Анализ и реконструкция этического учения Н.Н. Алексеева

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:02, реферат

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является анализ и реконструкция этического учения Н.Н. Алексеева в рамках русской этической и философско-правовой традиции, выявление специфики соотношения права и нравственности.

Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

1. Выявление социокультурных, мировоззренческих и методологических предпосылок этики права Н.Н. Алексеева;

определение идейно-теоретических оснований концептуализации правовых и нравственных феноменов в философии Н.Н. Алексеева;2

анализ методологических оснований решения Н.Н. Алексеевым проблемы соотношения права и нравственности;

раскрытие основных направлений критики Н.Н. Алексеевым западноевропейских и российских философско-правовых и теоретико-правовых концепций соотношения права и нравственности;

реконструкция философского обоснования этики права Н.Н. Алексеева;3

раскрытие мировоззренческого и методологического значения теоретических понятий права и нравственности для определения значения этих феноменов в общественном развитии;

Содержание

Введение 3

1.Биография Алексеева Н.Н. 8
2.Евразийская концепция государства и права 12
3.Теория правомочий и правообязанностей Н.Н. Алексеева 22
Заключение 26

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Контрольная Алексеев.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Содержание

      Введение           3

    1. Биография  Алексеева Н.Н.       8
    2. Евразийская концепция государства и права      12
    3. Теория правомочий и правообязанностей Н.Н. Алексеева  22

      Заключение          26

      Список литературы         28 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение

      Развитие нравственной и правовой культуры современного российского общества предполагает переосмысление и переоценку сложившейся системы ценностей, правовых норм и нравственных идеалов. В сложившейся культурной ситуации этическая и правовая науки могут давать ответы, на проблемные вопросы общественной практики, учитывая многовековой духовный опыт российского народа, сконцентрированный в его нравственных ценностях и правосознании. Этот опыт нашел свое отражение русской этике и философии права, возрождение которых должно стать одним из необходимых факторов формирования интеллектуальной культуры современной России. К числу наиболее актуальных проблем философских и юридических наук относится проблема соотношения и взаимосвязи нравственности и права в жизни общества. Во всей своей многогранности и многомерности она была поставлена уже в классической этике и философии права, цель которых осмысление ценности и достоинства права, демонстрация опасности гражданской безответственности, индифферентности или нигилистического отношения к законности, стремления добиться, чтобы уважение к правам стало непременной частью цивилизованного этического кодекса, а нравственная составляющая была неотъемлемым содержанием действующего права.

      Н.Н. Алексеев стремился создать теорию, которая, по его мнению, должна стать основой для решения фундаментальной проблемы русской философской, юридической и общественной мысли, в своих радикальных вариантах фактически принявшей форму дилеммы: мораль или право? Потребность в преодолении бинарного характера этой проблемы, поиск опосредующих аспектов, смягчающих категоричность ее формулировки, придают особую актуальность трудам Н.Н. Алексеева в современном социокультурном контексте.

  Перспективность его теории заключается в том, что проблема соотношения нравственности и права решается в контексте определенного теоретического синтеза идей русской философской и юридической мысли, с одной стороны, и идей западной философии, прежде всего феноменологии, интуитивизма А.Бергсона, философской антропологии М. Шеллера, - с другой.

  Н.Н. Алексеев был далек от отрицания культурной традиции, столь защищаемой консерваторами, но вместе с тем он стремился обосновать либеральную идею автономии права от государства. Оригинальность его философии права проявилась в том, что он попытался в рамках единой теории объяснить соотношение основных начал общественной жизни: обычаев, права, нравственности и религии. Н.Н. Алексеев стремился создать теорию, сочетающую идеи поиска духовного абсолюта с вполне реалистической теорией права, которая могла бы стать методологической основой, как профессиональной юриспруденции, так и общей теории права, рассматриваемого в контексте развития человеческой культуры в целом. Попытка интеграции философско-правовой и теоретико-правовой проблематики в русскую духовную традицию - одна из особенностей творчества Н.Н. Алексеева.

