Качество прохождения студентом всех видов практик оценивается по 100-балльной шкале, в том числе 50 баллов за текущую работу и 50 баллов за качество отчета и его защиту. По текущей работе учитываются:

    • Степень выполнения программы практики;
    • Объем и полнота собранных на практике материалов;
    • Уровень ознакомления студента с вопросами организации и управления производством;
    • Другие показатели с учетом специфики производства и вида практики. 
      Баллы по текущей работе выставляются руководителем практики от института с учетом мнения руководителя практики от предприятия.

    Информация о работе Балльно-рейтинговая система