      Степень научной разработанности проблемы Концепция этики права Н.Н. Алексеева  получила определенное освещение в  работах таких российских философов  и юристов начала XX в. как Б.П. Вышеславцев, В.М. Гессен, Г.К. Гине, В. Гинцберг, Н.Г. Дебольский, Г.А. Иванов, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, П. Михайлов, П.И. Новгородцев, Р. Орженецкий, Б. Попе, Е. Н. Трубецкой, С.Н. Франк, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич, А.С. Ященко и др.

      Получив определенную известность в качестве теоретика права, Н.Н. Алексеев в  то же самое время не воспринимался  своими современниками в качестве философа. В.В. Зеньковский ограничивается лишь указанием на то, что философское  творчество Н.Н. Алексеева приостановилось, поскольку «его последующие работы были посвящены проблемам права».1

Объект  исследования: этика права Н.Н. Алексеева

      Предмет исследования: проблема соотношения морали и права в этике права Н.Н. Алексеева

      Цели  и задачи исследования. Целью данной работы является анализ и реконструкция этического учения Н.Н. Алексеева в рамках русской этической и философско-правовой традиции, выявление специфики соотношения права и нравственности.

      Реализация  указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

      1. Выявление социокультурных, мировоззренческих  и методологических предпосылок  этики права Н.Н. Алексеева;

      определение идейно-теоретических оснований  концептуализации правовых и нравственных феноменов в философии Н.Н. Алексеева;2

      анализ методологических оснований решения Н.Н. Алексеевым проблемы соотношения права и нравственности;

      раскрытие основных направлений критики Н.Н. Алексеевым западноевропейских и российских философско-правовых и теоретико-правовых концепций соотношения права и нравственности;

      реконструкция философского обоснования этики  права Н.Н. Алексеева;3

      раскрытие мировоззренческого и методологического  значения теоретических понятий  права и нравственности для определения  значения этих феноменов в общественном развитии;

      Теоретические источники исследования. Исследование проводилось на основе анализа и реконструкции оригинальных трудов Н.Н. Алексеева, таких как «Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства» Париж, 1928, «Теория государства. Теоретическое огосударствление, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931, «Идея справедливости», «Религия, право и нравственность» Париж, 1935, в которых раскрывается сущность его философско-правовой концепции, выявляется специфика соотношения права и нравственности, рассматриваются методологические и практические следствия предложенного решения.

      Методология исследования Теоретической базой исследования являются философско-этические и философско-правовые работы отечественных и зарубежных авторов. Были использованы работы по общей теории морали А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого, по философии права B.C. Нерсесянца, Ю.В. Тихонравова, Э. А. Позднякова и др. Разработанные ими представления о сущности, специфике и функциях морали и права дают принципиальную возможность постановки и решения проблемы соотношения права и нравственности в рамках философской концепции Н.Н. Алексеева. Большое значение для решения данной проблемы имеет разработка в отечественной философии системного подхода к морали и праву.

      В исследовании использовались следующие  методы: метод сравнительно-исторического  анализа этических и правовых концепций, в результате чего было выявлено место этики права Н.Н. Алексеева  в истории философии права; метод  философского анализа, позволившего рассмотреть соотношение правовых и этических понятий; культурологический подход, позволяющий выявить ценностное содержание этики права Н.Н. Алексеева, обосновать его место в системе культурных ценностей; метод системного категориального анализа, позволяющий рассматривать этику права Н.Н. Алексеева как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных этических категорий.

      Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и полученные результаты, позволяют выявить характерные особенности решения проблемы соотношения права и нравственности в концепции Н.Н. Алексеева. Право и нравственность представляют собой многогранные феномены, определяющие многие стороны, как индивидуальной жизнедеятельности человека, так и развития общества в целом. Выявление сущности, характера и закономерностей соотношения права и нравственности позволяют применять полученные результаты в целях социальной диагностики, корректировки социального развития в период становления гражданского общества. Это необходимо для повышения эффективности всех аспектов социальной деятельности, усиления их нравственного значения. Особую ценность приобретает диссертационная работа для осмысления русской этической и философско-правовой мысли. Изучение наследия русской философии и теории права чрезвычайно актуально, оно способствует повышению теоретического уровня современных исследований как в области этики, таки и в сфере юриспруденции, интенсификации их мировоззренческой, ценностной составляющей. Выводы данной работы также могут использоваться в психологии и педагогике, в теории социального управления при решении проблем формирования мировоззренческих установок личности, способствующих преодолению правового и нравственного нигилизма, а также связанных с предупреждением девиантного поведения. 
 
 

  1. Биография  Алексеева Н.Н.

  Н.Н. Алексеев прожил долгую и насыщенную жизнь. Он родился в Москве, в 1879 г., а умер в Женеве, в 1964 г. в возрасте 85 лет. "Идея государства", впервые изданная в Нью-Йорке, в издательстве имени Чехова в 1955 г., была одной из последних работ этого незаурядного русского мыслителя, историка, философа и теоретика права, крупного деятеля евразийского движения. Это и своего рода итог его политико-правовых размышлений, вехами которых явились такие яркие книги как "Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук" (М., 1911); "Введение в изучение права" (М., 1918); "Общее учение о праве" (Симферополь, 1919); Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки" (М., 1919); "Основы философии права" (Прага, 1924). В студенческие годы Алексеев пережил увлечение марксизмом, который был им воспринят не отвлеченно созерцательно, а как руководство к действию. Это единство мировоззрения и жизнедеятельности явилось отличительной чертой характера Николая Алексеева, которой он был верен до конца своих дней. Она же послужила причиной того, что в 1902 г. студент Алексеев за революционную деятельность был исключен из Московского университета и даже отбыл кратковременное тюремное заключение. Свое образование будущий философ права продолжил за границей, в Германии, и только после событий 1905 г. смог вернуться на родину, а в 1906 г., в возрасте 27 лет, закончить обучение в Университете. За время своей учебы Алексеев смог продемонстрировать столь незаурядные способности, что его наставник, проф. П.И. Новгородцев, предложил ему остаться на кафедре философии права. В 1908 г. Н.Н. Алексеев становится приват-доцентом и для подготовки к профессуре стажируется в Берлине, Гейдельберге и Париже. Затем Алексеев защищает магистерскую диссертацию (1911 г.) и становится профессором по кафедре философии права. Казалось, теперь ничто не может помешать научной карьере талантливого ученого. Но революционные события спутали все планы.      В 1918 году из-за принципиальных идейных разногласий с большевиками Николай Алексеев, профессор юридического факультета Московского университета, покидает Россию, чтобы никогда уже больше не возвратиться обратно. Начался не прекращающийся период зарубежного странничества. Правда, существенным моментом биографии ученого явилась активная, но короткая борьба с ленинским режимом. Перебравшись с этой целью из Берлина в Крым, ученый деятельно поддерживал белое движение: работал редактором белогвардейских газет "За единую Россию" и "Великая Россия" и непосредственно участвовал в боевых действиях против красноармейцев. Однако уже в марте 1919 г. вместе с остатками разгромленной Добровольческой армии Алексеев был эвакуирован в Константинополь. Повторное возвращение в Крым вместе с генералом Врангелем и преподавание в Таврическом университете Симферополя было столь же непродолжительным, и после взятия большевиками Перекопа, ученый-правовед повторно оказывается в Константинополе.           Переехав в Прагу, Алексеев принял участие в работе юридического факультета Русского университета, основателем и первым деканом которого был П.И. Новгородцев. Одной из задач факультета была подготовка национально ориентированных юристов для работы в будущей России, свободной от большевиков. В Праге Алексеевым был опубликован и его примечательный труд по правовой проблематике - "Основы философии права". В этой работе ученый попытался сочетать феноменологический метод с методом философским, питающимся от корней русской религиозной мысли. Его попытка "выразуметь" собственную структуру права, свободную от естественно-правовых, этатистских, социологических, психологических и иных односторонних объяснений, заслуживает самого пристального внимания. Следует признать, что многие идеи Н.Н. Алексеева, сформулированные в этой работе, не потеряли своего значения и сегодня, особенно в связи с наметившейся тенденцией некоторых наших маститых правоведов "идти в Каноссу" и, выкинув из своего красного угла Маркса с Энгельсом, поставить туда других западных идолов: Канта и "Права Человека".4      В условиях пореволюционной ломки судеб, характеров и мировоззрений Алексеев предпочел, не отрекаясь от духовного наследия своего отечества, принять самое непосредственное участие в создании новой русской идеологии, получившей название евразийства. В разработке евразийского учения, помимо Н.Н. Алексеева, деятельное участие приняли такие мыслителя как Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский, а позднее - Л.П. Карсавин, В.Н. Ильин, Г.В. Вернадский, Д.С. Святополк-Мирский, С.Л. Франк. Манифестом нового течения явился сборник "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (София, 1921). Затем, уже в Берлине, выходят сборники "На путях. Утверждение евразийцев" (1922) и "Россия и латинство" (1923). Позднее были опубликованы "Евразийство. Опыт систематического изложения" (1926), "Евразийский сборник" (Прага, 1929) и "Тридцатые годы" (Париж, 1931). Несколько лет выходили и периодические евразийские издания ("Евразийский временник", "Евразийские хроники", газета "Евразия").

    Фактическая эволюция советской России в этом направлении, как и практика построения корпоративного фашистского государства в Италии, а затем и национал-социалистический режим в Германии, заставили серьезно задуматься и о самой концепции идеократического государства… Алексеев, резко критикует фашизм, в котором видит воплощение худших черт западной идеологии. В 1931 г. юридический факультет в Праге закрывается, и он перебирается в Берлин, откуда также вынужден уехать в связи с приходом к власти нацистов. Перебравшись в Париж, Алексеев преподает на юридических курсах в Сорбонне. Наступивший в тридцатые годы идейно-политический кризис евразийства не мог не сказаться и на мировоззрении Алексеева.5  Евразийское движение фактически прекратило свое существование еще до начала Второй мировой войны. Уже в 30-е годы евразийское движение раскололось - часть евразийцев признала идейную трансформацию СССР, и вернулись на Родину. Другая часть - эволюционировала в сторону национал-социалистических и фашистских организации и, в конце концов, слились с ними. Своеобразная "переоценка ценностей" продолжалась в годы Второй мировой войны, во время которой ученый, находясь в Белграде и, будучи профессором Белградского университета, участвовал в антифашистском Сопротивлении. В 1945 г. Н.Н. Алексеев принимает советское гражданство, но из-за ухудшившихся отношений между Югославией и СССР был вынужден переехать в Швейцарию, где и провел остаток своих дней. 
 
 
 

  1. Евразийская концепция государства  и права 

  Евразийство исходило из утверждения России как  особого, самобытного, "серединного" культурно-географического мира, отличного  и от Европы, и от Азии, которому начертан свой исторический путь и своя миссия. Русский народ, согласно евразийской концепции, включает в себя славян, а также сходных с ними по психологическому типу народы Евразии (прежде всего, тюркские и угро-финские племена), образуя единую, многонародную евразийскую нацию. Отсюда вытекало отрицание евразийцами европоцентризма и резко критическое отношение к Западу, враждебному евразийской культуре. Евразийцы обосновывали теоретическую и практическую несостоятельность западной либеральной демократии и разрабатывали концепцию идеократического государства, в котором были бы преодолены политические крайности, присущие как западным демократиям, так и фашизму, наряду с большевизмом.

  Н.Н. Алексеев разрабатывал правовые и политико-социальные вопросы евразийства. Этим аспектам евразийской теории был посвящен ряд его работ: "На путях к будущей России. (Советский строй и его политические возможности" (Берлин, 1927); "Евразийцы и государство" (Париж, 1927); "Народное право и задачи нашей правовой политики" (Париж, 1927); "Советский федерализм" (Париж, 1927); "Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства" (Париж, 1928); "Обязанность и право" (Париж, 1928); "Евразийство и марксизм" (Прага, 1929); "Религия, право и нравственность" (Париж, 1930) и др.     Евразийское государство по Алексееву - это новое государство, государство "гарантийное", т.е. обеспечивающее осуществление некоторых постоянных целей и задач и в этом смысле противостоящее либеральному государству, ограничивающему свою деятельность защитой прав граждан. В частности, государство должно блюсти православие, защищать правду, обеспечивать физическое существование народа. Для этого следует, охраняя необходимую для экономической жизни сферу свободной инициативы и конкуренции, регулировать и контролировать ее с точки зрения интересов целого, т.е. осуществлять государственно-частную систему хозяйствования. В основе такого государства лежит единая государственная идея, "идея-правительница" (Н. Трубецкой), стабилизирующая общественное мнение и формирующая господствующую идеологию общества. Такое идеократическое государство является, по Алексееву, одновременно и демотическим государством. Демотическое государство построено на "народных основах", но не в смысле механистического западного "народного" суверенитета, а как "организованный" и "органический" народный суверенитет, носящий государственно-идеологический и надклассовый характер. В таком государстве политические партии старого парламентского типа должны быть заменены новыми, корпоративными организациями, построенными по профессиональному или территориальному принципу.     Свою концепцию евразийского государства Н.Н. Алексеев охотно связывает с идеями Платона, "для которого вопрос об образовании правящего слоя в государстве был самым основным и важным вопросом". Вслед за Платоном и современными ему западными социологами (В. Парето и др.) мыслитель полагает, "что без образования некоторой "элиты" не может существовать никакое нормальное общество и что, следовательно, проблема ее воспитания заслуживает самого серьезного обсуждения".6 Ведущий слой призван организовать культуру в ее различных направлениях, но под такой организацией, по мысли Алексеева, "следует понимать единство внутреннего убеждения в истине, а не внешнюю регламентацию духовной жизни, не принудительную нивелировку ее идейного богатства. Осуществить эту последнюю задачу ведущий слой способен только тогда, когда он сам, в своей собственной структуре воплотит принципы высшего духовного общения, - когда он будет представлять собою нечто вроде духовного ордена, который призван водительствовать морально, а не насильственно".7 Такой правящий слой возможен там, где на место многих партий становится единая ведущая организация. А это в свою очередь возможно только при условии, что духовные искания человечества стабилизировались и что, соответственно, стабилизировалось общественное мнение. "Такое состояние очень далеко от современной стадии развития европейской культуры, духовная жизнь которой протекает в атмосфере бурных исканий истины, блужданий в погоне за ней и некоторого идейного разброда. Поэтому современные государства очень далеко стоят от стадии государственного совершенства. Ведущий слой в них типично разбит на несколько враждебных групп, объединенных или тождеством эгоистических интересов, или сходством образа мыслей (сходством миросозерцаний), или тем и другим вместе. При таком положении проблема власти в современном государстве разрешима двумя путями: или путем чередования тех или других групп во властвовании, или путем насильственного подавления одних групп другими. Первый есть путь современной демократии, второй - путь современных диктатур".8 Ни тот, ни другой вариант не устраивает Алексеева. Он пытается сконструировать идеальный государственный строй, путь к которому лежит между либеральной демократией и насильственной диктатурой.  Осуществить подобный строй, по замыслу ученого, возможно только тогда, когда будет обретена истина, а это предполагает не субъективную убежденность в истине, а объективное овладение ею. "Поэтому тот отбор, который соответствует природе совершенного государства, - подчеркивает Алексеев, - правильнее назвать не идеократическим, но эйдократическим, считая, что эйдос в отличие от психологически окрашенного слова "идея" не есть одно из возможных многочисленных понятий о существующем, но необходимый, цельный, созерцательно и умственно осязаемый смысловой лик мира. Только тогда, когда такой лик ощущается человеком, "миросозерцание" его можно считать "истинным" в высшем смысле этого слова и противопоставлять другим возможным миросозерцаниям, построенным на знании отрывочном и относительном. Ведущий отбор в совершенном государстве должен обладать подобным знанием высшего "эйдоса", должен быть до некоторой степени им "одержим". Другими словами, ему должна быть открыта высшая религиозно-философская истина, которой он призван служить и которая не может не объединять его в одно целое". 9 Таким образом, в концепции идеального государства Алексеева причудливым образом соединились эпистемологические идеи феноменологии и социальные идеи платонизма: "здесь, - отмечал сам автор, - раскрывается извечный смысл учения Платона о царстве философов, а также и смысл понятия теократии, как государства, высшим принципом которого является верховная из идей - идея религиозная". 10           Таковы некоторые характерные черты идеального государства по Н.Н. Алексееву, которое представляет собой не только вариант утопии, восходящий идейно к Платону, но и весьма напоминает усовершенствованную модель советского государства. Действительно, в целом ряде своих работ мыслитель подчеркивал определенную близость советской и евразийской государственной модели. Так, Алексеев полагал, что идея органичного народного представительства, лежащая в основе советской системы (но не советской практики), может быть использована в евразийском государстве. "В советской системе отправным пунктом является не отдельный человек и не искусственное соединение людей, но органический территориальный член целого - совет, округ, область, город и т.п. - или же профессиональные объединения людей в пределах этих территориальных единиц, наконец, национальные части государства. Начала эти и подлежат дальнейшему укреплению, развитию и усовершенствованию в евразийском государстве".11      Другим позитивным моментом советского государства является, по Алексееву, упразднение партии в западном смысле слова. Большевистская партия не является "частью" общества, а выражает интересы целого. Поэтому "…советская система дает возможность удачно сочетать наличность стабилизированного общественного мнения с его динамикой. Советская система слагается из диктатуры единой партии и из ряда "представительных" учреждений. Первая воплощает начало постоянное, вторые - начало подвижное. Правильное сочетание этих двух начал и составляет основную задачу евразийской политики".12 При этом Алексеев признавал не только преимущества, но и недостатки, присущие правящей коммунистической партии. "Новый, революцией рожденный правящий слой имеет то преимущество, что является объединением идеологическим, однако ему свойственны и громадные недостатки. По существу своему его идеология является ложной и, кроме того, нам чужеродной, заимствованной с Запада. И что самое главное, по положению своему в государстве новый правящий слой имеет характер западной партии, т.е. частного объединения, преследующего некоторые политические цели. В смысле юридического положения коммунистическая партия никак себя не закрепила: в советском государстве она существует фактически, официально в советской конституции о ней ничего не говорится. Поэтому вся постройка советского государства как бы двоится между официальными учреждениями советов и неофициальными учреждениями коммунистической партии. Получается два правительства - явное и тайное: съезды советов и их органы, съезды партии и ее органы. Такое положение нельзя признать нормальным. Оно необходимо толкает или к превращение советского режима в многопартийный, или к конституционной легализации "партии" как официального органа республики. Теперешние вожди республики должны понять, что перед нами - только эти два пути, причем вступление на первый означает превращение России в подобие Европы второго сорта, вступление же на второй является попыткой построения государства нового типа".13 Однако фактическая эволюция советской России в этом направлении, как и практика построения корпоративного фашистского государства в Италии, а затем и национал-социалистический режим в Германии, заставили серьезно задуматься и о самой концепции идеократического государства… Алексеев, резко критикует фашизм, в котором видит воплощение худших черт западной идеологии. В 1931 г. юридический факультет в Праге закрывается, и он перебирается в Берлин, откуда также вынужден уехать в связи с приходом к власти нацистов. Перебравшись в Париж, Алексеев преподает на юридических курсах в Сорбонне. Наступивший в тридцатые годы идейно-политический кризис евразийства 11 не мог не сказаться и на мировоззрении Алексеева. Своеобразная "переоценка ценностей" продолжалась в годы Второй мировой войны, во время которой ученый, находясь в Белграде и, будучи профессором Белградского университета, участвовал в антифашистском Сопротивлении. В 1945 г. Н.Н. Алексеев принимает советское гражданство, но из-за ухудшившихся отношений между Югославией и СССР был вынужден переехать в Швейцарию, где и провел остаток своих дней. В последние годы жизни усиливается интерес мыслителя к религиозной философии. Он издает сочинения "Мир и Душа" (1953) и "Форма мышления и атомная революция"; работает над рукописью книги, озаглавленной "О последних вещах"14.    К этому заключительному периоду творчества мыслителя относится и книга "Идея государства", которая имела подзаголовок "Очерки по истории политической мысли". Но труд Алексеева не является просто блестящим хронологическим изложением истории западных политических идей. Это своего рода историко-политические мемуары, автор которых прощается с надеждами и упованиями своей молодости и зрелости, со своей утопией совершенного государства, и, умудренный опытом прожитых лет, по-видимому, готов повторить вслед за библейским мудрецом: "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, - и нет ничего нового под солнцем" (Еккл.1: 914

Информация о работе Анализ и реконструкция этического учения Н.Н. Алексеева